четверг, 21 апреля 2022 г.

Здоровье и физическая форма (не путайте их) — 45. О кожаных сёдлах

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

На счёт кожаных сёдел сформировалось устойчивое мнение, что их трудно разнашивать, но когда разносил, то на них супер комфортно ездить. Пожилые чуваки любят рассказывать сколько времени и страданий занял процесс прикатки седла, пока оно из состояния деревяшки не перешло в мягкое идеально облегающее задницу. Но я никогда не чувствовал, что на новом кожаном седле прям неудобно сидеть, или что оно совсем не подходит. А я катаюсь практически на одних лишь кожаных сёдлах с начала 90-х. Катаюсь я на них только потому, что мне нравится как они выглядят и как на них сидится, и потому что у них есть ушки для крепления подседельной сумки. Если бы меня не волновал внешний вид и крепления, я бы сэкономил деньги и ездил на пластиковых седлах, которые тоже бывают вполне удобными, и которых дофига всяких разных.

Я люблю кожаные сёдла больше, чем кто-либо ещё, но не настолько глуп, чтобы считать корову ответственной за все их свойства. На кожаных сёдлах я езжу уже больше двадцати пяти лет, и знаю, что именно форма седла в большей степени определяет его удобство, нежели материал. Моей заднице не нравится Брукс Про (Brooks Pro) или Брукс Свифт (Brooks Swift), но нравится Брукс Б17 (Brooks B17). Ваша задница, возможно, наоборот предпочтёт более узкие седла. Что я хочу сказать: не надо пробовать одно кожаное седло и считать, что они все одинаковые. Они все разные.

Производители сёдел любят говорить, что на коже ваша промежность будет чувствовать себя комфортнее и будет меньше нагреваться, в результате меньше вероятность получить натёртости. И все эти плюсы появляются за счёт того, что кожа седла дышит. Даже если принять самое широкое понимание термина "дышит", я всё равно сомневаюсь в заявлении этих производителей. Если кожаные сёдла дышат и проветриваются, то почему в жаркий день они насквозь пропитываются потом, а после этого целую вечность сохнут?

Просто смотрите на факты: сёдла делают из кожи толщиной 5 мм; у этой кожи плотный верхний слой; её обрабатывают воском и маслами во время окрашивания; а когда вы приносите новое седло домой, то дополнительно смазываете его влагозащитным составом. Это довольно фиговый способ получить "дышащее" седло.

Кожаные сёдла не дышат. Они всего лишь впитывают жопный пот, становятся влажные и провисшие.

Уход за кожаным седлом

Если вы решили ездить на кожаном седле, нужно о нём правильно заботиться. Правила следующие:

  • Не давайте седлу промокнуть. Пот, дождь, что угодно — если намокло, то растянется, а потом высохнет в растянутом виде. Накройте седло специальным чехлом, если идёт дождь, или если вы собираетесь обильно потеть (соль в поте тоже не идёт седлу на пользу). На короткие и не очень долгие поездки в сухую погоду ничем накрывать не надо.
  • Не держите на солнце. Солнце повредит кожу седла точно так же, как повредит вашу собственную кожу. Если вы держите велосипед на улице, час за часом, неделю за неделей, то накиньте что-нибудь на седло или используйте чехол.
  • Смазывайте седло, но не слишком обильно. Смазки на основе масел размягчают кожу, она провиснет и потеряет форму. Брукс Пруфид (Brooks Proofide) и защитный состав для кожи от Обенауф (Obenauf's Leather Preservative) безопасные мази, но с каждой из них тоже можно переборщить. Для большинства случаев достаточно наносить мазь раз в два-три года. Если вы живёте в засушливом климате, то раз в год.
  • Скажите седлу "прощай", когда придёт время. Кожа портится, это происходит вне зависимости от того сколько она стоила, или какой срок службы обещал производитель. Я бы хотел, чтобы они вообще перестали давать обещания. Бруксу даже пришлось сократить гарантийный срок до двух лет после того как всякие скупердяи катали на бруксовских сёдлах по пять и больше лет, а потом поднимали вой, требовали, — и в большинстве случаев получали, — замену на новое. Реальность такова, что если вы много весите и игнорируете описанные здесь советы, то можете угробить кожаное седло за год. Если о седле заботиться и бережно с ним обходиться, то оно прослужит вам от восьми до десяти лет.
Реанимация старого седла

Отремонтировать старое изношенное и растянутое кожаное седло можно двумя способами: классическим традиционным, который тянет на четвёрочку с минусом по шкале воскрешения и даст эффект на год, и трешовым — на уверенную пятёрку, и эффект сохранится в пять раз дольше.

Классический традиционный способ: Просверлите или проковыряйте три-четыре отверстия внизу боковых свисающих частей седла с каждой стороны. Стяните боковые части через получившиеся отверстия. Можно зашнуровать, можно пластиковыми стяжками соединить. Когда вы стяните бока, то провисшая поверхность седла приподнимется и станет более упругой. На некоторых кожаных сёдлах уже есть заранее насверленные отверстия именно для этой цели.

Трешовый современный способ: В пространство между рельсами седла и внутренней поверхностью кожи засуньте кусок пенополистирола, прочного, но податливого. В Ривенделле мы используем полистирольные формы, оставшиеся от упаковки товаров. Отрежьте кусок нужного размера, и запихайте под седло, но так, чтобы он там плотно сидел и не болтался. Этот кусок пенополистирола поддерживает кожу изнутри и предотвращает, — ну, по крайней мере, сильно ограничивает, — провисание и растягивание кожи, которые и убивают в конечном счёте большинство сёдел. Я с уверенностью вам заявляю, что этот способ великолепно работает как для предотвращения порчи нового седла, так и для восстановления старого. Есть разные заводы, которые производят подходящий пенополистирол, так что материал найдёте.

Если бы у меня было много велосипедов и я не потянул бы по деньгам кожаные сёдла на каждом из них, то без всяких раздумий поставил бы везде пластиковые сёдла. Они дешевле, легче, дольше служат, по сравнению с кожаными, и не так привлекают велосипедных воров. Я бы, конечно, немного скучал по внешнему виду кожаных сёдел, но зато современные пластиковые сёдла бывают супер комфортными. Ну, и в любом случае вы не можете увидеть уродство седла пока крутите педали.

Иллюстрация из книги, художник — Ретсу Такахаши.


Комментариев нет:

Отправить комментарий