воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Kona Unit X 2018. Обзор и отзыв.

Небольшое предисловие о том, как у меня появился Юнит.


В начале марта 2018 года российское представительство Коны объявило о приёме заявок в амбассадорскую программу. Что примечательно, амбассадором мог стать не только спортсмен, но и простой велолюбитель. Поэтому я без долгих раздумий отправил заявку. Через какое-то время со мной связался сотрудник российского представительства и персонально предложил поучаствовать в программе. Надо сказать, что я был приятно удивлён и польщён. Рассказал ему, что заявку уже отправил. Потом мы пообщались и обсудили как вообще выглядит в реальности это амбассадорство и как происходит взаимодействие с Коной. Никогда не участвовал в таких программах, поэтому было много вопросов. По ряду причин в амбассадоры я не попал. К чести российского представительства Коны, даже тем, кто не попал в программу, предлагали какие-то варианты взаимодействия. В качестве благодарности за проявленный интерес. Конкретно мне предложили большую скидку на модели 2018 года в обмен на обзор.

Из модельного ряда я выбрал Unit X в ростовке L.


Почему именно Юнит Икс? 

Потому что только на него хватило денег. :) Ну, и были другие причины, не столь веские.

Геометрия Юнит Икс почти не отличается от Шурли Карате Манки. И это был существенный плюс. Карате Манки у меня уже был, я на нём успел поездить. В процессе понял, что он мне очень нравится всем, кроме маленькой ростовки. Поэтому Юнит нормального размера обещал быть отличным велосипедом. И я примерно представлял как он себя будет вести в плане езды и рулёжки.

Ещё, на Юните в стоке стоят 27.5+ колёса. Было интересно попробовать новую платформу.

Большинство считает минусом, а для меня это большой плюс — на вилке обычная квикрелиз втулка 9х100 мм. Я планировал ставить на велосипед динамовтулку, а вариант QR 9x100 самый распространённый, и потому — дешёвый.

К втулкам и размеру колёс стоит приписать ещё один плюс. У меня уже есть хороший набор 29" колёс. Возможность быстро сменить тип колёс и сравнить ощущения меня тоже заинтересовала.

Ещё было интересно попробовать 11 скоростную трансмиссию Sram NX.

И, конечно, велосипед был красным. Невозможно придумать аргумент против покупки красного велосипеда.

Для интересующихся, я сделал отдельным постом историческую справку о том как развивалась модель Юнита в линейке велосипедов Коны.

Условия тестирования

Откатал на Юните 3 месяца, за это время пройдено где-то 1000 км. Точно я не знаю, да и не важно. Велокомпьютером и стравой не пользуюсь.

Катался налегке по полевым грунтам и пролескам. Добирался на работу из пригорода в режиме грунты-асфальт-электричка-асфальт. Катал по городу с детьми и женой. Младшего ребёнка возил при этом в велокресле на багажнике. Просто катал по городу в лайтовом режиме.

Фестиваль "Времена и эпохи" в Москве

Съездил в поход выходного дня с ночёвкой. Проехали с другом 200 км, из них асфальта было процентов 30, остальное — грейдеры и грунты.

Лесозаготовки в Тверской области
Хотел сделать больше походных выездов, но не сложилось. В итоге основное применение Юнита сейчас — коммьютинг по городу. Маршрут у меня не самый быстрый, зато красивый и динамичный. И асфальт есть, и трейлы, и грунты укатанные. Получается где-то 25 км в один конец. Можно попробовать велосипед в разных условиях, получить впечатления, и всё это по дороге на работу/домой.

По дороге на работу
Свои первые впечатления от велосипеда описал в этом посте.

Мой рост: 184 см
Длина ног: 86 см
Вес: 93 кг

Компоненты

На всякий случай запринтскринил спецификацию на Юнит 2018 года. Все изображения в посте кликабельны.

Мне было очень интересно попробовать 27.5+, поэтому с колёс я и начну. В стоке установлены ободья WTB Scrapper с внутренней шириной 40 мм. Хорошие и лёгкие, специально под жирную плюсовую резину. Покрышки — тоже от WTB, называются Ranger 2.8 Fast Rolling Light.


Покрышки и ободья одного производителя, предназначены для бескамерной установки. При покупке колёса собраны на камерах Maxxis 27.5x2.5/3.0 1.0 весом 364 г. Неожиданный и приятный бонус — Кона в комплект к велосипеду кладёт вентили под бескамерку. А внутри колёс уже наклеена бескамерная ободная лента.


Первые километров 400 я проехал с камерами, а после грунтового похода решил переходить на бескамерку. Устанавливал самостоятельно с помощью самодельного бустера из двухлитровой бутылки. Устанавливал на
герметик Stans No Tubes. Всё встало быстро и легко.

На 1 атм. ширина покрышки 65 мм по баллону и 67 мм по грунтозацепам, на 2 атм. — 67 мм и 69 мм соотвественно.


Конкретно эти покрышки на этих ободьях бескамерно очень понравились. Набитые до 2 атмосфер по асфальту катят очень прилично. Не слики, конечно, но хорошо подойдут для походов со смешанным типом покрытий. Касаются асфальта только центральным рядом с не очень высоким профилем протектора. На низком давлении хорошо едут в рыхлом грунте и песке. Хорошо амортизируют и сглаживают небольшие неровности. Боковые грунтозацепы хорошо держат, в канавах и колеях чувствуешь себя уверенно. В жидкой грязи резина тоже держит, очищается хорошо. В липкой грязи сюрпризов не будет, намотается, как и на любую другую покрышку.

К минусам я бы отнёс заметное подруливание на низком давлении. Боковые грунтозацепы массивные и жёсткие. Хотелось бы помягче и поменьше.


Рейнджеры подходят и для применения в велотуризме, и для каталова по пересечённой местности, и для коммьютинга. Производят впечатления надёжных и мясных, не страшно на таких в горы пойти. При этом не очень тяжёлые. Судя по описанию на сайте, во всех WTB Ranger стоит нейлоновое усиление боковой стенки Slash Guard, чтобы уменьшить износ и увеличить устойчивость к разрезам. Весьма актуально для плюсовой резины, которую обычно используют на низком давлении.


За три месяца использования желание сменить резину так и не возникло. Хорошие покрышки для тех, кто ищет вариант "поставил и забыл". Главное — поставить бескамерно, чтобы ощутить все прелести большой покрышки. :)

Про плюсы и минусы нового стандарта колёс написано много, повторять не буду. То, что 27.5+ имеет право на жизнь — однозначно. Для себя я определил область применения так: неспешный туризм по дорогам без покрытия. Если нужно ехать много и быстро по дорогам где 50% асфальт, я поставлю 29. И возможность такая есть. Я ей обязательно воспользуюсь позже. Посмотрим, как изменятся ощущения от езды на той же раме. И планирую ещё зимой покатать в походы. Так что через год напишу отзыв за действительно длинный период эксплуатации.

От резины и размышлений о размере колёс перейдём к другим компонентам. В стоке колёса собраны на насыпных втулках Formula. Передняя QR 32H 100x9 DC-20 и задняя QR 32H 135x10 DC-22.


Втулки с завода перетянуты, можно ослабить слегка. Гайка на задней втулке была плохо застопорена, в процессе эксплуатации подтянул, чтобы колесо не люфтило.

Формулу многие ругают, а меня втулки вполне устроили. Но я привык к шимановским втулкам среднего ценового сегмента.

По ходу теста переднюю втулку я заменил на динамо-втулку Shutter Precision PD-8, потому что хотел энергонезависимый свет и зарядку для телефона.


Для тех, кто хочет обязательно оси, есть сменные дропауты под 142х12:

Правый с петухом CMPHCC142.

Левый с креплением для тормоза CMPHCCND142 (совместимость лучше уточнить перед покупкой, но должен подойти).



Для желающих конвертнуться в синглспид, есть правый без петуха CMPHCCSS142.

Пишут, что шаг резьбы на дропаутах 1.75 мм, а не более распространённый 1.5 мм.

Помимо колёс интересно было протестировать 11 скоростную трансмиссию Sram NX. На велосипеде установлена кассета PG-1130  11-42 зубов, весом 538 гр. Все звёзды стальные, три самые большие собраны на алюминиевом пауке, остальные — по отдельности, с пластиковыми проставками.


Ожидал, что отдельные звёзды замнут барабан, и потом будут проблемы со снятием кассеты. Оказалось, что вмятин нет вообще.

Задний переключатель — NX 1x11 X-HORIZON™. На сайте срама много написано про то какой он замечательный, но я не ощутил особой разницы в переключении с, скажем, SLX шиманой без шадоу.


Переключает чётко, проскоки бывают, но очень редко. От чистоты цепи качество переключения почти не зависит. Мультисброс звёзд работает хорошо. Пользовался функцией Cage Lock — забавная штука, сильно упрощает снятие и установку колеса, но и без неё можно было бы прожить.


Основное, что хотелось бы отметить в переключателе — ролики с профилем переменной ширины. Кажется, это чтобы на расколбасе цепь не слетала с нижнего ролика, не заклинивалась между роликом и лапкой, и не вырывала переключатель из петуха. В качестве побочного эффекта — на ролики обильно наматывается трава. На переключение передач это не влияет, но крутить становится тяжелее. Проблема в том, что этот момент не удаётся отследить сразу. Потом дома с удивлением обнаруживаешь в заднем переключателе траву, начинаешь уже сухую выковыривать, и внезапно — уже половина совка наковырялась.

Цепь — PC-1110. Нормальная цепь, без особенных ухищрений. Первые 200 км проехал на заводской смазке, потом засвистела, перевёл её на Smoove. Потом чистил тряпкой и подмазывал немного каждые 100-150 км. Измерил штангенциркулем относительное удлинение на 5 звеньях за вычетом диаметра ролика, получилось 120.1 мм. Всё нормально, ещё походит.


Ведущая звезда SRAM 28T 11SPD X-Sync сделана из стали. Зубья переменной ширины. Всего 28 зубов, офсет 6 мм. Крепится на директ маунт.



На расколбасе цепь не спадает. В грязи не затягивается в зазор между звездой и подковой. Да и сам зазор там приличный. Даже если цепь туда и попадёт, то не заклинится.


А вот зазор от покрышки до цепи на самой большой звезде сзади маловат.



С 3" резиной может тереть. Вопрос можно решить установкой колёс на 142 оси и установкой ведущей звезды с меньшим офсетом. Хотя, как мне кажется, достаточно будет одной лишь звезды, а на слегка уплывший чейнлайн можно закрыть глаза.

Раз уж пошла речь о зазорах, надо пройтись по всем. Зазор от покрышки до верхних перьев:

Виден упор для рубашки переднего переключателя
Зазор от покрышки до подковы, вид снизу:




Зазоры на вилке:


Вернёмся к трансмиссии. Передаточные соотношения подобраны разумно. На гружёном велосипеде на 28/42 можно забираться в довольно крутую горку. Но я предпочитаю заходить в крутые горки пешком. Так что мне 28 звезда спереди в этом плане даже избыточна.


В то же время на асфальте 28/11 я использую только под горочку. Возможно, в будущем поставлю звезду на 30 зубов. Но пока меня всё устраивает. Для большинства применений 28 звезды более чем достаточно.

Надо отметить неожиданно всплывшую из пучины кареточных стандартов шлицевую Truvativ Power Spline 73 мм.

Фото с сайта www.bikeman.com
Шлицевые стандарты кареток ругают. Мол, шлицы заминаются быстро, появляется люфт, скрип, потом вообще всё плохо становится. Никаких проблем пока не заметил. Каретка и каретка. Работает без изменений. При этом я вешу 93 кг и много педалирую стоя.

Шатуны 175 мм под паверсплайн. В спецификации на сайте Коны указаны NX, но такие под шлицы не делают, вроде бы.


Педали Kona JS2. Большие пластиковые топталки со световозвращателями. Удобные, не скользкие. Катаюсь с удовольствием, менять не планирую. Не люблю контактные педали.


В спецификации указан руль Kona XC/BC Riser. Маркировки не обнаружил, но по геометрии и размерам похож. Ширина 760 мм, 9° загиб назад (back sweep), 5° загиб кверху (up sweep), подъём 15 мм.


Хороший руль, в меру жёсткий, амортизирует удары немного. За пару поездок привык к ширине, ещё пара, и я привык к маленькому загибу. Но на дистанциях больше 40 км начинаются проблемы с кистями рук. Стоковые грипсы не понравились, слишком маленькие, и руки неудобно лежат. Но это вещь интимная, каждый подбирает под себя. Поставил грипсы Ergon GP1, частично помогло. Ещё помогает лежак, но проблему до конца он тоже не решает.

А проблема в том, что на заводе очень коротко обрезали шток вилки. Да, он красиво смотрится, мало колечек проставочных, но руль оказывается ниже седла, что для туризма не подходит.


Чем больше длина ног, и чем больше вес, тем больше нагрузка на руки. Хочется поднять руль на 50 мм и поставить руль типа Salsa Bend 2 или Jones H-Bar.

Оригинальный вынос Kona
Вынос алюминиевый. Соответствует ли он спецификации я не понял. Длина 70 мм, угол 6°, весит 116 гр. Всем понравился, но заменил на ещё более короткий и высокий, в попытке поднять руль.



Манетка Sram NX 11-speed. Работает без нареканий. С переключателем задним дружит, переключает чётко, закидывает на все звёзды. Есть мультисброс, рычаги удобные, барашек выпуска рубашки вертится.



Тормоза Sram Level T. Никаких проблем с ними не было. Думаю, это лучшая характеристика. Выглядят солидно. За 1000 км никаких изменений в ходе ручки не возникло. Изначально были настроены в самый раз, не стопкран. Похоже по ощущениям на хорошую дисковую механику. Но схватывают посильнее, конечно.


Как они будут вести себя зимой, ещё предстоит проверить. Из замечаний — форма корпуса тормозной рукоятки направлена под углом от руля, что может вызывать конфликт с нарульной байкпакинговой сумкой. Вопрос решается проставками для сумки.



Калиперы небольшие, гладкие, с багажником не конфликтуют.


Роторы Sram Centerline под 6 болтов без паука. Передний — 180 мм, задний — 160 мм. Нормальные роторы, не искривились. Не знаю какие колодки стоят в калиперах, но качество торможения было стабильным всё время эксплуатации. Грязь влияет, но не очень сильно.

Рама и вилка сделаны из батированных хром-молибденовых труб Reynolds 520.

На вилке по две пары отверстий: для стоек крыльев и багажника.


На ноги можно повесить два стандартных флягодержателя. Непонятно, что мешало сделать три отверстия под трёхболтовые держалки для груза. Хочется надеяться, в будущем они появятся.


В короне вилки есть отверстие под скобу крыла/фару.

На раму наклеено крепление для сумки Kiselev
Вилка флексит. При торможении колесо конкретно уходит в сторону каретки. Если тормозить плавно, можно словить ощутимую вибрацию вилки. Не понял, что является её первопричиной: сама вилка, или подвижность тормозной колодки в калипере. Меня такое поведение вилки не беспокоит. Но впечатление немного портит. Хотелось бы, чтобы вилка не дёргалась и не вибрировала.

Рама с явно выраженным слоупингом. Три пары отверстий под флягодержатели. На подседельную трубу, на внутреннюю и внешнюю части нижней трубы.



Отверстия для крепления стоек багажника смещены на верхних перьях в сторону подседельной трубы. В качестве плюса — багажник не конфликтует с калипером. В качестве минуса — надо подбирать багажник и сумки, чтобы не чиркать пятками. Установить одновременно и багажник, и полнопрофильные крылья не получится. В на перемычке верхних перьев со стороны подседельной трубы есть резьба. Можно закрепить полнопрофильное крыло.



Установлены сменные скользящие горизонтальные дропауты. В случае поломки заднего переключателя, можно превратить велосипед в синглспид.


Подкова сварная. Форма подковы создаёт полку для грязи. Есть подозрение, что в липкой грязи в районе каретки будет скапливаться куча.


Из-за сварной конструкции в районе каретки нет отверстия для крепления полноразмерного крыла. Здесь оно будет свободно ездить из стороны в сторону.


Подседельный штырь Kona Thumb. Алюминиевый, диаметром 31.6 мм. Длина 350 мм, офсета нет. Я выдвинул на удобную мне высоту, в раме осталось 13 мм. На 30 мм глубже допустимой отметки. Ничего не лопнуло, не погнулось.



Внутри подседельной трубы есть алюминиевая проставка длиной 90 мм. Толщина — 0.7 мм, а в районе зажима — 1.6 мм.


Вероятно, она нужна для применения стальной широкой трубы с тонкой стенкой и зажима подседельного штыря от алюминиевой рамы.

Стоковое седло вполне приличное и удобное, но я установил седло Brooks B17, потому что оно мне больше нравится.

Впечатления

Долго думал и формулировал свои впечатления, пытался описать лучшие области применения. И потом, в очередной раз просматривая промо-ролики Юнита, понял — вот же, всё уже показано.


Кона потратила деньги и время на съёмку роликов, но почему-то не написала пояснений, чтобы сложилась связная картина, чтобы стало понятно - зачем и для чего Юниты нужны. Пара строчек текста на сайте про "велосипед на все случаи жизни" не в счёт.


Байкпакинг — да, однозначно да. Уехать в лес, уехать в тундру, в горы. Грунты, грейдеры, тропинки. Уверенное каталово по трейлам без экстрима. На Юните хочется вваливать по грунтам. Хочется топтать педали стоя. Велосипед катит. Fun to ride, как говорится. Такие вот несдержанные впечатления. И с момента покупки они никуда не делись.

У нас под байкпакингом принято понимать только способ размещения груза на велосипеде. Но на западе этот термин более широкий, охватывает и целую категорию маршрутов, и философию велосипедных путешествий. Байкпакинг — это дороги без твёрдого покрытия, это только необходимые вещи, дикие места и природа. Дальше это может получить форму расслабленного туризма с тупняками на обеде и осмотром достопримечательностей, или форму интенсивной езды по 18 часов в седле с сотнями километров ежеденвно.

И под такой байкпакинг Юнит Икс тоже попадает на все 100%. Только надо под индивидуальные потребности немного подстроить, как и любой другой велосипед в сборе.

Для классического отечественного велотуризма с багажниками Юнит тоже подходит. Крепления на раме под это дело есть. И спереди, и сзади. И вполне вырисовывается экспедиционное применение, поход с большой автономкой в какой-нибудь глуши. Сюда же напрашивается и байкрафтинг. Можно увезти и лодочку с собой, раз уж в дикие места забрался.

В городском применении хочется, конечно, резину более гладкую и чтобы давление побольше было. Но мне и 27.5+ подошла. Езжу на работу, катаюсь с детьми, катаюсь с друзьями.

Если задаться целью сократить велогараж и оставить только один велосипед, Юнит — претендент. Стоковая комплектация удачно подобрана, желания менять что-то кроме руля и седла нет. Если предполагается много ездить по асфальту, можно легко и недорого раздобыть 29" вилсет на QR втулках, и полусликовую резину.

Заключение



Чем больше катаюсь на своём Юните, тем больше он нравится. Есть, конечно, минусы типа флекса вилки и короткого штока, но с ними можно жить. Прорицания на тему рассыпающихся втулок и смятых шлицов каретки не сбылись. Рулевой стакан не оторвало. :) Всё работает, не скрипит, не трещит. При этом после приобретения велосипед я не перебрал. Хотя это и рекомендуют делать после покупки любого велосипеда. Планирую дальше катать в стоковой комплектации. Посмотрим, как долго она проживёт. Можно смело рекомендовать Юнит тем, кто смотрит в сторону леса, грунтов, и походов без асфальта.

Поделиться ВКонтакте

3 комментария:

  1. Крутой подробный отчётище! Но мне лично глосмарик или расшифровку хотелось бы! А то многие термины непонятны(

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, прекрасный обзор, подчерпнул для себя много полезной информации, отличная работа! У тех же ребят из "Kona Russia" приобрёл свой юнит 2019 года по предзаказу, который придет ко мне в январе, жду не дождусь.Вдвойне приятно, что летом вы были проездом в наших краях (Карелия, Медгора).

    ОтветитьУдалить
  3. Все круто! Только для меня остается вопрос , все же Юнит или Сутра ... Трудности выбора ...

    ОтветитьУдалить