В группе Triton Bikes всплыла статья Питера Вердона про вес велосипеда и компонентов. Мне она так понравилась, что я решил перевести. Если вы — весодрочер со стажем, вам уже не поможет ничего. А вот молодым, начинающим весодрочерам рекомендую почитать и подумать. Вы ещё можете спастись. В статье нет откровений, но есть совершенно конкретный посыл. И известные факты собраны и сформулированы в доступной форме. Это больше эссе, чем статья. И по характеру напоминает статью "Да всё в порядке с твоим велом".
Оригинал: https://www.peterverdone.com/the-mcnamara-fallacy-and-bikes/
На прошлой неделе из каждой щели лезло фото 4.5 кг "горного велосипеда". Он в принципе неработоспособен, но я уверен, мало кто это понял. Потом кто-то из знакомых хвастался какой у него удивительно лёгкий байк (но я это простил, поскольку он невъебенный профессионал). Я довольно долго планировал написать этот пост, и теперь я таки напишу.
Когда-то был чувак по имени Роберт Макнамара. Он вам должен быть известен, но если нет — посмотрите прямо сейчас "Туман Войны", стоящий фильм. Макнамара был министром обороны во время войны США против народа Вьетнама. Эта война была и остаётся великой катастрофой. Преимущественно для вьетнамцев, но в том числе и для внешний политики Штатов. Спойлер: мы вели себя как мудаки. Из этой войны мы извлекли много уроков. Большинство из них забыто. Те, что помним — помним из-за решений Макнамары.
Вес велосипеда важен. Поймите меня правильно. Я слежу за ним, когда выбираю компоненты велосипеда. При прочих равных я бы предпочёл более лёгкий велосипед. Но, на самом деле, прочие редко бывают равными. И часто за более лёгкий велосипед надо не просто отвалить кучу денег, но и пожертвовать характеристиками. Вес — не самая важная вещь в велосипеде. По важности он и близко не стоял с такими вещами как: хорошая посадка, хорошая трансмиссия, качественная резина, целостность сборки, рама, за которую не переживаешь. Вес — в самом низу списка чего вам надо от компонентов, чтобы кататься по кайфу. Так что когда я выбираю детали для вела, я приду к нескольким вариантам, которые не относятся к категории «суперлёгкие». Их надёжность, области оптимального применения, стоимость, удобство эксплуатации, и систематизация — вот параметры, которые влияют на выбор в первую очередь. А вес, он уже влияет в конце. Нужно много знать, иметь опыт, и хорошо планировать, чтобы сделать правильный выбор. И это непросто.
Я часто предлагаю остальным прокатиться на моём веле. Запрыгнуть на него, и сделать кружок-другой, раскатать трейловую секцию. Мало кто принимает предложение, вместо этого они взвешивают велосипед в руках, чтобы оценить лёгкий ли он. Как будто это единственный параметр велосипеда. Просто безумие, особенно когда сталкиваешься с этим раз за разом.
Но надо отметить, что большинство современных велосипедов средней ценовой категории гораздо легче, дешевле, да и работают лучше, чем велосипедные пределы мечтаний ещё каких-то пару лет назад. Тем не менее, не надо путать "легче, чем другой" с "и так достаточно лёгкий".
Трейси Мосли — МТБ легенда с ежегодными наградами и призовыми местами в разных дисциплинах вот уже много лет. Ребята с ютьюб-канала GMBN сняли небольшой репортаж про её байк во время сезона 2016 EWS. Они спросили её сколько весит велосипед. Вслушайтесь в ответ (4:39). Обратите внимание как её это волнует.
Карбон против алюминия.
Давайте прикинем. Модель 18 года Transition Sentenal XO1 стоит 405 тысяч рублей и весит 13.5 кг. Тот же самый велосипед в алюминиевом исполнении с некоторыми компонентами подешевле GX Alloy стоит 270 тысяч рублей при весе 14.5 кг. Это 135 тысяч рублей за килограмм разницы. Да, действительно, есть много мелочей, которые сделают карбоновую версию более приятной в использовании, но любой человек с мозгами будет рад катать на алюминиевой. Будешь ли ты быстрее или веселее на более дорогом и "лёгком" велосипеде? Скорее всего нет. Если ты хочешь, то можешь взять 135 тысяч сдачи и укатить с братюнями в байкпарк Вистлер на неделю. Получится ли из тебя в результате более опытный, быстрый и счастливый райдер? Абсолютно точно — да (если только не поломаешься). И нет никаких сомнений, что деньги, которые ты потратишь на подъёмники, поездки к крутым спотам, или просто оставишь на кармане, чтобы сводить свою бабу в ресторан, сделают для твоего удовольствия от каталки больше, чем сбритый с велосипеда килограмм. Собери тяжёлый байк и скатай на нём пару раз за сезон в горы. Будь умным. В конце концов, все те деньги, что ты потратил на облегчение системы "райдер+байк" на 1.25%, гораздо лучше потратит на каталку и прокачку опыта, чем на попытку впечатлить друзей глупыми цифрами.
Когда вес начинает действительно играть роль? Когда ты соревнуешься на продвинутом уровне среди атлетов, которые приблизительно равны, и начинают играть роль уже мелочи. Да, в этом случае вес важен. Но до тех пор пока велосипед работает безотказно, позволяет раскрыть все способности, и не подведёт на гонке даже после уборки. Вот в таком случае вес действительно важен.
И такой подход — он не только про вес. Он про любой параметр велосипеда, ценность которого ты когда-то для себя установил, а он по факту не влияет на то, что ты хочешь контролировать. Офигительная покраска велосипеда не влияет на то, как он катит. Профессиональные гонщики велокомпаний ничего не скажут доступный тебе велосипед. Покрытые фотогеничными брызгами компоненты из журналов на самом деле даже не стоит рассматривать. Проверь важные для тебя параметры.
Поделиться ВКонтакте
Оригинал: https://www.peterverdone.com/the-mcnamara-fallacy-and-bikes/
На прошлой неделе из каждой щели лезло фото 4.5 кг "горного велосипеда". Он в принципе неработоспособен, но я уверен, мало кто это понял. Потом кто-то из знакомых хвастался какой у него удивительно лёгкий байк (но я это простил, поскольку он невъебенный профессионал). Я довольно долго планировал написать этот пост, и теперь я таки напишу.
Когда-то был чувак по имени Роберт Макнамара. Он вам должен быть известен, но если нет — посмотрите прямо сейчас "Туман Войны", стоящий фильм. Макнамара был министром обороны во время войны США против народа Вьетнама. Эта война была и остаётся великой катастрофой. Преимущественно для вьетнамцев, но в том числе и для внешний политики Штатов. Спойлер: мы вели себя как мудаки. Из этой войны мы извлекли много уроков. Большинство из них забыто. Те, что помним — помним из-за решений Макнамары.
Поскольку было сложно узнать выигрывают США или нет в войне против вьетнамского народа, Макнамара, как человек цифр, предложил для оценки успешности учитывать количество тел предполагаемого противника, убитых во время боевых действий. И тут же заработал закон непредвиденных последствий. Очень скоро американские войска начали врываться в деревни, убивая всех вьетнамцев без разбора. Это был геноцид ... медленно распространяющийся ужас, который вызвал к жизни бухгалтер. Растущее число убитых в бою тел противника означало "успех". Командование получало медали. Все давали друг другу "пять". И никому не приходилось делать сложные решения. Они даже не знали зачем они воюют, но они "выигрывали".
А на деле США проигрывали эту войну, несмотря на число тел предполагаемого противника, которое продолжало расти. В апреле 1975 США сбежали с этой войны, оставив позади сломленных людей, запятнав себя.
Этот способ измерения успеха в цифрах — ключевой момент статьи. Исторические события той эпохи оставили на нас след, и сегодня существует специальное понятие логики — "Заблуждение Макнамары". Оно описывает принятие решения основываясь только на количественных показателях, отбросив все остальные. Его можно сформулировать как:
"Если не можешь измерить то, что важно, сделай важным то, что можешь измерить"
Глубокая мысль, да. И когда же мы занимаемся измерением не очень важных параметров, при этом делая вид, что они на самом деле важны? Когда же самый лёгкий для измерения параметр становится самым главным? Довольно часто.
Вес велосипеда.
Вся велоиндустрия использует этот самый главный свой инструмент, чтобы продать велосипеды подороже. Она использует этот инструмент чаще, чем любой другой. Легче!
С весом велосипеда и железок такая штука: любой человек с весами может взвесить велосипед или компонент — это просто; написать этот вес в рекламе — тоже просто; написать этот вес рядом со стоимостью компонента в корзине онлайн магазина — тоже нетрудно. В этом нет ничего сложного. Это не требует опыта, не требует знаний веломеханики, сопромата и деталей машин, даже не требует учёта наших предпочтений. Это самый простой и доступный способ измерить что-то. В добавок к этому, производители компонентов заинтересованы сделать продукцию легче, так они будут выигрышно смотреться на рынке среди конкурентов. Вот почему вес стал таким важным параметром. Он — производственный героин.
В рекламе или в журналах нет информации, которая бы подсказала, что вот эта деталь лучше другой, или что эта деталь подойдет мне лучше всего. Есть только то, что она легче. Посмотрите ещё раз несколько статей, которые читали недавно, или взгляните на несколько свежекупленных деталей. Вес обсуждался больше всего?
Я езжу на крутых велах вот уже 30 лет. До этого ездил на ашанах. У меня были лёгкие велы. У меня были и тяжелые велы. Вспоминая их все, я понимаю, что вес велосипеда был наименее важным параметром. Когда я катил на своём прокачанном ДХ веле по трейлам, проблем с здоровым весом велосипеда не было, проблемы были с эргономикой и трансмиссией. Когда я много катал по горам на своём лайтовом велосипеде, один вес не делал поездку замечательной, поездку определяли такие мелочи как количество проколов, хреновое переключение скоростей и т. п. Вспомните вашу недавнюю покатушку. Сильно бы она поменялась, если бы вел потяжелел на 1.5 кг? Вы вообще собираете для себя велосипед получше, или просто полегче? Действительно ли велосипед вам служит и помогает, или вы превратились в его слугу? Не используешь пневмоподседел потому что он добавит лишних 500 грамм? Ты глуп. Точка.
Ну, правда. Я ставлю втулки Оникс на все свои велосипеды. Потому что это самые восхитительные и крутые компоненты, что я ставил, с тех пор как 25 лет назад появились SPD педали. Почему? Потому что поездки с ними лучше, веселее, энергичнее, я лучше всё контролирую. Они офигенные. И знаете почему вы их особо не встречаете на топовых велосипедах? Из-за веса. Они весят немного больше, чем остальные втулки, которые не делают для вашей поездки на велосипеде ничего кроме снижения веса. Я выберу тяжёлые Ониксы при любом раскладе, а те, кто смотрит только на вес, никогда их даже не попробуют. Вот вам вопиющий пример того как выбор, основанный только на цифрах, может сделать ваш велосипед менее велосипедным.
Да даже рамы, которые я произвожу. Можно ли их сделать легче? Думаю, что можно ... но я вкладываю усилия в то, чтобы сделать рамы лучше, а не легче. Лучше для МТБ, лучше для ловли кайфулей, лучше для невъебенного топилова. И единственное, на что они не очень годятся, — впечатлять весы. Потому что они хорошие по другой причине.
Я часто предлагаю остальным прокатиться на моём веле. Запрыгнуть на него, и сделать кружок-другой, раскатать трейловую секцию. Мало кто принимает предложение, вместо этого они взвешивают велосипед в руках, чтобы оценить лёгкий ли он. Как будто это единственный параметр велосипеда. Просто безумие, особенно когда сталкиваешься с этим раз за разом.
Но надо отметить, что большинство современных велосипедов средней ценовой категории гораздо легче, дешевле, да и работают лучше, чем велосипедные пределы мечтаний ещё каких-то пару лет назад. Тем не менее, не надо путать "легче, чем другой" с "и так достаточно лёгкий".
Трейси Мосли — МТБ легенда с ежегодными наградами и призовыми местами в разных дисциплинах вот уже много лет. Ребята с ютьюб-канала GMBN сняли небольшой репортаж про её байк во время сезона 2016 EWS. Они спросили её сколько весит велосипед. Вслушайтесь в ответ (4:39). Обратите внимание как её это волнует.
— Трейси, сейчас мы взвесим твой велосипед. Как ты думаешь сколько он весит?
— Без понятия вообще. Это одна из заморочек: насколько тяжёлый твой велосипед, или насколько он лёгкий. Но часто бывает так, что ты ставишь те компоненты, которые вынужден поставить. Для меня выбор компонентов — всегда компромисс. Я хочу чтобы компоненты прослужили всю гонку, а не были лёгкими и нерабочими.
Карбон против алюминия.
Давайте прикинем. Модель 18 года Transition Sentenal XO1 стоит 405 тысяч рублей и весит 13.5 кг. Тот же самый велосипед в алюминиевом исполнении с некоторыми компонентами подешевле GX Alloy стоит 270 тысяч рублей при весе 14.5 кг. Это 135 тысяч рублей за килограмм разницы. Да, действительно, есть много мелочей, которые сделают карбоновую версию более приятной в использовании, но любой человек с мозгами будет рад катать на алюминиевой. Будешь ли ты быстрее или веселее на более дорогом и "лёгком" велосипеде? Скорее всего нет. Если ты хочешь, то можешь взять 135 тысяч сдачи и укатить с братюнями в байкпарк Вистлер на неделю. Получится ли из тебя в результате более опытный, быстрый и счастливый райдер? Абсолютно точно — да (если только не поломаешься). И нет никаких сомнений, что деньги, которые ты потратишь на подъёмники, поездки к крутым спотам, или просто оставишь на кармане, чтобы сводить свою бабу в ресторан, сделают для твоего удовольствия от каталки больше, чем сбритый с велосипеда килограмм. Собери тяжёлый байк и скатай на нём пару раз за сезон в горы. Будь умным. В конце концов, все те деньги, что ты потратил на облегчение системы "райдер+байк" на 1.25%, гораздо лучше потратит на каталку и прокачку опыта, чем на попытку впечатлить друзей глупыми цифрами.
Когда вес начинает действительно играть роль? Когда ты соревнуешься на продвинутом уровне среди атлетов, которые приблизительно равны, и начинают играть роль уже мелочи. Да, в этом случае вес важен. Но до тех пор пока велосипед работает безотказно, позволяет раскрыть все способности, и не подведёт на гонке даже после уборки. Вот в таком случае вес действительно важен.
И такой подход — он не только про вес. Он про любой параметр велосипеда, ценность которого ты когда-то для себя установил, а он по факту не влияет на то, что ты хочешь контролировать. Офигительная покраска велосипеда не влияет на то, как он катит. Профессиональные гонщики велокомпаний ничего не скажут доступный тебе велосипед. Покрытые фотогеничными брызгами компоненты из журналов на самом деле даже не стоит рассматривать. Проверь важные для тебя параметры.
Жирные пидоры.
Я не особо лёгкий. И никогда им не был. Сейчас мне 48 и с каждым годом становится всё труднее сдерживать вес. Так что у меня есть дополнительная проблема в виде избыточного веса, который на мне, а не на велосипеде. Скажем, я вешу 93 кг, при моём индексе массы тела я должен весить 81 кг. Я на 12 кг тяжелее, чем должен быть для оптимальной производительности на велосипеде. Да ещё сверху добавит 13% "перегруз" алюминиевого GX. Это существенно. Это вес, который значительно меняет мою динамическую мощность на велосипеде и делает езду более реактивной. И эти полтора килограмма, что добавляет велосипед, выглядят несреьёзно при взгляде на всю эту изменчивую реальность. Просто я должен обречь себя на страдания и отдать свою жизнь на волю богов диетологии.
"Если не можешь измерить то, что важно, сделай важным то, что можешь измерить"
Классный перевод. Спасибо.
ОтветитьУдалитьОтличная статья, спасибо за перевод!
ОтветитьУдалитьЛаек
ОтветитьУдалитьСпасибо! Бодрый перевод отличной статьи!
ОтветитьУдалить