суббота, 20 апреля 2019 г.

Простыня про раму Singular Puffin

Давно мечтал о фэтбайке. У всех есть, а я как лох. Тоже хочу. Но мечта мечтой, а я никогда на фэте не катался, и не очень понимал зачем он мне нужен. Зимой я дома сижу, на диване уютном, закутавшись в шерстяной клетчатый плед. Да и летом особо никуда не езжу. По разным причинам. Основная из которых — лень. И мне не стыдно в этом признаться.

Но я стараюсь бороться с ленью, тем более велосипеды я люблю, и кататься на них — тоже. В 2018 году сезон не закрывал. Благо был повод: раз в неделю перед работой мы с единомышленниками встречаемся выпить кофе и пообщаться. Называем всё это дело #coffeeoutsidemoscow. Ну, вот, лето откатал. А осенью выяснилось, что как-то и незачем переставать кататься. По прежнему можно ездить на кофе и на работу. И погода, как оказалось, осенью вполне себе хорошая. А там и зима подоспела. И зимой тоже катается неплохо. 

Езжу я всё время на своём Kona Unit X c 27.5+ колёсами. Писал про него обзор и восторженный отзыв. Восторгов не убавилось, отличный велосипед, очень нравится. В конце осени, до первого снега сильно упал на льду, после чего решил, что пора открыть для себя шипованную резину. Раньше никогда не пользовался. Зачем она на диване-то? Купил Schwalbe Ice Spiker Pro Evolution 27.5х2.6. Откатал на ней осень-зиму-весну. В основном по городу в соотношении 50/50 парков и второстепенного асфальта. Отличная резина, ни одного шипа не вывалилось, держит крепко, катит быстро. Ни разу не упал. Ездил я в среднем километров по 50-75 в неделю. И чем больше ездил зимой, тем больше хотелось попробовать каково бы оно было на более широкой резине. И в марте месяце звёзды сошлись, друг предложил катнуть вместе по снежным трейлам, поочерёдно меняясь велосипедами: то его Surly Pugsley с 4.0 шиповкой, то мой Kona Unit X с 2.6 шиповкой. 


Очень круто, когда можно оперативно сравнить впечатления от езды на двух разных велосипедах. Итог теста был закономерный: надо брать фэт. Он лучше держит, легче едет, резину не водит на низком давлении. Там где на юните приходилось ехать, рулить в поте лица, балансировать и всё своё внимание уделять конкретно езде, на фэте можно было просто втопить и при этом по сторонам глазеть. Ну, а там, где было много мокрого рыхлого снега, мой юнит просто не ехал. В целом, проехать трек можно на любом велосипеде, но на фэте тратишь меньше сил, получаешь больше удовольствия. А поскольку удовольствие от езды для меня всегда было на первом месте, абстрактные мечты о фэте начали принимать более конкретную форму.


После этой поездки в голове начала формироваться концепция велика для зимнего коммьютинга по моему садово-парковому маршруту. Возможно, и хотелось бы, ещё и для зимних походов выходного дня. И для летнего каталова по пескам. Ну, и как знать, может фэт так зайдёт, что я уподоблюсь другу, который отринул и продал все остальные свои велосипеды, и теперь всегда и везде катает на своём стальном фэте. Всё это вилами по воде, а вот зимний коммьютинг вполне реален. Поэтому при выборе фэтбайка я ориентировался на него в первую очередь. 

Покатавшись зимой на юните я понял, что для города надо делать синглспид трансмиссию. Задний переклюк и низкая лапка собирают очень много снега и соли. При этом особого рельефа в городе нет, синглспид будет вполне уместен. Мало какие рамы позволяют эту задумку реализовать. А если отбросить карбон и алюминий, то серийные варианты рам можно пересчитать по пальцам. На кастом у меня нет денег. На титан тоже. :) Мне нравится сталь, не пугает вес и подверженность коррозии.

Изначально я хотел себе взять Surly Pugsley. Вернее, его реинкарнацию. Оригинальный Пагсли стал в 2004 году первым серийным фэтбайком, быстро набрал популярность, с годами превратился в легенду, можно сказать, — в эпоху. 

Старая версия Пагсли, фото с сайта rei.com

С 2004 года фэтбайки ушли вперёд, появилась куча стандартов, размеров, решений. И по сегодняшним меркам Пагсли выглядит дико: у него спереди и сзади 135x10 мм квикрелиз втулки. Других не было. Чтобы иметь возможность на таких втулках собрать колёса под широкую резину, раму и вилку приходилось делать с офсетом. Со смещением типа. Вилку тоже гнули, чтобы была возможность переставить колёса местами, если вдруг накроется медным тазом барабан задней втулки. Для этого на втулку переднего колеса ставили синглспидовый фривил, или использовали 135 мм втулку с фиксированной передачей.


Под такую раму нужно собирать колёса со смещением. Не все современные ободья позволяют такие колёса собрать. Само производство офсетной рамы, как я понимаю, оказывается дороже симметричной. Геометрия рамы тоже устарела, сейчас в моде трейловая геометрия и коррекция под амовилку. Странно, сложно, дорого. Всё это постепенно привело к тому, что Пагсли стали покупать всё реже, и Шурли (да-да, я знаю, что лучше писать Сёрли) вынуждены были приостановить производство этой модели. Взамен предлагалась более дешёвая и современная Венсдэй.

Surly Wednesday, фото с сайта surlybikes.com
В 2018 году, к всеобщей радости и ликованию поклонников, мужики из Шурли снова начали варить Пагсли. Но немного обновлённого.

Surly Pugsley 2.0, фото с сайта fat-bike.com
В новой версии слегка изменили угол рулевой, увеличили слоупинг, избавились от перемычки между подседельной и верхней трубами. Но самое естество модели осталось прежним: офсет, никакой амовилки, перекидывание колёс. Модель позиционируется как ультимативная экспедиционная колесница. Тут тебе и втулки 135 мм, которые даже в африканской деревне раздобыть можно в случае чего, тут тебе и переднее колесо со звёздами, которое выручит, если барабан заднего вертится на холостом ходу, тут тебе и возможность всегда и везде сделать синглспид на горизонтальных дропаутах, если переключатель сломался. Тут и самое важное для моего применения — возможность собрать заднее колесо на относительно дешёвой планетарной втулке, и катать зимой какбэ на синглспиде, но со скоростями. В общем, чудо как хороша эта модель велосипеда.

И я понял, что хочу именно Пагсли. И меня не пугали морально устаревшие стандарты и решения. Планетарка Shimano Alfine 8 затмевала всё. Начитался людей, которые с такой втулкой годами катают на Пагсли по морскому побережью и зимнему городу, понял, что идея будет работать. Начал искать варианты, сравнивать цены. Нашёл фреймсет старой версии по очень приятной цене в немецком hibike.com. Написал туда, а в ответ получил: "Сорян, чувак, всё распродали, забыли сайт обновить". Ну вот. А Pugsley 2.0 везде стоит что-то около 50 тысяч рублей с доставкой. Дораха. Нашёл на ebay отличный вариант. Мужик в штатах купил себе в 13 году фреймсет Пагсли с расчётом на неспешную сборку, да так и не притронулся к нему. Новый фреймсет, моя ростовка. Всё чудесно. Только доставка посредниками стоит дороже фреймсета, и мужик не хочет слать в Россию напрямую, ему сложно.

Пришлось отказаться от идеи собирать себе фэт на базе Surly Pugsley. Попутно я убедил себя, что в африканские пердя не поеду, втулка на 135 мм мне не упёрлась, сойдут и современные фэт стандарты 170/177 мм. Проблема с барабаном на холостом ходу решается притягиванием кассеты пластиковыми стяжками к спицам колеса, доковылять до дома получится, а большего и не надо. Без офсета и бюджетной планетарки сзади я тоже как-нибудь проживу. Если прям ну очень надо, то куплю Rohloff XL. :D А горизонтальные дропы для сбора зимнего фэт синглспида есть не только у Пагсли. В общем, Венсдей тоже ничего так моделька, сойдёт. Тем более, существенно дешевле. Айс крим трак не хотел, потому что он большой и дорогой. Венсдей, кароч.

На том с облегчением и порешил, отложив покупку до появления средств. Средства всё не появлялись, и я периодически возвращался к разглядыванию разных фэтбайков без всякой конкретной цели.

В какой-то момент, я вспомнил, что друг скидывал ссылку на симпатичный фэт малоизвестной английской конторы. Стал рыться в переписке, нашёл ссылку. Начал читать что за модель, что за контора. И чем больше читал, тем интереснее становилось. Singular Puffin.

Singular Puffin, фото с сайта ubyk.co.uk
Компанию Сингулар основал в 2006 году австралиец Сэм Элисон. Он работал и учился в Европе, а с 2005 года осел Великобритании. Обожает велосипеды, катается с малых лет, имеет экономическое образование, опыт работы в веломагазинах и мастерских. Решил делать свои собственные велосипеды, потому что не устраивали серийные. Британские рамостроители не горели энтузиазмом при обсуждении его задумок, поэтому он договорился с разными тайваньскими заводами, разместил у них заказы, и с лучшим по качеству производителем работает по сей день. До 2010 года производство и продажа велосипедов были чем-то вроде хобби, после — основным заработком. Сингулар — компания, в которой только один сотрудник, он же основатель, он же конструктор, он же все остальные должности.

В сентябре 2013 Сэм запустил через Кикстартер сбор средств на разработку и производство хромолевого фэтбайкового фреймсета. Идея была в том, чтобы сделать фэт, который будет не только фэт, но и нормальный вел для трейлов. Резвый, резкий, отзывчивый, вот это вот всё. Весь процесс от идеи до серийного выпуска хорошо описан в разделе "Development process". После тестирования прототипа уменьшили зазоры от покрышки до перьев, поставили более жирную вилку с конусным штоком. И чтобы выглядело красиво, ещё и стакан конусный сделали, что не очень часто на стальных рамах встречается.

Основные параметры:
  • 4130 хромолевые трубы с двойным баттингом;
  • три размера рамы;
  • вилка из труб Рейнольдс с конусным штоком;
  • конусный рулевой стакан EC 28.6/34 EC 40/44;
  • 170 мм втулка сзади, 135 мм — спереди;
  • первая в мире эксцентриковая каретка под 100 мм BSA;
  • болтовые съёмные держатели для рубашки под верхней трубой;
  • сменный алюминиевый петух;
  • 27.2 мм подседельный штырь;
  • прорезь подседельной трубы в сторону руля;
  • зазоры в раме под резину 26x4.7" на 80 мм ободе;
  • зазоры в вилке под 26x4.8" резину на 100 мм ободе.
Фреймсет Singular Puffin, фото с сайта singularcycles.com
"Вот оно!" — подумал я. Раз мне не суждено стать покорителем африканских пердей на ультимативной экспедиционной колеснице, я стану элитным атлетом на редком трейловом фэтбайке. Синглспид тут делается за счёт эксцентрикового кареточного узла Он же позволяет регулировать высоту каретки при смене стандарта колёс. Например, если захочется 26х4" заменить на 29х3".



Паффин на 29+ колёсах, фото с сайта coastkid.blogspot.com
Вроде, всё круто. Осталось только по поводу колёс подумать. И с этими мыслями я забыл про фэт ещё на пару недель. Пока на кофейной встрече не предложили купить очень интересный фэтовый вилсет с карбоновыми ободьями. Он с 177 и 150 осями. Вопрос с задним колесом можно решить покупкой других колпачков и конвертацией в 170 мм квикрелиз. А вот переднее колесо 150 мм в вилку Паффина никак не влезет. Что же, придётся брать одну раму значит.

Раму покупал в немецком интернет-магазине wheelsports.de, на него была ссылка с официального сайта Сингулар. В магазине сразу понравился ценник на раму. Потом я написал им на почту, спросил есть ли мой размер, и могут ли они вычесть свой немецкий НДС. Ребята оказались очень быстрые и толковые. Порешали все вопросики. В итоге рама вышла в 377 евро и 16 евро за доставку. Сердешно рекомендую этот немецкий магазин. Отправили на следующий день после оплаты, посылка пришла на почту за две недели.

Похоже, что на таможне коробку вскрывали и смотрели инвойс. Рама приехала в целости и сохранности, упакована хорошо. В комплекте два петуха, болтики для крепления, держатели для рубашки тросика, хомут подседельный, эксцентриковая вставка в кареточный узел.






Съёмные держатели на болтах под нижней трубой и на правому верхнем пере. Если в синглспид версии собирать, можно их снять и наслаждаться клинлуком. Не уверен, что буду это делать, но есть мысли как использовать эти крепления для внутрирамной сумки.



Приятный бонус: рулевой стакан уже отторцован.


Бонки для крепления багажника в верхней части перьев вварены в трубу, а не в виде бочонков снаружи.



Они стальные и довольно жирные. Есть уверенность, что не вырвутся.

Рама 2016 года, и точечно покрыта лёгким налётом ржавчины. Ничего криминального. Буду делать антикор. Спасибо ещё одному другу за подгон почти целого пузыря Мовиля.


Ещё приятный момент: запостил в инстаграм фоточку с рамой, в комментарии пришёл Сэм и спросил есть ли у меня шильдик на рулевом стакане. А у меня нет ничего. Он обещал по почте выслать. Надеюсь, что придёт. Там должен быть атлантический тупик.

Fratercula arctica, фото из инстаграма пользователя _shadow14
Потому что Паффин, он же Пухлячок, — жаргонное название этой птички на территории Великобритании. Ну, и цветовая схема рамы как бы намекает.

ЪУЪ
После того как получил раму, стал думать какую же вилку выбрать. Ставить стальные от Шурли не очень хотелось, вспоминая головняк с поиском рулевой под прямой 1 1/8 шток. Алюминиевым сразу нет. Карбоний остаётся. Хорошо бы ещё с бонками под трёхболтовые дрежалки. Но такие карбовилки что-то больно дороги. Смирился, и решил брать обычную. По геометрии идеально подходит Sarma Hoboy 470мм a2c и вылетом 50 мм. Но их нет нигде. Поискал у китайцев, с такими параметрами не нашёл с ходу. Хотя понятно, что Сарма берёт у китайцев, и где-то они должны встречаться под другим брендом. В общем, потыкался, и решил подождать пока решение само меня найдёт.

И вот, на днях, ICEBRAKER объявляют о предзаказе карбовилки для фэта с бонками. Сама судьба.

Карбовилка ICEBRAKER с трёхболтовыми держалками, фото с сайта planetarki.ru
Резко подорвался и оформил предзаказ в Планетарках.ру. Тут надо бы сделать пояснение, наверное. А то меня потом будут обвинять в джинсе и продажности. А то и уже обвиняют. После моего поста про руль Джонс, который я написал на чистом энтузиазме, не получив за него ни копейки, Константин из Планетарок предложил стать их амбассадором. :) Смешно и пафосно звучит, но мне как блогеру это дело интересно. Обзор писать я так и так собираюсь, а тут можно приобрести на особых условиях, при этом по-прежнему никто не обязывает нахваливать товар.

Вилку обещают прислать в мае. Поставим, потестим, напишем постик. Расстояние от оси до короны у неё больше, планирую компенсировать это установкой ZS нижней чашки рулевой. Производитель на EC закладывался. То, что вылет немного отличается, это, конечно, да. Но я не уверен, что смогу различить разницу в 10 мм между родной геометрией и новой вилкой. Посмотрим.

Надеюсь в ближайшее время купить вилсет, а потом приступить к сборке. Заведу отдельные теги для Паффина и процесса его сборки. Буду сюда писать помаленечку.

Поделиться ВКонтакте

3 комментария:

  1. Читал на одном дыхании, прям как детектив! Узнал много нового о мире фэтов. Спасибо за ликбез!

    ОтветитьУдалить
  2. этот фреймсет можно использовать как фэтбайк с 26 колесами и если вставить 29+ для трейла ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, влезают 26х4.8 и 29х3.0. Вот здесь фотографии с разными колесами есть. http://coastkid.blogspot.com/search/label/Singular%20Puffin%20Gen%202%20Review

      Удалить