понедельник, 9 декабря 2019 г.

Безопасность — 18. Вопрос предсказуемой езды

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

Рано или поздно каждый велосипедист слышит, что предсказуемое поведение — основа безопасной езды в потоке машин. И ведь вы действительно хотите, чтобы велосипедисты были предсказуемыми, когда вы ведёте машину, правда ведь? Я точно хочу. Да все водители хотят. Если вы непредсказуемы, водители начинают нервничать, и вынуждены проезжать мимо вас с осторожностью. Точно так же, как вы на велосипеде проезжаете мимо неуклюжего малыша, который неуверенно шагает зигзагами по велодорожке. Но задумайтесь: пусть для водителей это неудобство и беспокойство, то, что они при этом притормаживают и пристально следят за вами, играет вам только на руку.

Быть аккуратно непредсказуемым — один из способов заставить водителей ехать осторожнее. Вы знаете как некоторые велосипедисты поносят на чём свет стоит тех, кто нарушает правила на велосипеде? Дескать, они тем самым портят облик всего велосообщества, и в результате водители ненавидят велосипедистов. Я в это не верю. Я не призываю никого топить через перекрёсток на красный, или ездить как идиот. Хочу, чтобы это было ясно. Но учитывая количество велосипедистов (и идиотов среди них), кто-то из них просто обязан ездить по-идиотски. И это будет злить водителей, да. Но помимо этого, такие велосипедисты не дают водителям расслабиться — вот ещё один едет; интересно, он такой же витающий в облаках суицидник, как прошлый? Небольшая неоднородность в типаже велосипедистов на дороге вовсе не такая уж плохая вещь. Но есть одно обстоятельство, при котором предсказуемость лучше непредсказуемости: когда вы поворачиваете налево на перекрёстке поперёк потока. В любой ситуации когда вы ставите свою жизнь под угрозу, будьте сверх-предсказуемы.

Но хватит теоретизировать, перейдём к практическим вещам. Британский психолог, велосипедист, и ученый в области дорожного движения Иэн Улкер провёл самые обширные исследования езды велосипедистов в потоке машин. Он утверждает, что водители автотранспорта предоставляют больше всего места на дороге ездокам без шлемов, женщинам (или мужчинам, которые выглядят как женщины), и велосипедистам в обычной гражданской одежде. Согласно исследованиям, ездок в обычной одежде без шлема выглядит так, будто он не знает что делает. Может, он впервые за многие годы сел на велосипед. Женщины же всё ещё борются со старыми стереотипами — многие мужчины воспринимают их за рулём велосипеда как беспомощных и уязвимых.

Иллюстрация из книги, художник — Ретсу Такахаши.
По логике, вам следует быть женщиной без шлема или быть похожим на неё. Но это может оказаться непрактично. Есть другой способ: безопасное виляние. Например, вы едете по дороге, глянули за спину и заметили приближающуюся машину. Реакция большинства велосипедистов: прижаться ближе к краю проезжей части. И водители именно этого от вас и хотят — чтобы вы им уступили дорогу, дали больше пространства для обгона, свалили нахрен с пути. Попробуйте другой расклад: за три-четыре секунды до того как машина с вами поравняется (хорошо бы иметь велосипедное зеркало), слегка вильните или чуть-чуть заберите в сторону от края дороги, а потом вернитесь на свою траекторию. Вы должны выглядеть неуверенно и отрешённо. Левой рукой махните вверх, или в сторону, можете ей потрясти типа пальцы онемели. Ваша цель не в том, чтобы испугать водителя, а в том, чтобы выглядеть слегка неустойчиво, и так, словно вы не замечаете приближение машины. Это вынудит водителя более аккуратно объехать вас. Будьте внимательны, контролируйте ситуацию, рулите чётко и уверенно, просто дайте водителю небольшой повод объехать вас с дополнительной осторожностью.

Поделиться ВКонтакте