четверг, 26 декабря 2019 г.

Безопасность — 23. Шлемы не настолько хороши, как рассказывают

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

Если вы часто катаете без шлема, то рано или поздно повстречаете незнакомца с нотациями. У каждого есть своё мнение, и люди обожают им делиться. Шлемы — самый сложный и спорный вопрос в современном велосипедном мире. И мнений по этому вопросу существует гораздо больше, чем только два. Аргументы в пользу безопасности очевидны и скучны, но давайте всё же рассмотрим механику работы шлемов.

Когда вы бьётесь головой в шлеме о мостовую, машину, дерево, или о скалу, пенополистирол в шлеме сдавливается, замедляя движение мозга в черепной коробке и снижая силу удара о кости черепа. Сам по себе пенополистирол слишком хрупкий, поэтому у шлемов делают внешнюю твёрдую оболочку, она распределяет силу удара по большей площади. А лямки крепления удерживают всё это дело на вашей голове.

Мы могли бы на этом и закончить, как будто этим всё сказано, но на удивление — не всё.

Шлемы вызывают когнитивные искажения*. Любое защитное снаряжение, которое вы применяете, — химзащита, бронежилет, парашют, непрокусываемые сапоги, велосипедный шлем, — всё это увеличивает риск несчастного случая. В этом и суть защитного снаряжения: увеличить уровень защиты, чтобы можно было делать то, что без защиты делать просто тупо и опасно. Вы можете возразить, что отправляясь в места, где водится много змей, имеет смысл надевать ботинки с голенищем до колен. Это просто голос разума. Но на это так же можно возразить, что изначально не стоит в змеиных местах лезть в густую траву, вместо того чтобы лезть туда  и уповать на змеезащитные ботинки. Если змея греется на камне на уровне колен, она может вас укусить в район паха, и ботинки тут не спасут.

Надеть шлем, а потом фигачить в потоке машин, или на скорости нестись по трейлу, или съезжать вниз по стрёмной каменистой секции — велосипедная форма увеличения риска средствами защиты, потому что без шлема вы бы ехали медленнее, а то и вообще бы пешком под горочку спускались. Идти на повышение риска при использовании защиты имеет смысл только тогда, когда эта защита абсолютная или даёт весомые гарантии. Но велосипедные шлемы не дают абсолютной защиты. В отличие от мото-шлемов, велосипедные должны быть лёгкими, должны хорошо вентилироваться, чтобы быть удобными. Велосипедные шлемы дают только тот уровень защиты, который в условиях рыночной конкуренции позволяют дать постоянно снижающийся вес и улучшенная вентиляция.

Тесты велосипедных шлемов на безопасность — героическая попытка благонамеренных частных компаний, корпораций и госорганизаций воспроизвести реальные падения и столкновения в лабораторных условиях. Но реальные падения и столкновения сложно провести с повторяемостью и воспроизводимостью, которую требуют стандартизированные испытательные процедуры. С годами методы испытаний и требования соответствия практически не менялись. Самое главное испытание — тест на поглощение удара, результаты которого показывают вызванную перегрузку.

Стандартный тест предполагает, что нужно поместить пятикилограммовую искусственную голову внутрь шлема, и ронять её с разных высот на металлические объекты разной формы, которые в спец. литературе они именуются "наковальнями". Высота падения предопределяется скорость столкновения. Форма наковальни устанавливает с какой высоты будет произведено падение, и, соответственно, влияет на скорость в момент соударения. Если поверхность наковальни плоская, шлем роняют с большей высоты, и он разгоняется до 22 км/ч. Если поверхность наковальни выпуклая или изогнутая, площадь контакта уменьшается, и шлем роняют с меньшей высоты, в результате он ударяется на меньшей скорости. Разные формы наковален призваны имитировать разные вещи, в которые вы можете врубиться головой при падении. Вроде всё выглядит убедительно, но насколько реалистичен такой тест?

Возможно, ваша голова и весит пять килограмм, но я предполагаю, что к ней присоединено тело весом 50-140 кг. В лабораторных тестах нет никакого тела, только искусственная голова. Скорость столкновения в 22 км/ч, при которой проводится тест в лаборатории (от теста к тесту цифра немного меняется, но 22 км/ч — типовое значение), тоже выглядит как-то не особо правдоподобно. Если вы прикинете с какой скоростью катаетесь, и с какой скоростью едут машины, значения в 35-65 км/ч окажутся вполне реальны. Но в мире не существует велосипедных шлемов, которые прошли бы тест на таких скоростях. А ещё надо задуматься зачем в тестах на столкновение с выпуклой поверхностью шлем роняют с меньшей высоты и она ударяется на меньшей скорости. Почему это происходит? Потому что когда вы врезаетесь головой в угол или пожарный гидрант, вы катитесь медленно?

Остаётся открытым вопрос что безопаснее: надевать шлем и переоценивать его уровень защиты, или кататься без шлема, но аккуратнее? Может быть ответ в том, чтобы кататься в шлеме, но забыть, что вы его надели. Но это легче сказать, чем сделать. Большинство людей тонко ощущают то, что надето им на голову.
_________________________________________________________________________

* — эффект Пельцмана.

Поделиться ВКонтакте