воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Про руль Jones H-Bar Loop

Накопилось немного мыслей по этому не совсем обычному рулю. Решил их записать. Для себя в первую очередь, чтобы освободить место в голове. Возможно, найдутся люди, которым мои наблюдения и замечания будут полезны и помогут определиться: нужен он или нет.



Зачем я вообще связался с непонятным рулём?

После продажи своего стального туринга с бараном, я решил собирать найнер. И понимал, что не хочу баран и не хочу стандартную палку. Хочу широкий руль с большим количеством хватов и эргономичным загибом в сторону ездока. Такие рули принято называть альтернативными. Есть хорошая подборка альтернативных рулей разных производителей с основными техническими характеристиками: [Round Up] Alternative or “Alt” Mountain Bike Handlebars. Почему-то статья по ссылке не всегда показывает картинки. Поэтому в качестве зеркала я сделал PDF файл.

Для наглядного сравнения альтернативных рулей буквально пару месяцев назад один энтузиаст сделал сайт whatbars.com. Название сайта родилось из локального мема инстаграма. В постах американских велолюбителей и сотрудников веломагазинов часто появлялись фотографии странных рулей. И мгновенно появлялся комментарий в стиле "what bars are those?" Потом родился даже хэштег соответствующий #whatbars. И в конце-концов один из участников забугорной велотусовочки превратил шутку в полезный инструмент. Теперь производители присылают ему свои рули, он их обмеряет и добавляет в базу на сайт. И там уже их много.

Почему именно джонс эйч-бар луп?

Причин было несколько. Первая — он полностью соответствовал моим запросам.

Много хватов и загиб 45 градусов:
Фото с сайта www.jonesbikes.com
Изначально такой руль выпускался шириной 660 мм. Но потом в продаже появилась версия увеличенной ширины 710 мм. Отличаются они только длиной прямых трубок руля по краям. Причем на широкой версии нанесены отметки, по которым можно отпилить излишек и получить 660 мм вариант.

Вообще, Jones H-Bar — это семейство рулей.

Фото с сайта www.jonesbikes.com
Loop — это исполнение с замкнутой петлёй. Потому так и называется. Есть ещё просто гнутая труба — Bend. А есть разрезанная петля — Cut.

Я выбрал петлю, потому что хотел использовать лежак для байкпакинговых гоночек и длинных путешествий.

Но лежак тут тоже не совсем обычный. Для удобства буду называть его аэродилдой.

Фото с сайта www.jonesbikes.com
Необычность заключается в том, что для организации лежака нужна лишь одна палка, которая крепится к дальней части петли. Роль подлокотников выполняет сама петля. Вторая палка не нужна, потому что за одну весьма удобно держаться двумя руками.

Оригинальная палка джонс называется Нарвал и стоит неприлично дорого. Именно она на фотографии выше.

Но у этого альтернативного лежака есть альтернативы. Такой вот каламбур.


Рецептом изготовления дешёвой дилды поделился Рустам Шерифзянов. Для начала понадобится ненужный вынос руля на 22.2 мм. Он разрезается на две части. Та часть, что крепится к штоку, отправляется в помойку. Та часть, что крепится к рулю, устанавливается на дальнюю часть петли. По внутреннему диаметру обрубка подбирается подседельный штырь. Штырь вставляется в обрубок до упора, обрезается по длине насколько надо. Затем, через обрубок и вставленный штырь, просверливается сквозное отверстие. В отверстие вставляется болт и затягивается гайкой. Поверх всей конструкции наматывается шоссейная обмотка руля. Получается вот такое:



Предвосхищая негодование всех противников колхоза и рукоделия: конструкция надёжная, проверена временем и походами, не ломается. Да и нагрузки на неё почти нет, с чего ей ломаться?


Мне же было лень заниматься изготовлением дилды, поэтому я решил применить палку от уже имевшегося китайского лежака.


Проблема была в том, что крепление палки рассчитано на 31.8 мм диаметр. Пришлось на петлю намотать прилично изоленты, чтобы подогнать диаметр. Но что за колхоз без изоленты, господа?

Сначала я поставил палку сверху, но быстро сообразил, что это неудобно. В итоге переместил всё это дело под руль. В качестве бонуса — на петле высвободилось место для навигатора и фонарика, а само крепление и палка удачно выступили в качестве ограничителя для нарульной сумки.

На фотографии классическая подседельная/нарульная сумка от Dimitry BagMaster, обзор которой я уже писал. Но с любой другой нарульной сумкой ситуация будет такая же.

Благодаря аэродилде сумка не притягивалась вплотную к петле, и остается зазор для рук, не пропадает хват, не нужны никакие проставки в месте крепежа сумки.


Дополнительными бонусами такого готового решения для меня стали: амортизация изоленты на колдобах, когда дилда с креплением пытается провернуться вокруг петли, и удобная форма палки, к которой я давно привык.


Где покупал?

Руль я покупал в РФ, а не в забугорном интернет магазине или на официальном сайте, как можно было бы предположить. Причина прозаична — так было проще и дешевле. Магазин www.planetarki.ru в этом году стал единственным в России дилером Jones, и организовал предзаказ на рули. Получалось существенно дешевле, чем заказывать за бугром самому.

Я часто упоминаю планетарки.ру в соцсетях и бложике, и можно предположить, что мне приплачивают. Спешу расстроить — денег не получаю. Возможно, зря. :) Пишу про планетарки по двум причинам: мне нравится, что они продвигают нестандартный ассортимент велокомпонентов и привозят к нам бренды, до которых остальным веломагазинам нет дела, это вызывает уважение; а вторая причина — все же будут спрашивать, где и как купил.

Я брал версию H-Bar Jones Loop Aluminum 710 мм 525 гр. Есть вариант того же руля подешевле и потяжелее: Jones SG Loop H-Bar.


Кроме руля, заказал там же грипсы ESI Extra Chunky XXL. Толстые и длинные, из вспененного силикона. Почти во весь участок прямой трубы. При этом лёгкие. Обмотка для петли самая обыкновенная.

Впечатления и мысли.


К рулю пришлось привыкать. Во время первой поездки была мысль: что за херня, и как ей рулить? Понадобилось где-то 3 поездки, чтобы привыкнуть к углам руля, к влиянию на управление, к положению рук. После этого мысль была уже другая: как я мог без этого жить? Реально удобно.



Процесс привыкания был и у других владельцев джонса, с которыми мне довелось общаться. Поэтому, если попользоваться рулём удалось только 15 минут на велосипеде друга, впечатления будут обманчивые. С рулём надо подружиться, понадобится несколько дней. Мне кажется, что даже если выехать один раз, но часов на 8, всё равно не привыкнешь. Надо в несколько заходов.

Для привыкания, и вообще для использования джонса, очень важно положение руля: высота относительно седла, и угол наклона по отношению к земле. Есть рекомендации производителя, к которым я призываю прислушаться. Я попробовал разные положения руля и понял, что Джеф Джонс даёт рекомендации не просто так, он советует реально самое удобное положение.

Руль нужно выставлять вровень с седлом. Если ниже — будет излишняя нагрузка на кисти рук и резкая, неловкая рулёжка. Если выше — руль и переднее колесо будут загружены недостаточно, рулёжка станет хуже. Естественно, рекомендация на то и рекомендация, чтобы её можно было проигнорировать. Но я советую поиски удобного положения руля начать с выставления его вровень с седлом. Возможно, ваш оптимум будет выше или ниже, но найдёте вы его быстрее.

Второй момент — угол по отношению к земле. Тут очень тонкий момент, как мне кажется. Нужно ловить баланс между качеством рулёжки и комфортом рук. К сожалению, одновременно и то и другое получить нельзя. Наиболее легко рулить, когда угол близок к нулю. Здесь и ощущения от рулёжки более чёткие, и колесо выдергивать удобнее.

Но уже через полчаса в таком положении у меня начинало простреливать нерв в руке.

Фрагмент фото с сайта www.jonesbikes.com
Производитель рекомендует заваливать руль градусов на 10-15 к земле. Рулёжка становится не такая резкая, но, чёрт побери, для рук разница просто удивительная. Когда руль завален, давление на кисть распределяется по большей площади, и сама кисть находится в более удобном положении, меньше вывернута. Для спокойных поездок без техничных секций наверное стоит сразу ставить на 15 градусов. Для долгой и напряжённой езды с активной рулёжкой лучше 10, как мне кажется.

Поигравшись с двумя этими параметрами можно подобрать оптимальное для себя и своих задач положение. Но джонс без аэродилды — не джонс вовсе.


Именно с ней руль раскрывает себя в полной мере. Джонс — тяжелый руль, по современным меркам. Особенно, если сравнивать с обычными палками. Но если накинуть в комплект к обычной палке ещё и лежак, мне кажется по весу получится как джонс с дилдой. Не считал граммы и не буду. Мне важнее, что джонс позволяет в лежачей позиции иметь несколько хватов, чего не получишь с обычным лежаком. Для иллюстрации я нарисовал такие вот куцки.


В обычном лежаке вес переносится на подлокотник, и рука контачит с ним только в одной точке. С джонсом — в двух. Давление в итоге меньше. Это позволяет занимать аэропозицию без применения специальных подлокотников. Просто опираешься на петлю. Можно ближнюю часть петли обмотать в два слоя, или использовать гелевые подкладки для баранов. На дальнюю часть петли приходится меньше давления, поэтому заморачиваться там смысла нет, как мне кажется. Я намотал везде в один слой без всяких гелей, и мне ок. Поскольку подлокотников нет, они не занимают место на руле, и все хваты на петле сохраняются, когда приходится встать из лежачей позиции и схватиться за руль по-человечески.


Если расставить локти на петле пошире, формируется этакий треугольник из рук и дилды, которым очень легко управлять велосипедом. Настолько легко, что в аэропозиции можно ехать по расколбасу и бездорожью без боязни потерять управление. На обычном лежаке такого не получишь.

Езда в аэропозиции по бездорожью приводит обычно к тому, что предплечье в местах контакта с петлёй отбивается и начинает побаливать. Вопрос решается перемещением локтей по петле. Пошире, поуже, подальше, поближе — теперь с  рулём контачат новые участки, ещё не отбитые. Перетаптываясь таким образом на руле, можно ехать лёжа очень долго, и там, где с обычным лежаком пришлось бы держаться за руль основным широким хватом.

Зачем вообще нужна аэропозиция на бездорожье? Там рулить надо, а не за обтекаемость топить. Абсолютно согласен. Но в такой позиции отдыхают кисти рук, которые отбиваются в обычном широком хвате. Для многодневных поездок по бездорожью и пробегов в тысячи км такая возможность дать кистям отдых когда угодно — очень ценна, как мне кажется. И то, что для её реализации нужна только одна палка на петлю, и что не страдают остальные хваты — мне очень понравилось.

Раз уж речь про хваты, надо прокомментировать и основные. Дальний узкий хват за петлю, который на картинке обозначен как Aero, весьма удобен, чтобы снять напряжение с мышц шеи и спины. Немного вытягиваешься вперёд, немного наклоняешься. Рулить удобно, но только на простых участках. Всё таки узковат хват.

Фото с сайта www.jonesbikes.com
Самый широкий хват DH/Upright использую часто. Особенно, если приходится много и активно рулить. Этот хват удобен ещё и тем, что в нём принимаешь более вертикальную позицию, меняется давление на кисти рук и на задницу. В нём хорошо отдыхать.

Чаще всего использую средний хват XC/Honk, обратил внимание, что руки сами к нему сползают, когда устал и крутить тяжело. Если тормозные ручки и манетка не сильно выступают над поверхностью руля, то в этой позиции можно отлично распределить вес по всей ладони, переместив основание большого пальца на петлю.

Хват Rest/Climb не использую вовсе. Не знаю почему. Возможно, руль слишком близко стоит, а возможно потому, что в долгие подъёмы предпочитаю заползать в лежачей позиции, а в совсем крутые — захожу пешком.

Есть ещё одна позиция, которая не отмечена на рисунке — распрямлённые ладони кладутся сверху на петлю. Очень удобно для отдыха. А самое интересное, Джеф Джонс в своих рекламных видосах говорит правду — в такой позиции лучше всего восстанавливается кровообращение в кистях. И при этом можно рулить, если дорога не сложная.

Для тех, у кого короткий рулевой стакан, и кто не может поднять обычный H-Bar Loop на один уровень с седлом, есть версия руля с подъёмом.

Фото с сайта www.jonesbikes.com
Мне такой вариант не нравится, потому что пропадают хваты. И самое главное — с дилдой уже не покатаешься. Как же без дилды?

Поэтому я предлагаю использовать удлинитель штока, наращивать шток в веломастерских, или применять специальные выносы типа Velo Orange Cigne или Crust Bikes Limp Dick. Я в итоге на своём Юните Икс установил Cigne.


Ещё одно преимущество эйч бара с петлёй — возможность прикрепить к рулю байкпакинговую сумку в четырёх точках. При этом сумка супер стабильна и не телебонькается при поворотах руля. На эту тема есть специальная статья: SWEETROLL’S AND JONES LOOP BARS.

Фото с сайта www.revelatedesigns.com
Помимо стабильности, сумка не трется о рулевой стакан, поскольку далеко от него отстоит. Но это же и минус. Потому что возрастает момент инерции. Тяжелые грузы лучше перевозить поближе к оси вращения и крепить за ближнюю часть петли в двух точках.

Фото с сайта www.revelatedesigns.com
Что-то много уже понаписал. Пора закругляться. Хочу отметить одно неожиданное свойство джонса — с ним очень удобно вкручивать стоя в горку. Такое впечатление, что именно под такое применение он и разрабатывался. В рекламных роликах руля звучит что-то типа "максимизирует вырабатываемую вами мощность". Я свою мощность не замерял, и вообще склонен относиться к такому заявлению как к мутному высказыванию маркетологов. Но в горку я стал въезжать чаще, и именно стоя.

Отдельно хочется сказать про грипсы. Мне очень понравились ESI Extra Chunky XXL. Они толстые и мягкие. Внешний диаметр на руле — 35 мм. Кому-то это будет перебор, а мне в самый раз. У меня большие руки. И то, что они мягкие — это для меня тоже плюс. Потому что у меня ещё и большой вес. Около 90 кг.


Грипсы отлично амортизируют, но при этом хват руля уверенный, и не нужно сильно сжимать пальцы, чтобы полноценно рулить. Приятно ещё и то, что в дождь они не скользкие.

К минусам я бы отнёс извратскую установку. Надо смазывать руль спиртом или спиртовым гелем, а потом пыхтя натягивать. Но это не основной минус. Самое неприятное, что грипсы адово крошатся по краям руля, где цепляются за ветки и землю. Специальные торцевые заглушки не помогают. Только изолента спасает. Но и без неё можно ездить. Такого, чтобы грипса раскрошилась в хлам и свалилась с руля — нет, и не будет. Просто бомжово выглядит.

Есть ещё в качестве альтернативы родные кратоновые грипсы джонс.

Фото с сайта www.jonesbikes.com
С такими грипсами пока не ездил, но удалось немного подержать в руках и пообщаться с владельцем. Да, они не крошатся, и вообще живучие. Но слишком жёсткие. А у меня закралось подозрение, что они ещё и скользкие в дождь. Но надо проверять.

В принципе, никто не мешает поставить на джонс грипсы Ergon и катать спокойно. Многие так и делают.

Заключение

К плюсам Jones H-Bar Loop я бы отнёс следующее:

  • много используемых хватов;
  • рулёжка лёжа с аэродилдой;
  • удобное положение кистей;
  • крепление сумки в 4-х точках;
  • много места на руле для сумок и электроники.
К минусам я бы отнёс:
  • внушительный ценник.

Хотел в минусы включить ещё необходимость подгонки положения руля. Но вообще-то любой руль приходится подгонять под себя. И большой вес джонса тоже не абсолютный минус. Есть рули и потяжелее. Surly Moloko, например. Да и не всех волнует вес, если уж говорить широко. А для тех, кого волнует, есть варианты джонса из карбона и титана.

Если бы не высокая стоимость, я бы смело рекомендовал Jones H-Bar Loop всем. Потому что попробовать стоит однозначно. Но руль этот не для всех. И будет обидно, если не подойдёт. Но это касается любых альтернативных рулей. Они и дорогие, и своеобразные. Кому-то подходит изгиб 23 градуса, кому-то — 60. Не могу сказать, что 45 градусный загиб на джонсе мне подошёл идеально. Порой хочется что-то типа 30 градусов. Джонс я покупал, чтобы решить проблему с онемением кистей рук и простреливанием нерва во время долгих поездок. И с этой задачей он справляется. Хороший руль, я доволен. Менять на другой пока не планирую.

Поделиться ВКонтакте

7 комментариев:

  1. Кратоновые грипсы (как и сам джонсбар) кажутсякажутся ж поначалу, но потом, когда покатаешься, понимаешь что и толщина оптимальная и амортизации достаточно. После гравийных секций чувствовал себя комфортно, катал с голыми руками, без перчаток. Но даже если и это не убедительно, прозрачная версия грипс по описанию на сайте заявлена как более амортизирующая

    ОтветитьУдалить
  2. > Ещё одно преимущество эйч бара с петлёй — возможность прикрепить к рулю байкпакинговую сумку в четырёх точках. При этом сумка супер стабильна и не телебонькается при поворотах руля
    > Помимо стабильности, сумка не трется о рулевой стакан, поскольку далеко от него отстоит.

    Я вот как раз использовал sweetroll и доп. крепления на петлю и могу сказать, что не всё так красиво. С выносом 70мм я разницы не заметил вообще, что рулем H-bar, что с прямой палкой - так же немного болтается (не напрягает вообще) и трёт о рулевой стакан (в обоих случаях использую проставки из комплекта, так что не большая проблема, хоть после двух недель похода таки потёртости появляются). Кроме того, что плюсов в случае sweetroll+h-bar не нашёл, обнаружился минус -- маленькую сумку Egress на ролл не закрепишь ровно, она будет свисать вниз.

    ОтветитьУдалить
  3. Дали мне тут сегодня целого Джонса (правда, модель с подъемом, к сожалению) на тест-драйв, на месяц.

    Так вот, приложил я этот Джонс-бар к своему Сюрли Молоко-бару на Муирвудсе... И выяснил интересные вещи.
    1. В реальности разница между углами бэк-свипа кажется не столь существенной, как на картинке.
    2. За счет это разницы загиба рукояти Джонса оказываются на пару см ближе. При этом, однако:
    3. Длина рукояти у обоих рулей от концов до средокрестья одинакова.
    4. Наибольшее различие между рулями - в среднем хвате в районе петли (XC/Honk). Что очевидно и так. Однако это не основной хват.
    5. Руль с подъемом 2.5" - довольно ущербный, т.к. в области петли у него на пару хватов меньше стандартного. Но сегодня я и стандартный держал в руках - и вот у него хват XC/Honk в районе петли с опорой ладони на ближнюю дугу - ну очень удобен. И пошире, чем за рога на Сюрли. В этом, ИМХО, его главный плюс.
    6. У Молока такого удобства для опоры на обе дуги петли нет - зато есть рога, и с ними тоже хорошо, но по-другому.
    Ну и 7. Они, блин, похожи!!! Чего-то совсем мне расхотелось снимать всякие примочки с Сюрли, которыми он оброс. И отдавать 6 тыс. ради замены шила на мыло (в хорошем смысле слова ) тоже чего-то расхотелось.

    ОтветитьУдалить
  4. Ортлиб с дилдой не повесить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что вы имеете в виду под "ортлибом"?

      Удалить
    2. https://www.ortlieb.com/us/ultimatesix-plus у меня в такой фототехника едет. Нормально ставится повер нарульной модульной сумки от Нотни.

      Удалить
  5. Добрый день!
    А какой длины вынос использовали?

    ОтветитьУдалить