вторник, 6 июня 2017 г.

Введение в байкпакинг. Производители и конструкции сумок.

В предыдущих двух статьях мы рассмотрели терминологию, идеологию, историю а так же основные типы сумок и области их применения. В этой статье поговорим о конструктивных отличиях сумок. Охватить абсолютно все варианты не получится, да и не нужно. Новые сумки и детали появляются часто, мы здесь рассмотрим принципиальные отличия. В качестве примеров буду приводить зарубежные сумки потому что для них легче найти фотографии.

В 2015 году в мире было больше 60 производителей байкпакинговых сумок, и все разного масштаба: крупные производители велосипедной снаряги, которые расширили свою линейку в сторону байкпакинга, одиночки, гаражные конторы, а так же те, кто перерос гараж, и стал отшивать большие объёмы. Сейчас производителей стало ещё больше. Точную цифру не нашёл, но по ощущениям — за сотню.

Характерной чертой зарубежного рынка является серийность. Вместо индивидуального пошива под каждую конкретную раму и заказ, производитель старается сделать несколько размеров, конструктивов и модификаций, отшить их, и держать на складе. Покупателю объясняют как из ассортимента выбрать  варианты. Особенно этот подход заметен на внутрирамных сумках — их сложнее всего сделать универсальными.

Есть ещё один подход: выпуск брендированых сумок. Это когда  производитель рам или велосипедов Salsa Cycles обращается к производителю сумок Revelate Designs, и заказывает разработку сумок под размеры своих рам.

И всегда остаётся вариант индивидуального пошива — то, с чего всё начиналось. Встречал мнение, что это единственно верный подход для байкпакинга, позволяет максимально оптимизировать сумки под свои нужды, а все серии и универсальность — происки маркетологов. Соглашусь, но отчасти. Серийность позволяет снизить стоимость изделия, а значит больше людей смогут себе позволить сумки для байкпакинга. Да, не всем эти сумки нужны, да, некоторые купят потому что модно. Но будут и те, кому нужно, и кого устроит серийный вариант. Те, кому нужно своё особенное, обратятся за индпошивом. Все довольны.



На слайде я собрал 11 производителей интересных конкретно мне. В верхнем ряду 5 американских производителей, самый крупный из которых — Revelate Designs. Компания стояла у истоков байкпакинговой снаряги в США, накопила опыт, до сих пор делает вещи, которые остальным остаётся только копировать. Porcelain Rocket выпускает нестандартные решения: герметичные внутрирамные сумки без молний и подседельные сумки для регулируемых штырей. JPacks — обычная контора, но очень любит модульные внутрирамные сумки. Andrew the Maker — мужик из Канзаса, который работал автомехаником, угорал по тачкам и гонкам, а потом угорел по велосипеду и уволился. Теперь он работает дома на шести швейных машинках пока его дети спят. Делает сумки неописуемой красоты. Bedrock Bags — интересны тем, что производство сумок в 2016 году объединилось с веломагазином и веломастерской. Вы можете прийти к ним без всего, с одной лишь идеей велопутешествия, они вам подберут велосипед и сумки. От вас потребуется только куча денег.

В среднем ряду производители из Великобритании. Apidura специализируется на простых и ультралёгких сумках. Их очень любят всякие шоссеры и ультрамарафонцы. Alpkit делает дешёвые по европейским меркам решения, интересна широким ассортиментом не только сумок, но и одежды, спальников, бивиков, палаток/веложелезок, быстрой и недорого доставкой в Россию. Restrap интересна своей модульной подседельной сумкой на шнуровке и ассортиментом.

В нижнем ряду польский Bikepack, шведский Endless Trails Outdoor Equipment и известный многим немецкий Ortlieb.

К мировым производителем я причисляю и отечественных. Их много, поэтому вынес на отдельные слайды.



Приглашаю вас самостоятельно ознакомиться с каждым, решить чем он интересен, и насколько ниже его цены по сравнению с зарубежными коллегами. Если я кого-то забыл — пожалуйста, напишите в комментариях.

На этом с производителями закончим, перейдём к конструкциям. Самая стандартная из них — полноразмерная однообъёмная внутрирамная сумка.


Имеет один вход и одно отделение. В сумке могут сделать вертикальную разъёмную перегородку. Она не даст боковинам сильно раздуваться, если вы её плотно набиваете, и разделяет объём на отсеки, что добавляет удобства. А если придётся запихивать что-то большое, перегородку можно разъединить.

Иногда на боковинах делают плоские карманы на молнии для телефона / карты, или сетчатый карман для просушки мокрых носков.

Стандартные внутрирамные сумки можно сделать клиновидными — tapered. Поскольку в передней части и внизу расстояние до ног больше, можно сделать сумку шире и увеличить полезный объём в этих местах.

Стандартная однообъёмная сумка технологически проста, поэтому дешевле других внутрирамных сумок. Это плюс. Минус в том, что сумку придётся всю перетряхивать, чтобы достать необходимое со дна. Чем больше передний треугольник вашего велосипеда и сумка, тем существеннее минус. При этом имеет смысл посмотреть в сторону двухсекционных сумок.


Здесь два отсека разделены горизонтальной перегородкой. В каждый — свой доступ. Перегородка может быть разъёмной, что позволит запихать большие предметы. Как и в стандартной, можно сделать карманы и клиновидный профиль. Дополнительная молния помимо удобства добавляет и минусов: увеличивает количество технологических операций, стоимость и вероятность поломки.

Если ехать в поход надолго, остаться с поломанной молнией на середине маршрута будет грустно, в этом случае имеет смысл избавиться от молнии совсем.


Нет молнии — нет проблем. Вход на скрутке позволяет набивать сумку больше расчётного. Из минусов мы получаем всё тот же один отсек, от которого уходили. Ну, и ещё большую стоимость.

Внутрирамные сумки шьются из влагозащищённой ткани, но через молнии и швы всё равно протекают при сильном дожде. Это нужно учитывать. Если вы готовы угореть по хардкору, и забыть про деньги, то хорошо выглядят герметичные решения. Их пока ровно одно: сумка под именем 52 Hz от компании Porcelain Rocket. Название отсылает нас к самому одинокому в мире киту.

Фото: www.bikepacking.com/gear/porcelain-rocket-52hz-review/
Большая сумка нужна не всегда, в коротких поездках можно обойтись маленькой. Но не все хотят иметь две сумки и менять их местами. Для таких людей придумали модульные сумки. Когда места хватает, берёте верхнюю секцию, а в свободное пространство треугольника устанавливаете фляги с водой. Когда нужно увезти больше вещей, прилепляете ещё и нижнюю секцию, а воду переносите в другое место.



На нижней секции не видно липучек, потому что она крепится к раме болтами через отверстия для флягодержателя. В сумке для этого установлена жёсткая пластина с усилением в местах отверстий.


Из другой альтернативы липучкам есть шнуровка:


Шнуровка красиво выглядит и оставляет много места на верхней трубе для крепления бензобака и инструментальной сумки, меньше проблем с согласованием точек крепления. Липучка забитая грязью хуже держит. Шнуровка ведёт себя одинаково в любом состоянии. Минусы у сумки на шнуровке тоже есть: её долго устанавливать и снимать.

Разговор по внутрирамным сумкам предлагаю завершить интересным решением Олега Бондаренко, которое он любезно опубликовал в велосипедной ветке легкоходного сообщества Lightpacker.ru вконтакте


Вместо того, чтобы прятать сумку в раму, Олег предложил прятать раму в сумку. Такое решение успешно применяется в походах с 1999 года. Более подробно про конструкцию и способ крепления читайте в комментариях по ссылке выше.

Перейдём к подседельным сумкам. Стандартный вариант представляет из себя мешок из влагозащищённой ткани с входом из скрутки. Скруткой можно регулировать объём. 


В районе седла сумку делают узкой, чтобы не задевать ногами. Чтобы при набивании сумка меньше раздувалась в этом месте, можно добавить жёсткие вставки. Сумку соединяют с рельсами седла и подседельным штырём стропами. 

Из всех конструкций подседельных сумок эта наиболее простая и дешёвая. И это плюс. Минус: промокает, требовательна к набивке. Промокание решается вставкой внутрь геромомешка, грамотная набивка приходит со временем. Но и хорошо набитая сумка раскачивается на колдобах. Кому-то всё равно, для кого-то это неприятно. Если сумку плохо набить, она переломится посередине и будет тереться о колесо. Бывает, внутрь стандартной сумки производитель вшивает пластиковый каркас, тогда раскачивания и переламывания нет.

Если  на ночёвку сумку нужно забрать в палатку, придётся её снять, и утром прицепить обратно. Проблем возникнуть не должно, но если рельсы седла низкие, то пропихивать стропы с фастексами будет неудобно. После нескольких ночёвок такая сумка может выбесить. Особенно если закончились силы и упал дух, что бывает в гонках или сложных походах.

Удобнее вытаскивать гермомешок из модульной системы. Заодно и вопрос с промоканием решается. Если каркас корзины для мешка содержит жёсткие элементы, болтанка на неровностях снижается. 


Если в подседельной сумке нужно перевезти тяжёлые вещи или негабарит, лучше добавить консоль. Консоль крепят к подседельному штырю, она может двигаться от седла к колесу. Получается почти багажник, но без стоек и легче. Консольные модульные сумки могут широко раззявливать пасть — главное, чтобы длины строп хватило, и колесо не обтиралось. А ещё модульные подседельные сумки не раскачиваются.


Если вам нужна консольная сумка, но не модульная, их есть у меня. Вернее, у канадской компании Аркель. Весьма интересное решение с креплением: хорошо распределяется нагрузка, очень быстро крепится, требует мало места на подседельном штыре. Хорошее решение, но дорогое.


Горные катальцы с регулируемыми подседельными штырями сталкиваются с проблемой совместимости. Стандартные подседелки не дают штырю работать. 


Можно обратиться за индивидуальным пошивом, и вам сошьют подходящую сумку.  С одной стороны крепление сумки к подседельному штырю будет выше, под самыми рельсами. В результате треугольник стабилизации сумки "рельса+рельса+штырь" уменьшится по площади, и сумку будет сильнее колбасить. С другой стороны подседельные сумки для регулируемых штырей маленькие, чтобы в нижнем положении не тереть колесо. Маленькие сумки меньше раскачиваются.

Если у вас уже есть подседельная сумка и вы не хотите покупать новую, можно попробовать соорудить костыль. Для этого вам понадобится обрезанный подседельный штырь с боковым креплением к рельсам. Крепление с боков занимает меньше места на рельсах, больше шансов поставить два штыря на седло. 

Есть ещё вариант купить серийную сумку для регулируемых подседельных штырей. До этого года был только один вариант: Albert от компании Porcelain Rocket. Сейчас есть ещё Highline от Rogue Panda и Black Dragon от Bedrock.

С подседельными сумками закончили. Закроем большую байкпакинговую тройку вариантами нарульных сумок.


Стандартный вариант — это по сути мешок с двумя входами на скрутках, усилениями в местах контакта с велосипедом,  и крепежом. Два входа удобны если мешок длинный — не нужно вытаскивать всё содержимое, чтобы достать вещь с дальнего края. Наиболее простая и дешёвая конструкция. Бывает герметичная и промокаемая.

Сумка крепится к рулю и выносу руля. Получается всё тот же треугольник стабилизации. Чем шире и прямее ваш руль, чем сильнее разнесены точки крепления сумки к рулю, тем меньше её колбасит при поворотах. Если у вас сильно изогнутый руль с узким участком в районе выноса, могут быть проблемы. 
Фото: www.chainreactioncycles.com

Обладателям таких рулей можно посоветовать модульную систему. Она состоит из грузовой платформы и гермомешка. Если платформа обладает достаточной жёсткостью, болтания сумки исчезнут. В качестве приятного бонуса не нужно будет отстёгивать сумку чтобы забрать в палатку.  

Для тех у кого низкий рулевой стакан и руль, есть вариант вот такой грузовой платформы с углепластиковым каркасом.


Можно випхнуть большой мешок, но перекрываются фонари на руле.

У шоссейных рулей баранов есть особенность: стандартные и модульные нарульные сумки неудобно использовать, скрутки упираются в крюки руля. На помощь приходит сумка с вертикальным входом. Ей можно пользоваться не снимая с руля, она занимает макимальное пространство между крюками, объём можно увеличивать вверх.


На этом с большими сумками закончим, и перейдём к мелким. А раз уж говорили о нарульных сумках, рассмотрим карманы к ним.


Ничего особенного в них нет. Просто бывает удобно в него складывать мелочёвку. Доступ бывает на молнии и на скрутке. Бывает герметичный и промокаемый. Может крепиться к рулю, или к самой нарульной сумке. Иногда в комплекте к карману идёт стропа для ношения на плече. Можно в карман складывать ценные вещи, и уносить с собой, если нужно отлучиться.


Про бензобак и почему он так называется мы говорили в предыдущей статье. Конструктивные отличия разных моделей в форме входа: бывает с одной молнией вдоль, бывает с молнией по кругу и откидной крышкой. Для придания формы делают вставки из пластика или закрытоячеистой пены. Герметичных не встречал. Крепится к верхней трубе и проставочным кольцам над рулевой.


Есть конструкции без молний. На магните, как у Revelate Designs, или на липучке, как у Kiselev Bikepacking. Оба варианта открываются и закрываются на ходу одной рукой. На слайде один из первых прототипов бензобака от Kiselev Bikepacking, сейчас конструкция ещё лучше. Приобрёл себе один и тестирую, напишу потом обзор. Отечественного производителя я тут привожу в пример, потому что больше никто в мире таких бензобаков не делает.


Инструменталка крепится к подседельному штырю и верхней трубе. К ней предъявляются жёсткие требования по ширине. Широкая будет задевать за внутреннюю поверхность бёдер. Чем сильнее наклон верхней трубы у вашего велосипеда, и чем длиннее голая часть подседельного штыря, тем шире может быть инструментальная сумка. Я провёл эксперимент с картонной моделью на моей раме с нулевым наклоном трубы. Оказалось, что нужна сумка уже 15 мм. Это бессмысленно, поэтому я от данного типа сумок отказался.


Ходовой перекус, мелочёвку и бутылки с водой удобно возить в фидбэгах. Они вешаются на руль и вынос, иногда имеют дополнительный крепёж за корону вилки для стабилизации. Вход затягивается шоккордом, или закрывается крышкой на липучке. Иногда в днище делают отверстие с люверсом для слива воды, иногда внутреннюю вставку делают съёмной, но чаще она просто выворачивается наизнанку и отчищается от мусора.

Удобство использования зависит от конструктива входа и фурнитуры. Самые удобные на мой взгляд — это варианты с одноруким кордлоком. Чтобы открыть тянешь за одну верёвку, чтобы закрыть тянешь за другую. Вот так:




На видео заснята последняя версия Mountain Feedbag от Revelate Designs, но я скажу вам по секрету, у нас тоже есть такое решение. Делает всё тот же Kiselev Bikepacking.

Фото: vk.com/kiselev_bikepacking

Любителям нестандартных форм можно рекомендовать фидбэг прямоугольного сечения. Говорят, в таких удобно объективы для фотоаппарата перевозить. 


Осталось рассмотреть только держалки для груза на вилку и на нижнюю трубу. Я их упоминал в предыдущей статье. Держалки изготавливаются из пластика, алюминия или титана. Основная особенность — крепятся на три болта. Можно попробовать под данную задачу приспособить обычный флягодержатель, и  для небольших бутылок это будет работать. Но если вам понадобится перевозить двухлитровые бутылки, или гермомешки литров на 5, лучше использовать трёхболтовую держалку. Ей удобнее пользоваться, и меньше шансов, что сломается. Самая лёгкая — титановая Many Thing Cage от компании King Kage. Самая доступная из надёжных — Outpost Cargo Cage от Blcakburn.



Вот так это дело выглядит на велосипеде:


По конструкциям всё. В следующей завершающей статье читайте про бюджетный комплект сумок.

Поделиться ВКонтакте

6 комментариев:

  1. Анонимный11/7/17 18:56

    Добрый день.

    Подскажите пожалуйста, как обстоят дела с карбоновыми рамами (MTB).

    Если вешать подседельную сумку, как рассчитать нагрузку на место крепления штыря, дабы не выломать его при нагрузке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. С карбоновыми рамами и компонентами только одно отличие - в местах контакта с сумками нужно дополнительные наклейки от протирания лакокрасочного покрытия и самой рамы делать. В плане нагрузок на излом - проблем нет.

      Удалить
  2. Анонимный18/7/17 16:54

    Благодарю за ответ. Т.е. Если я приобрету багажник с упором на перья, проблем не будет? Я не смог найти информацию у производителя (CUBE) на счет рекомендуемого веса и максимального веса. К сожалению когда приобретался велосипед хотелось гонять по лесам, а теперь хочется путешествовать, вот и задался вопросом, что проще и надежнее, купить шоссейник/циклокросс или же попробовать поставить резину поуже и пытаться вкручивать на MTB.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой ответ был в контексте байкпакинга и сумок, которые устанавливаются без багажника и консолей. Если вы на карбоновые перья поставите багажник, то скорее всего их сломаете.

      Удалить
  3. Здравствуйте! Спасибо за эти обзорные статьи, многие вопросы отпали. Хотел узнать по поводу сумок для вилок - существует ли сумки для вилок, которые можно установить если отсутствуют багажные крепления на вилке, но(допустим) на вилке есть крепления под полноразмерные крылья? Имею ввиду ригиндые вилки, в первую очередь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Рад, что статьи пригодились. Сумки для вилки подразумевают использование трёхболтовых держалок. Если на вилке нет отверстий под держалки, можно прикрутить держалки на сантехнические хомуты. К примеру, на OUTPOST CARGO CAGE от Blackburn в металлическом основании держалки есть плоские прорези, через которые можно червячными хомутами притянуть её к вилке. Если держалка без таких прорезей, можно воспользоваться модернизированными хомутами Universal Support Bolt от компании King Cage. Ещё можно самостоятельно насверлить в вилке отверстий, и запрессовать туда резьбовых заклёпок, получатся необходимые крепления. А если вам вообще не нужно объёмные мешки на вилке перевозить, а только воду, то можно на вилку обычные флягодержатели прикрутить хомутами и скотчем.

      Удалить