воскресенье, 1 декабря 2019 г.

Одежда — 16. Хитрости с обувью

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

На заре велогонок плотное соединение ноги с педалью было полезно и почти что необходимо. В это время все велосипеды были с фиксированной передачей, без механизма свободного хода и педального тормоза, а передаточное соотношение было слишком низким по сегодняшним меркам. Когда гонщики разгонялись до 30 км/ч, то молотили ногами как взбесившийся паровоз. Если при этом нога слетала с педали, было очень сложно замедлить вращение и снова её на педаль поставить. Туклипсы, стропы и шипы появились и развивались только для того, чтобы снизить шанс соскакивания ноги с педали. А с появлением механизма свободного хода проблема исчезла сама собой. Но к тому моменту туклипсы и стропы настолько укоренились, что пути назад уже не было. К 1980 году если ты ездил без них, тебя просто не воспринимали всерьёз.

Затем, в середине 80-х на сцену вышла компания ЛУК (LOOK), которая занималась производством лыжных ботинок и креплений. Компания познакомила велосипедный мир с лыжными технологиями при помощи своей системы контактного крепления "педаль-ботинок". Эта система стала первой популярной системой такого рода. Профессиональные гонщики взяли её на вооружение, остальные производители тут же подтянулись, и буквально в три года практические каждый шоссейный гонщик в странах первого мира оказался на контактах. Дальше контакты захватили мтб-гонки, и сегодня их используют даже доверчивые коммьютеры. Когда я вижу десятилетнего ребёнка в контактных ботинках, меня охватывает страх за наше будущее.

Сторонники контактов утверждают:
  • с ними передаётся больше мощности, потому что она не тратится на деформацию мягкой и гибкой подошвы ботинка;
  • с ними проще прикладывать мощность к педали во время всего кругового движения ноги.
К слову сказать, оба утверждения неверны.

Если ваши педали достаточно большие, скажем, 6.5 на 9 см, ну, с компактный цифровой фотоаппарат размером примерно, — любой ботинок работает без сгибания. Просто потому что он стоит на педали. Если платформа педали не может сгибаться, значит и ботинок на ней — тоже, будь он хоть супер-пупер гибкий. Кроме того, та часть ноги, что выступает за габариты педали, тоже не сгибается при педалировании. Потому что это не позволяет сделать механика работы ступни.

Гонщики — единственные, кому выгодны контакты. И то, это только потому, что у них слишком маленькие и скользкие педали. Если вы не катаетесь на миниатюрных педалях, с которых соскакивает нога, вам не нужны жёсткие контактные туфли.

Аргумент про 360 градусное приложение мощности такой же слабый. Есть исследования, где с помощью компьютера замеряли эффективность педалирования профессиональных гонщиков и слабеньких новичков. В этих исследованиях показали, что никто не тянет педаль на обратном ходу. Самые эффективные ездоки просто на обратном ходу меньше давят на педаль, по сравнению с зелёными новичками. Но они всё ещё давят на педаль, хоть это и не очень хорошо, поскольку мешает противоположной ноге, и вынуждает её поднимать ещё и этот вес. Просто самые лучшие ездоки давят слабее. Так вот, раз они не подтягивают педаль, то и вам не надо. А если вы не подтягиваете педаль, то нет никакого приложения мощности все 360 градусов, следовательно нет больше никакой биомеханической или физиологической причины приковывать свою ногу к педали.

Преимущества педалирования свободной ногой с лихвой перевешивают все реальные или вымышленные преимущества пристёгивания. На топталках:
  • Вы можете носить любую обувь из вашего гардероба, по погоде, настроению, внешнему виду. Вам не понадобится подбирать себе "велосипедные туфли", потому что вы не вбухали двенадцать тысяч в навороченные педали, для которых они нужны.
  • Ваши мышцы дольше работают. Перемещение ступни по педали приводит к смещению нагрузки, в результате она перенаправляется по разным мышцам, распределяется более равномерно. В горку можно вкручивать интенсивно стоя, ставя при этом основания пальцев на ось вращения педали, а можно в затяжные подъёмы сидеть в седле и над осью педали располагать середину стопы. Да, ваша нога не стоит в заряженной на победу магической точке максимальной эффективности, но ощущения от педалирования будут более естественные и приятные, и их не получить, если жёстко зафиксировать ногу на педали.
  • Вы снижаете шанс заработать травму за счёт повторяющихся нагрузок. Потому что ступня естественным образом двигается по педали, что меняет биомеханику езды.
  • На светофорах вам легче слезать и залезать на велосипед; не надо ничего поворачивать, чтобы выстегнуться, не надо ничего вщёлкивать.
  • Можно заходить в магазины не на пятках. Вы можете бегать! Вас больше не ограничивают дорогие ботинки странного вида.
Езда со свободной ступней — отнюдь не революционная и не новаторская идея, и это не сердитые нападки в сторону устоявшегося порядка. Это просто норма. Это естественно. Так ездят в детстве. Так как ездит большая часть планеты. Так ездили бы вы, не попади вы под влияние гонок. Представьте, вы годы и десятилетия счастливо крутите себе на топталках в обычной обуви, без всяких инцидентов и проблем. И вот, ни с того ни с сего, вы вдруг делаете заключение: нужна специальная обувь, которая работает только на велосипеде, или нужны специальные педали, которые работают только со специальной обувью. Можете себе это представить?

Конечно, я знаю, что иногда полезно иметь плотное соединение ноги с педалью. Например, когда вы спринтуете в дождливую погоду и нога может соскользнуть, или если вам надо перепрыгнуть на ходу дохлого опоссума, или если нужно заскочить на бордюр, не слезая с седла. Но отказываться от нормальной обуви ради этих редких случаев просто бессмысленно.

Поделиться ВКонтакте