понедельник, 23 июня 2025 г.

Просто езжай. Часть 6. Уход и обслуживание. Предисловие.

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

Если хотите научиться регулировать переключатели или менять тросики — возьмите специализированную книгу c руководством по ремонту велосипедов. Их существует множество, и эта глава — не «урезанная» версия таких руководств. Здесь я расскажу о вещах, которые вы в них не найдёте, но которые всё же относятся к широкому понятию «обслуживание».

Я бы хотел кое в чём признаться. Это признание не станет сюрпризом для моих катающих друзей, но возможно вы такого не ожидаете услышать от человека, который ездит на велосипеде ежедневно с 1970 года и который является велосипедным профессионалом (в том смысле, что зарабатывает велосипедами на жизнь). Говорю как есть: я ненавижу возиться с велосипедами. Я всегда сам обслуживаю и чиню свои байки, делаю это хорошо — но ограничиваюсь минимумом. И это не так плохо, как звучит. Если делать этот минимум правильно, он работает долго.  Грамотно собранный велосипед не требует постоянной подстройки, как пианино или гитара. Болты регулировки переключателей не разбалтываются сами по себе. Подшипники, отрегулированные один раз, остаются в норме годами. Кареточный узел с сальниками и пыльниками за $50 может отходить 24 000 километров без лишнего внимания.

Безопасность требует определённой сконцентрированной работы, но любой, кто способен прочитать эту книгу, справится. Если же хотите сами делать все работы по механической части, то купите книгу, запишитесь на курсы, научитесь у знающего друга. А эту главу читайте ради неочевидных приёмов, о которых молчат стандартные руководства.

воскресенье, 22 июня 2025 г.

Аксессуары — 53. Перчатки: наименее необходимый аксессуар

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

Если верить продавцам перчаток, кататься без них — чистое безумие. В холодную погоду перчатки (или варежки) действительно имеют смысл, но в хорошую погоду они далеко не обязательны.

Конечно, они защищают руки, но кожаные модели быстро становятся потными, вонючими и покрываются солевыми разводами. Если я сажусь на велосипед с чистыми руками, засовывать их в пропахшие потом перчатки не хочется. Да, их можно стирать и сушить, но это лишние хлопоты.

Бывало, я падал и сдирал кожу на ладонях, сожалея, что не надел перчатки. Но я предпочитаю быть готовым к поездке в любой момент, и в большинстве случаев перчатки для меня — это просто ещё одна вещь, которую можно потерять и потом искать.

суббота, 21 июня 2025 г.

Аксессуары — 52. Туклипсы для городского фиксера в кедах

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

Я ездил с туклипсами и ремнями больше двадцати пяти лет и в середине 80-х горячо их защищал, когда появились контактные педали. Я знаю о туклипсах всё. Я даже сам делал ремни и модифицировал клипсы. Я жил этим.

Я не застал момент, когда туклипсы изобрели (это было в начале 1900-х), но могу предположить, как это произошло. В те времена у велообуви были кожаные подошвы — так продолжалось до середины 70-х, пока их не cменили резиновые и пластиковые. Кожа скользит по педалям, а металлические туклипсы не давали ноге соскользнуть вперёд и удерживали её на месте. Почти все велосипеды тогда были фиксами — с фиксированной передачей, где педали крутятся постоянно — и ремень дополнительно фиксировал ногу.

Через несколько лет появились велошипы (клиты) — как дополнительная мера против скольжения, позволяющая ослабить ремень, но сохранить надёжное крепление. Первые шипы были просто тонкими кожаными брусками, прибитыми к подошве, чтобы они вставлялись между передней и задней частью рамки педали, предотвращая проскальзывание и снижая необходимое натяжение ремня. Кожаные шипы использовались вплоть до конца 60-х, потом их сменили металлические, а затем и пластиковые.

Туклипсы и ремни продавали так же, как сейчас продают контактные педали: сначала гонщикам, а потом, когда этот узкий рынок был освоен, — всем, кто хотел относиться к велоспорту серьёзно. Их продвигали с тем же сомнительным утверждением, что и сегодня: «Они позволяют передавать усилие по всему кругу педалирования, почти вдвое повышая эффективность». В 70-х ничто так не подчёркивало серьёзность райдера, как туклипсы, ремни и обувь с шипами, и ничто так не выдавало новичка, как их отсутствие.

Преимущество туклипсов перед контактными педалями в том, что с ними можно ездить практически в любой обуви. Лучший вариант — это теннисные кроссовки, ботинки для футбола в зале или любая обувь с плоской, неширокой подошвой. Например, Адидас Самба (Adidas Samba, для футзала) популярны благодаря узкой гладкой подошве, которая легко входит и выходит из туклипсов, а их резина ,созданная для искусственного покрытия, отлично держится на педалях. До того как я начал гонять и перешёл на шипы, я ездил в Найк Кортез (Nike Cortez). Главное — избегать обуви с широкой или рельефной подошвой.

Я до сих пор предпочитаю туклипсы контактным педалям, потому что они не заставляют носить нелепую узкоспециализированную обувь. Сегодня туклипсы чаще всего можно увидеть у райдеров до двадцати пяти лет — отчасти из-за моды, отчасти потому что они всё ещё удобны для фиксов и подходят к той обуви, в которой они ездят.

А почему бы вообще не избавиться от клипс и ремней и просто ездить в тех кроссовках или сандалиях, что на вас сейчас?
Это следующий шаг. (См. «Хитрости с обувью»).

пятница, 20 июня 2025 г.

Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде. Грант Питерсен.

Здесь и далее — мой вольный перевод книги Гранта Питерсена. Почему я решил её переводить написано тут. Главы и части книги будут доступны по ссылкам в оглавлении. Я не получаю за перевод деньги, поэтому позволю себе снизить планку качества. Моя цель — передать основной посыл. При этом я не хочу погрязнуть в тонкостях и деталях. Потому что это скучно и обречено на провал. И потому что перевод — это всегда аппроксимация. В то же время, совесть и диплом переводчика не позволяют мне гнать порожняк и откровенную халтуру. Но ошибки и тупняк неизбежны. Отмечу ещё, что знаю про нормы и правила, и что правильно писать "поезжай", но я так же знаю, что языковые нормы весьма узколобы и надменны, и не поспевают за развитием языка. Я люблю язык во всех его видах, диалектах, наречиях и жаргонах. Люблю вертеть им как вздумается, и знаю, что он совершенно не против. Против обычно конкретные люди. Так же хочу предупредить, что запятые и прочие знаки препинания расставляю в тексте по велению сердца. Рассыплю жменю запятых, где лягут, там им и место. Читайте с осторожностью, держите Валидол наготове.




Отказ от ответственности

Автор книги не является врачом или специалистом сферы здравоохранения. Те знания, которыми он делится в книге, получены за счёт общего образования по данной теме и личного опыта. Перед тем как менять свой образ жизни, проконсультируйтесь с медицинским специалистом. Автор и издатель не несут ответственность за любые потери, увечья, или травмы, связанные с любой информацией или советами в этой книге.

Посвящение

Моей семье и коллегам, которые ни разу не заорали пока я писал книгу, хотя им и хотелось.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех тех людей в издательстве Воркмэн, которые предоставили мне возможность, помогли прозвучать лучше, чем я звучу в реальной жизни, и облекли мои слова в книгу. Среди многих, я бы хотел поблагодарить: Питера Воркмэна, Боба Миллера, Сьюзи Болотин, Мэри Элен О'Нил, Дэвида Шилера, Сару Эдвард-Корбет, Бет Лэви, Джесику Розлер, Селину Мир, Лорен Реди, Джесику Винер, Пэйдж Эдмундс, Джени Мэндел, Уолтера Вайнца и Ретсу Такахаши. А ещё Дэниела Светкова, который дал мне отличный совет; Мэйнарда, который вычитывал и редактировал ранние наброски; Ватсона, который помог мне найти работу, что привело меня в итоге к этой книге; и Шелдона Брауна, который научил меня правильно писать "задний переключатель". И Мэри, которая вычитывала, перевычитывала, терпела, и всегда поддерживала меня.

Оглавление

Введение
_______________________

Часть 1. Езда
_______________________

Предисловие
1. Не вращай педали
2. Не считай километры
3. У тебя слишком много передач
4. Тяжёлый ездок, трудные подъёмы
5. Проезжай расколбас навыком, а не технологией
6. Езди как фея, не как бык
7. Проходи повороты как Джеки Робинсон
8. Сначала переключай ногами
9. Не бывает слишком коротких поездок
10. Ногами лучше, чем педалями
_______________________

Часть 2. Одежда
_______________________

Предисловие
11. Хитрости с одеждой
12. Жители пустыни не носят майки
13. В лес надевай лесную одежду
14. Сюрприз: ткани не дышат
15. Не мудри с трусами
16. Хитрости с обувью
17. Пончо — одежда для реальных Негонщиков
_______________________

Часть 3. Безопасность
_______________________

Предисловие
18. Вопрос предсказуемой езды
19. Внимание: твоя задняя фара может убить
20. Опасайся дверей
21. На велодорожках не бывает гонщиков. Больше места для тебя.
22. Как святой на велодорожке
23. Шлемы не настолько хороши, как рассказывают
24. Обязаловка по шлемам и её последствия
25. Шлем — не чепчик, и прочие советы как его носить
26. Шлем имени Мо Ховарда
27. Повышенная видимость лучше, чем повышенный риск
28. Свет для езды ночью
29. Как отогнать Барбоса (или "Даже моя собака ненавидит тебя")
30. Следи за эксцентриками

_______________________

Часть 4. Здоровье и физическая форма (не путайте их)
_______________________

Предисловие
31. Езда — паршивое упражнение на все группы мышц
32. Езда сжигает калории и заставляет вас есть больше
33. От углеводов жиреют
34. Займись другими упражнениями и прокачайся
35. Растяжку переоценивают
36. Пособие по выбору мониторов сердечного ритма для Негонщиков
37. Знай свой организм
38. Пей когда хочешь, а не впрок
39. Электролиты для чайников и скупердяев
40. Сёдла не вызывают импотенцию
41. Четыре особенности хорошего седла
42. Золотой век хороших сёдел — сейчас
43. Женские сёдла, женские промежности
44. Смешные сёдла, проблемы с промежностью
45. О кожаных сёдлах
_______________________

Часть 5. Аксессуары
_______________________

Предисловие
_______________________

Часть 6. Уход и обслуживание
_______________________
 
54. Дерево как велостойка
55. Цепь: всеми нелюбимая часть велосипеда
56. Когда пора менять цепь
57. Чистка и смазка цепи
58. Если цепь соскочила
59. Как избежать закусывания цепи
60. Мытьё и полировка вашего велосипеда
61. Обработка царапин
62. Испрекрашенность
63. Укрась обмотку руля жучьими экскрементами
64. Фиксируй обмотку руля шпагатом, а не изолентой


Поделиться ВКонтакте







Аксессуары — 51. Насосы, а не парниковые газы

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

CO₂-картриджи

Можете носить с собой CO₂-картридж в качестве аварийной подстраховки, если вам это необходимо или просто нравится, но не делайте его основным решением для обычного прокола. Гонщики используют их, потому что они экономят около двух минут по сравнению с ручной подкачкой. Но что значат эти две минуты? Для не-гонщиков CO₂-картриджи слишком дороги и расточительны. Кроме того, современные насосы отлично работают — сейчас просто не найти плохой.

Рамные насосы

Чинить проколы — это хлопотно, даже если делал это сто раз. Хочется поскорее вернуться в седло и двигать к цели цели, а такие задержки раздражают. Именно поэтому я предпочитаю полноразмерные рамные насосы. После замены или починки камеры вам понадобится большой насос, а не мини-версия, потому что он выдаёт большой и наполняющий качок воздуха.

Мини-насосы

Мини-насосы популярны среди:

  • велосипедистов, которые ездят на карбоновых велосипедах или любых других с закругленными стыками, куда не крепится рамный насос;
  • и у тех, у кого украли два или больше рамных насосов с припаркованного велосипеда.

Мини-насосы помещаются в сумки, куда большой насос не влезет. Это удобно, если вы оставляете велосипед на улице и хотите взять насос с собой, чтобы его не украли. Лучшие мини-насосы раскладываются при движении ручки, поэтому качают больше воздуха, чем можно предположить по их компактному размеру. Но они всё равно несравнимы с полноразмерными насосами.