среда, 16 августа 2017 г.

Тур Юнайт 2017: люди и велосипеды раздельного старта.

По аналогии с постом про участников июльского массового старта, мы решили сделать ещё и пост про участников раздельного старта. Для этого мы попросили их ответить на ряд вопросов о себе и снаряге. Цель всё та же: показать разнообразие мотивов, интересов, техники, подготовки. Огромное спасибо всем участникам, с интересом читаем ваши ответы.

Формат раздельного старта не позволяет написать пост за один раз, поэтому ответы участников будут добавляться по мере поступления. На сегодня известно о 6 успешно финишировавших. У вас ещё есть время вписать себя в историю отечественного байкпакинга и появиться на этой странице. :) Дерзайте!

1. Василий Калигула, Москва, 25 лет.
Не финишировал; Не уложился в отпуск; Фотографии с дистанции.
Фото: vk.com/cx_nn


Чем занимаешься / профессия?
В данный момент занимаюсь логистическими проектами на крупном предприятии.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Активно кручу педальки третий год, в основном на цЫклокроссах. Три года назад скатался в поход по Карелии, и это частично отвечает на следующий вопрос, почему я решил повторить сие действо.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Интересен был туринг-формат, чтобы подольше потусить с братишками, а вкатить в бреветный лимит я еще успею).

Как готовился к гонке?
Бухал, разлагался, деградировал. А если серьезно, то это в основном шоссейные бреветы + грунтовые покатушки + кк гонки (на ЦК, Карл!). Ну, и периодические вечерние кардио по холмам в ближайшем парке.

Какое снаряжение взял и почему?
Я не брал палатку, т.к. ее взял мой коллега Иван, а взял свой ни разу не походный тент, чтобы спать под ним теплыми ночами. В итоге около 70% стоянок мы спали в техногенных укрытиях, и это решало часть проблем с развертыванием лагеря, да и в целом прикольно и антуражно. Порадовала складная пенка из сплава, а также синтетический спальничек. В качестве байкпака я брал сшитые самим собой сумки из кордуры и тезы. Последние немного протерлись об багажник и начали пропускать воду. Пришлось ставить заплатки. В целом багажник лично мне пока еще удобнее, чем байкпак, т.к. позволяет перераспределить вещи, если у кого-то что-то сломалось, например.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?

Фото: vk.com/cx_nn

У меня есть олдскул мтб на жесткой вилке и на 26 колесах, но я его использую как ситибайк для поездок за пивом, посему поехал на самосборе грэвеле на базе Planet X London. Правильным решением было поставить трансмиссию 38 спереди и 11-36 сзади, а также тяжелые и прочные грэвел-покрышки втб нано 40 мм. Ни разу не пробились, держали уверенно на гравии, на шоссе чуть тормозили, ....но я же не Крис Фрум!!

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Я ожидал, что мы поедем немного быстрее, и дневной пробег будет 130-150, но в результате пробег был меньше. Поэтому я спринтанул с маршрута чуть раньше, чтобы успеть по делам. Больше всего порадовала сама Карелия, это однозначно место силы, и хорошо бы, если большая часть следующего маршрута проходила по этому прекрасному краю. Сосновые леса Новгородской и Тверской области с бесконечным психоделическим мхом я бы также вывел в топ, однозначно.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Тушняк от Кронидова стал для меня открытием, очень вкусно и удобно. Также брал сушеные овощи из магазина индийских специй, а Иван взял самодельного сушеного борща, который каждый раз уваривался до состояния рагу, и пряной сушеной курицы, что тоже очень вкусно. В целом питались вкусно и достаточно, обедали в основном пирожками или чем-то таким.

С каким трудностями столкнулся?
Наверное немного подбесил участок пешки в тверской губернии: я люблю ездить на велосипеде по дорогам и грунтам, а не таскать его по коровякам. Ну и собака, чуть не сожравшая товарища, также омрачила трип. Некоторые дороги также заслуживают упоминания (привет, любытинский слалом!), но в целом бывало и хуже.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Ночевки на техногенных объектах + сосновые леса.

Какие эмоции испытал на финише?
Никогда так не радовался Ленинградке))

Как вёл себя велосипед?
Велосипед был четким парнягой, разве что в самом начале пришлось перепроложить трос заднего переключения, а также я стер в щщи передние колодки, забыв взять резервные. Но это уже вопрос ко мне.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Do it or die! :) А вообще советовал бы более тщательно планировать места ночевок, так как нас пару ждал почти что факап.

2. Иван Гриндовский, Нижний Новгород, 27 лет.
Финишировал; Время прохождения — 8д 4ч 40м (196ч:40м); Фотографии с дистанции.

Фото: CX_NN
Чем занимаешься / профессия?
В плане профессии на данный момент бездельничаю, но предназначен для работы у станка на заводе.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Активно педалить и ночевать в палатке начал примерно в одно и то же время, лет 5 назад.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Потому что через полстраны, грунты-проселки, еще и трек составлен. Давно хотел совершить длительное путешествие, а тут еще и у товарищей время образовалась. Еще это возможность снова посетить Карелию, к которой я питаю теплые чувства, да и другие области посмотреть.

Как готовился к гонке?
Вся моя жизнь это превозмогание всякого говна, к тяготам и лишениям мне не привыкать. И конкретно к этой поездке готовится не надо было, каждая покатушка с CXNN это испытание: то грязь, то броды, то снег и мороз, мы парни выносливые. Перед поездкой пару раз катнул на 140 и 200 км. Аптечка, ремкомплект, снаряга для походов так-то уже давно продумана.

Какое снаряжение взял и почему?
Кто бы что ни доказывал, но байкпак — это мой выбор. Оптимальная развесовка по велосипеду, и нет соблазна набрать всякого хлама, только самое нужное. Подседельный баул Нотни — годная вещь, самошвейная внутрирамка (надо новую сшить, красивую) и самодельный же саквояж на передний багажник. Ну и все как у людей: котелок, нож и прочее. Взял двухместную палатку, очень недоволен, ибо тяжелая и по габаритам неудобная, в будущем только одноместная, все остальные пусть где хотят ночуют.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?

Фото: CX_NN
Монстркросс, неизвестный на Руси тип велосипеда — найнер с рулем-бараном, считаю самым универсальным велотранспортом для туринга по нашим просторам  хоть в грязь, хоть на асфальт. Собран мной полностью, до последнего винта, много мутаций пережил, стальная рама Origin8 Scout, титановая вилка Рапид — идеальный велосипед, полностью в нем уверен. За 1600 км только колесо спускать начало. Да, передний багажник из китайского пластилина разломался в шести местах, значит ему не место на моей повозке постапокалипсиса.

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Пока ехал, каждый день думал: накой оно мне все это вперлось? Сидел бы дома и не напрягался. Но выход из зоны комфорта кое-чего дает все-таки, кучу воспоминаний и непомерно разбухшее чувство собственной важности, например, круто же. На будущее: сразу определить, туризм или гонка. Если туризм — не более ста километров в день, все смотреть, отдыхать и не ломить, заранее продумывать стоянки. Если гонка – то в одиночку, либо чтоб напарники были одинаковой физической формы и на подобных велосипедах, не тратить время на разбивку лагеря, снаряжение минимальное. Но в целом я очень доволен поездкой и ни о чем не жалею. Еще я как мудак скачал не тот трек и мы с Владом страдали на некоторых участках.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Я насушил мяса и овощей, Василий прикупил тушенки, питались царскими борщами и чечевицей. Сколько пирожков, сладостей и кокаколы выжрано — не перечесть. Когда от Конаково до Нижнего ехали – вообще серьезной еды не варили, очень хотелось домой, крутили что есть сил и питались тем, что в магазинах попадалось.

С каким трудностями столкнулся?
Особых трудностей я не припомню, только вечерами усталость накапливалась, в такие моменты я ненавидел всех и все вокруг.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Очень запомнились холмы где-то между Подпорожьем и Тихвином, впечатляющее место: грунтовка, с одной стороны гора — с другой овраг с рекой и лес до неба. Ночевки под мостами и прочее времяпрепровождение тоже расскажутся внукам. Петрозаводск вообще навсегда в самых светлых воспоминаниях.

Какие эмоции испытал на финише?
Финиш для нас был только окончанием одного периода, зато мы цивильно переночевали в мотеле и далее ехали только по асфальту. По приезду в Нижний будто гора с плеч свалилась, наконец-то все закончилось. Испытываю небывалое чувство гордости за себя и за товарищей по поездке.

Как вёл себя велосипед?
Как уже сказано выше, велосипед полностью собран мной, посему и вел он себя как надо, все недостатки терпимы и незначительны, вот бы женщины такими были.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Тем, кто решится проехать такой путь, мои советы ни к чему, они и так все знают и ко всему готовы. Ну должно так быть. Всем остальным посоветую для чего-то серьезного не экономить на велосипеде и снаряжении, туринговать и не унывать.


3. Николай Ломов, Новосибирск-Москва-Париж, 25 лет. 
Финишировал; Время прохождения — 7д 3ч 20м (171ч:20м); Фотографии с дистанции; Отчёт.


Фотограф: Евгений Егоров
Чем занимаешься / профессия? 
Аспирант, молекулярная биология

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Нормальный горный велосипед появился в 2008 году, купил тогда даже велошмотки. Год на нем катался по лесам. Затем уехал учиться в Москву и ездил только по городу. Потом собрал другой велосипед. В 2014 и в 2015 съездил в велопоходы в Карелию и Башкирию (550 и 700 км, 8 и 9 дней, кажется).

Почему решил поехать Тур Юнайт?
В матрасных велопоходах решил, что когда-нибудь хочу в велопоход с большей спортивной составляющей. И вообще хотел проехать тысячу км. В 2016 году не смог найти время для велопохода, но узнал про Тур Юнайт. В этом году понял, что очень хочется хоть в какое-то велопутешествие, но продумывать маршрут совершенно некогда. Тогда позвал Женю Егорова, с которым мы были в обоих предыдущих велопоходах, предложил проехать Тур Юнайт хотя бы в стиле DFL (Прим. ред.: DFL  dead fucking last, стиль велотуризма с упором на неспешное созерцание природы и общение). Вообще стиль поездки зависел бы от состава участников. 

Как готовился к гонке?
Специально к гонке не готовился. В Москве я играю в футбол. Пока был в Париже в мае-июле, поддерживал немного физическую форму, бегая по городу. И продумывал снаряжение.
Перед туром сильнее всего переживал по поводу своей задницы, которая не ведала седла велосипеда с прошлого лета. За несколько дней, которые у меня были в Москве перед стартом, накатал около 60 км на велосипеде по всяким магазинам и велоремонтам.

Какое снаряжение взял и почему?
Список снаряжения продумывал тщательно и заранее. Основывался на опыте предыдущих велопоходов. Постарался собрать комплект полегче, но в основном из того, что уже было или легко сразу купить в каком-нибудь Сплаве. По сравнению с предыдущими походами отказался от боковых велосумок на багажник и тяжелого велорюкзака, от второй пары обуви. Полный список снаряги с ее весом, и где что ехало, — в гугл-доке. Там же комментарии по многим позициям.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал? 

Фотограф: Николай Ломов
Этот велосипед я 5 лет назад собирал, как городской велосипед для повседневной езды. Я нашел б/у колеса с планетаркой, б/у раму под свой размер с горизонтальными дропами и стальной вилкой, поставил дисковые тормоза-механику, полуслики. Пока собирал этот велосипед, по фану купил фиксед-гир за 13 тыс, чтобы не остаться совсем без колес. Ну и понял, что мне для города лучше всего подходит именно фикс, на нем и езжу теперь, а вел с планетаркой стал использовать для велопоходов: поставил дроп-бар и багажник, вперед покрышку чуть шире. В этом году заменил один из дисковых тормозов со старого Тектро на новый Авид ВВ7.

Итоговая комплектация:
  • Рама — Windsor cliff 29.1, стальная вилка.
  • Колеса — Mavic какой-то, 29’’. Втулки Shimano Deore SLX и планетарка Shimano Alfine8.
  • Сзади звезда на 17, вроде.
  • Система — Shimano Alfine FC-S500, звезда — 39T. 
  • Каретка — Shimano Deore SM-BB51
  • Тормоза — дисковая механика Avid BB7
  • Покрышки: спереди 29x2.0 Schwalbe Marathon Dureme, cзади Nokian Ultra Tour 2 PCR 700x40.
  • Седло — Token Road White.
  • Руль — Token COMPACT Road (31.8/440), обмоточка.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Мне в целом понравился маршрут. Присутствовали интересные техничные спецучастки по лесным песчаным дорожкам и по дорогам в пойме. Не понравился спецучасток через заросли крапивы и новгородский разбитый асфальт — от него никаких положительных эмоций, а только поломки техники и синяки на руках и потертость задницы.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?

2 раза готовили горячий ужин: гречка с тушенкой и хрючево: быстрорастворимое картофельное пюре с тушенкой. Завтракали пару раз быстрорастворимой кашей. Холодная еда: бутерброды из хлеба или лаваша с колбасой и сыром. Останавливались иногда поесть возле магазинов. Тогда я старался брать йогурт или кефир и что-нибудь хлебобулочное. Съели много мороженого. Для перекусов - киткаты, батончики-мюсли, углеводные гели “Агуша” или “Фрутоняня”. Также ели в кафешках и Макдаках. Пил воду из магазинов, иногда из колодцев или колонок в населенных пунктах. Много пепси выпил. Пепси более насыщенный вкус имеет по сравнению с кока-колой, а главное, лучше по форме бутылки подходит под флягодержатель. К сожалению заметил, что если на голяк пить пепси, потом немного изжога.

С каким трудностями столкнулся.
Лично у меня болели ладони и зад от некоторых участков маршрута (разбитый асфальт). Чуть-чуть колени, в первую очередь то, которое разбил в первый день. Технические проблемы — навигация по маршруту. У нас не было гармина, а также произошло недопонимание, кто из нас и как именно будет вести по маршруту. А еще во второй день по пути не было интернета, и мы чуть запутались на треке. Протопали в итоге через болото 5 км. Сами себя наказали — никакие последующие “спецучастки” по песку или через пойму реки и близко не стояли по сложности движения. И кажется, трек со стравы нормально не записался, я тупо не успел освоить эту программу.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Очень красивые виды. Мне нравится путешествовать на велосипеде — успеваешь посмотреть по сторонам, и в то же время проезжаешь много мест. Знакомишься по-настоящему со страной, а не только с туристическими местами. И в этом плане маршрут оставил очень приятное впечатление.

Какие эмоции испытал на финише?
Я был очень рад, что мы проехали. Изначально в этом очень сомневался. Было чувство удовлетворения, что мы сделали это, все сложности пути позади.

Как вёл себя велосипед?
Еще на вокзале в Петрозаводске произошел курьез: я забыл настроить тормоза, собрав велик, и чтобы не улететь с лестницы, оттормозился в железную ограду. Посадил восьмерки на оба колеса, разбил колено и нос. В Триал-спорте поправили спереди восьмерку, а сзади не смогли — спицы были настолько ржавые, что невозможно было их подтянуть. Еще на второй-третий день заметил, что на заднем колесе сломана спица. В конце поездки подглючивали некоторые скорости, думаю, связано с изменившимся натяжением троса из-за сдвига или изгиба рубашки.
Еще был дискомфорт от тряски, хотелось бы пошире покрышку назад. И добавить слой мягкой обмотки на сгибы руля, где у меня основной хват.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?

В нашей команде был парень, который никогда до этого не ездил не то что в велопоходы, но вообще в длинные поездки. И он поехал на дешевом велосипеде из Декатлона, причем это был велосипед его жены, и он не подходил ему по ростовке (!). Так что надо просто брать и ехать. Пусть даже медленно, пусть с дискомфортом в поездке - но оно стоит того. Разберитесь с навигацией заранее. Лучше всего взять Garmin. Все эти приложения для телефона у нас нормально не работали или жрали батарею телефона нещадно. По моему опыту, нужно брать меньше вещей, что выливается в меньшую усталость, меньшее число поломок, экономию времени на сборы. Заранее тестите свой велосипед со всем походным снаряжением, у меня не было возможности это сделать, и в итоге я тратил время на сборы, придумывая, куда прицепить или запихать ту или иную вещь.


4. Евгений Егоров, Пущино-Москва, 25 лет. 
Финишировал; Время прохождения — 7д 3ч 20м (171ч:20м); Фотографии с дистанции.



Чем занимаешься / профессия?
По специальности биохимик, в настоящий момент работаю научным сотрудником в одной из лабораторий Института биоорганической химии РАН, занимаюсь молекулярной биологией и иммунологией.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Активно начал крутить педали около 4 лет назад, когда приобрел свой Jamis Dragon 29 Sport, на котором собственно и отправился в Tour Unite. Некоторый опыт велопоходов до этого у меня уже был: летом 2014 года с Николаем Ломовым и двумя другими однокурсниками откатали 550 км по красотам Карелии, а на следующий год почти в том же составе 700 км уже по Башкирии и Оренбургской области, велопробегом из Уфы в Оренбург с заездом в пещеры Шульган-Таш.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
В начале лета со мной на связь вышел Николай и предложил в августе, когда он снова будет в России, куда-нибудь выбраться в велопоход. Рассказал про Tour Unite. Меня прельстила возможность еще раз посетить полюбившуюся Карелию, и я без долгих размышлений согласился. Сначала думали ехать вдвоем, поскольку собраться в прежнем составе однокурсников точно не получалось: все разъехались кто куда - кто-то уехал на PhD в Штаты, кто-то вообще женился. Но потом я вспомнил о Михаиле Лебедине, с которым мы вместе работаем, и пригласил поучаствовать — он не отказался.

Изначально у Николая были сомнения насчет Михаила из-за отсутствия какого бы то ни было опыта, снаряжения и наличия 17 кг гибридного декатлоновского B’Twin жены, но я был уверен, что Михаил справится, и он нас не подвел.

Как готовился к гонке?

Как-то специально к гонке никак не готовился. Живу недалеко от работы, поэтому и зимой, и летом по 12 км в день обычно накатываю, плюс по Москве часто передвигаюсь на велосипеде. Это конечно несравнимо меньшие нагрузки, чем грейдеры и грунты Tour Unite, но тем не менее.

Какое снаряжение взял и почему

С прошлого велопохода по Башкирии у меня остались классические Ortlieb на 40 л, которые я отдал Михаилу, поскольку он новичок и своего снаряжения у него не было. Сам же решил попробовать концепцию байкпакинга, для чего в Мастерской Нотни непосредственно перед Tour Unite заказал комплект из подседельной и нарульной сумок (старая внутрирамная мне досталась в наследство от Николая). Дмитрию Феликсову я очень признателен за учет личных пожеланий, оперативный пошив и доставку снаряжения. По результатам похода за исключением небольших оговорок впечатления о сумках и байкпакинге в целом остались очень хорошие, и в следующий раз наверно снова выбрал бы их, а не Ortlieb.

У нас с Николаем было две отличных проверенных палатки из Сплава “Jaguar 2 v.2”, в одной господствовал сам Николай, в другой обитали мы с Михаилом. Для костровых заготовок брал с собой небольшую складную пилу Tajima 210 mm, однако она почти не пригодилась, поскольку огонь на стоянках зажигали всего 2 или 3 раза и то чисто для души. Ну а на котелках, спальниках и ковриках и личных вещах наверно особо останавливаться смысла нет, тут все как обычно.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?



Как уже писал где-то выше, у меня есть хардтейл Jamis Dragon 29 Sport, на нем и поехал. Начитавшись историй о многочисленных поломках и сходах участников с маршрута, перед Tour Unite на всякий случай заменил износившиеся тормозные колодки, кассету и цепь. По совету Николая перед поездкой поменял стоковые педали на контакты Shimano M520. Сначала у меня были сомнения насчет целесообразности контактов, но потом по ходу маршрута я поменял свое мнение: возможность дополнительной тяги вверх не раз помогала при многочисленных подъемах или увязании колеса в раскисшей от дождей трассе.

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравился темп нашей езды, ехали бодро, равномерно, никто не рвал вперед, никто не отставал. При этом мы успевали насладиться окружающими видами и пофотографировать. Не понравились долгие тупежи при остановках и сборы на стоянках перед каждым выездом, когда вставали в 6, а выезжали лишь в 8 утра. Уверен, могли бы собираться быстрее и проезжать в день чуть больше, не 140-150 км, а 170-180. Из-за отсутствия нормального навигатора дважды жестко сбивались с трека и много времени теряли, возвращаясь на верный маршрут. Это тоже не слишком радовало.

В целом, трасса понравилась, хотя и показалась немного серой и однообразной, если опустить сосновые боры, берега Волги и Мсты в Тверской области. Новгородская область обозначилась лишь ужасным асфальтом, Ленинградская область за исключением небольших участков у Подпорожья, тоже ничем примечательным не запомнилась. Карелия, к большому сожалению, не произвела должного впечатления. Но это сугубо мое субъективное мнение.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Изначально планировалось, что в день у нас будет по два горячих приема пищи: каша, чай или кофе с утра и вечером на стоянке макароны с тушенкой или хрючево. Обедать же хотели в кафешках по дороге.

По ходу движения выяснилось, что на завтрак всем в принципе хватало и пары пирожков с питьевым йогуртом, купленных в ближайшем сельском магазине. Обеда как такового тоже не было, поскольку почти все время была жаркая погода и есть не сильно хотелось, мучила скорее жажда. В день помимо трех литров обычной воды я выпивал еще столько же всякой бодрящей дряни вроде колы, пепси и фанты.

Были остановки по дороге, когда мы точили бутерброды с колбасой/сыром, мороженое, шоколадные батончики. За сутки съедал наверно порядка десятка всяких киткатов, сникерсов, натсов и марсов. Ближе к концу маршрута перешли на тюбики с детским питанием типа “Фрутоняни” и “Агуши”. Такое яблочное пюре после осточертевших батончиков заходило просто на ура.

Под вечер обычно добирались к какому бы то ни было крупному населенному пункту, где были точки общепита. Больше всего, пожалуй, понравилось кафе “Любава” в Любытино и “Столовая №1” в Торжке.

С каким трудностями столкнулся?
Особых трудностей не припомню, под вечер обычно накатывала усталость, но все в пределах нормы. Периодически давала о себе знать старая травма колена, но ехать можно было. Переживали только за Михаила, когда он где-то в середине маршрута приболел, боялись, как бы дело не пошло хуже. Но все обошлось.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Очень понравились сосновые боры и ельники в Тверской области, порадовала дорога вдоль реки Мсты с ее небольшими порогами и чередой перекинутых через нее навесных мостов.
Еще запомнился момент, когда на вторую или третью ночевку к нам в лагерь из чащи пришел зверек (ежик, лисица, а может быть и дикая собака) и начал играться с клубком незакрепленной штормовой оттяжки от нашей палатки. Сначала я проснулся, но потом, трезво оценив ситуацию, спокойно завалился дальше спать. А вот Михаил, как он сам потом признался, струхнул не на шутку и почти всю ночь не спал. Забавно было.

Какие эмоции испытал на финише?
На самом деле, только спокойствие и удовлетворение. Мы, здоровые и невредимые, в том же составе, в котором неделю назад выехали из Петрозаводска, без серьезных поломок смогли пройти довольно непростой маршрут за вполне вменяемое время без чрезмерных усилий. И я осознавал, что не позднее чем через 5 часов все мы окажемся дома в Москве, где будем заслуженно отмываться, отъедаться и отсыпаться. Такие мысли не могут не греть душу, не правда ли?

Как вёл себя велосипед?
За исключением похрустывания каретки, которое внезапно появилось еще в Москве при движении в сторону Ленинградского вокзала, никаких других проблем замечено не было. Однако в этом был и свой плюс: треск и звон от свободно бегающих шариков по внутренней полости каретки, будто в барабане спортлото, еще за несколько сот метров надежно извещал всех зверей в округе о нашем приближении.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Советую перед поездкой хорошо изучить и проработать маршрут — сколько планируете в какой день проехать, в какой момент начнутся спецучастки с бродами и прогулками с велосипедом на руках по подтопленной пойме, где будет находиться стоянка. Заранее проверить gps-трек, обзавестись (купить или одолжить у знакомых) Garmin, чтобы не вышло недопонимания как у нас с Николаем, когда он решил, что я буду вести нас по маршруту, а я подумал, что он. И нам, уже выехав из Петрозаводска, пришлось на слабо текущем интернете грузить на телефон карты и трек, а потом ехать куда-то в лес все еще с неполной уверенностью в правильности выбранного маршрута.


5. Михаил Лебедин, Москва, 22 года. 
Финишировал; Время прохождения — 7д 3ч 20м (171ч:20м);


Чем занимаешься / профессия?
Работаю в лаборатории ИБХ РАН, занимаюсь исследованиями на стыке иммунологии и молекулярной биологии в свободное время от регулярного контроля работы кофемашины в институте.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велике передвигаюсь, сколько себя помню. Первый появился года в 4, это был мелкий фиксед-гир наподобие “Мишутки”. Из него быстро вырос и пересел на "Аист", прослуживший мне до самого юношества. Горный велосипед увидел впервые лет в 12, когда сестра купила себе Gary Fisher, но ездил на нём всего пару раз. По-настоящему своего горного велика у меня никогда не было и до сих пор нет — по городу катаюсь на гибридном B’twin жены или на разваливающемся Nordway Discovery с женской рамой, доставшемся от той самой сестры. Гибрид полностью устраивает, тяжесть не смущает. Перед Tour Unite даже сотни километров в день никогда не делал. Опыт туризма у меня минимальный — один раз ходил на Поднебесные Зубья в Кузнецком Алатау.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Не имел ни малейшего представления ни о Tour Unite, ни о байкпакинге. Решили поехать на гонку ребята (Коля Ломов и Женя Егоров), Женя позвал с собой попробовать, а я ради забавы согласился.

Как готовился к гонке?
Сходил пару раз в качалку, попедалировал на тренажёре с высокой нагрузкой. Обычно посещаю зал два раза в неделю, а перед гонкой всю неделю проходил, чтобы предел сил найти. Три дня до гонки готовился по своему — лежал на диване и пил сидр, силы набирал.

Какое снаряжение взял и почему
В вопросе снаряжения для велопохода полностью доверился Жене и не прогадал — если бы не он, взял много лишнего, а самое важное забыл. Женя же одолжил мне свои велосумки, два Ortlieb’а — монстросумки, которыми можно и от медведей отбиваться, и в потоп аки шлюпки использовать. Последнее даже проверено экспериментально. =)


На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?


Поехал на гибридном B’twin Original 500, прославившемся в сообществе гонки как “велик жены”. Велосипед не подходит ровным счётом ни для чего, потому и решил его взять. Подготовка велика к гонке заключалась в установке багажника и лежака, после чего он стал весить семнадцать килограммов. Тогда относился к этому в стиле “и так сойдёт”, но и в процессе гонки больших проблем, связанных с весом велика, не обнаружил. Возможно, мне просто не с чем сравнить.

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилось, как ехали вторую половину маршрута — не меньше 140 км в день по любым покрытиям, тупили совсем мало по сравнению с началом, даже немного повеселели. Трасса не понравилась — большинство мест невзрачны, насладиться природой удалось только в сосновых борах Тверской области и на холмах Ленинградской. Хотелось скал, бескрайних озёр и бурных рек, ещё и Егоров так лестно отзывался о Карелии, что я с предвкушением ждал выезда из Петрозаводска, а там — лесовозные трассы без особых красот.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Быстро надоела горячая еда и шоколадки, стал брать себе леденцы — и желудок не тяготят, и в жару не тают. Теста и мяса хотелось только под вечер, когда мы добирались в города. Порадовало обилие колодцев в деревнях, всегда была возможность наполнить гидратор. Кроме воды сначала пил колу, но на третий день она приелась, остаток маршрута провёл в обнимку с Lipton или Nestea. Никогда так не любил холодный чай. Из общепита больше всего понравился макдак в Твери — никогда до этого не заставал время завтраков в McDonald’s, а они оказались неплохими.

С каким трудностями столкнулся?
На второй-третий дни простыл, было сложно ехать — на продолжительных спусках от набегающего ветра начинало щемить между рёбрами, становилось трудно дышать и подниматься в горки после таких разгонов. Перед Тихвином стало совсем худо, пролежал на обочине минут двадцать. Еле дополз до ребят, отогрелся-отъелся в городе, на стоянке заварил Coldrex — хвала Жене, предусмотревшему такое происшествие. На следующий день болезнь отступила, на всякий случай даже в тёплую погоду стал носить ветровку. Выяснилось, что мне лучше попотеть лишний раз, чем даже чуть-чуть охладиться. Дальше всё пошло как по маслу, только в последний день начало ныть колено. По этому поводу я не беспокоился — боль ехать не мешала, никаких вопросов о причине возникновения не вызывала и бесследно прошла в электричке.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Пожалуй, трюк Николая на вокзале Петрозаводска — он так ловко вписался в ограждение, что даже ему стало смешно. Таких кульбитов я не видел ни в одном цирке - заправски вскочив на велик, он изо всех сил дал по газам и за несколько метров до высокой лестницы свернул, крикнув нам что-то залихватское. Сделав пару кувырков с приземлением в чугунную решётку, встал, вытер хлынувшую из носу кровь и как ни в чём не бывало принялся осматривать велик. Нам с Женей в тот момент не хватало табличек с оценками за технику и артистизм. Нос Коли чудом уцелел, а вот велик пострадал изрядно — восьмёрки на обоих колёсах и погнутый руль.

Какие эмоции испытал на финише?
За день до финиша развеселились, Женя начал отпускать свои искромётные шутёхи, чуть не подпалившие его нарульную сумку. В лаборатории я удерживаюсь от смеха, а тут атмосфера была такой располагающей, что я волей-неволей смеялся без устали, чуть в кювет не слетел. В последний день всё это ушло, на финальном участке все были спокойны, как удавы — даже когда завершили гонку у парома, никакой эйфории не испытали. Настроение в коллективе наладил Женя, начав снимать шутливое интервью со мной и Николаем.

Как вёл себя велосипед?
Велосипед стоически выносил испытания, выпавшие на его алюминиевую раму. Никаких претензий не вызывал, за всю трассу ничего не сломалось, если не считать проколотой камеры. На подъезде к Алёховщине колесо начало спускать безбожно, ехать по асфальту стало совсем трудно. В городе обнаружил виновника — из шины торчал короткий кусок проволоки, вспарывающий камеры при любом удобном случае. Кусочек встрял в шину прочно, палочками-зубочистками не выжимался, а плоскогубцев, естественно, мы не брали. Пришлось задействовать подручный инструмент — вынимать проволоку зубами. Не уверен, что выплюнул её тогда, зато теперь ни на кого не дуюсь.


Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Женя уже писал про трек — важно иметь в команде человека с навигатором и хотя бы базовыми знаниями в сфере ориентирования. Мы пару раз сбивались с трека в местах, напрочь лишенных интернета, приходилось идти по солнцу и мху на соснах. Ещё совет — ехать на велике жены, всегда можно будет свалить плохой результат на тяжёлую раму и женское седло. А если серьёзно, даже B’twin неплохо справился со сложными участками, так что не мешкайте и езжайте в Tour Unite на чём есть.



6. Влад Повеликин, Нижний Новогород, 24 года. 
Финишировал; Время прохождения — 8д 4ч 40м (196ч:40м); Фотографии с дистанции.


Фото: CX_NN
Чем занимаешься / профессия?
Работаю заместителем директора по административно-технической работе в управляющей компании. Обеспечиваю функционирование корпусов бизнес-центра, начиная от контроля ресурсоснабжения и заканчивая системами безопасности. По профессии инженер и управленец в автомобильной сфере.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
В детстве катал по деревне на складной Ламе Люкс, пока не сломал на ней руль. В осознанном возрасте уже в универе купил себе первый мтб — Merida Big Seven. Это было 4 года назад. На тот момент я не знал о велах абсолютно ничего. :) Какие бывают тормоза? Что такое "шимана"?! Деор это круто? Норм вел может стоить 13 тысяч рублей? Эти вопросы крутились в моей голове на момент покупки первого вела. На следующий год купил себе свой первый циклокросс — «зеленая бестия» Norco Threshold A2. Через год еще один. И понеслась..)

Год назад на майские первый раз в жизни поехал в свой первый поход. До этого никогда в детстве не ходил с палаткой. Зимой с парнями из CX_NN затеяли по весне поехать своим ходом из НН в Казань на 500 км. В апреле закупились всякими походными ништяками, чего не было — настреляли у знакомых, и поехали бороздить гористый рельеф республики Марий Эл в поисках Татарской столицы. На тот момент я поехал в поход с консольным багажником, на который веревкой привязал свой рюкзак, с которым гонял в универ. Про байкпак я тогда и не слышал..) Во время путешествия в Казань познакомился с парочкой заезжих москвичей, среди которых был Вася. С тех пор и дружим, постоянно катаем совместно в трипы, на гонки, бреветы. За прошедший год прокачались в плане велотуризма. Было несколько походов с ночевкой в снежные вечера. Нет для нас большего удовольствия, чем забраться в какую ни-будь адовую топь, где велы надо тащить на шее, идя по пояс в тухлой воде, и кричать от количества жрущих тебя кровососов. Если в походе колесо сломаем или покрышку порвем, то вообще топчик) Ай лайк ит.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Несколько месяцев назад во время одного из наших трипов, когда мы рубились по какому-то жесткому лесу, таща велы под мышкой, Вася предложил нам вместе провести отпуск, скатать в Карелию. Он уже опробовал ее на вкус пару лет назад и давно нахваливал природу этого края. Обмолвились, что вроде по Карельским землям проходит грунтовая гоночка — Тур Юнайт  На предложение откликнулись я и Иван. Сказано — сделано. И вот, уже август, и мы втроем трясемся в поезде на Петрозаводск, крутя веревками велы к верхним полкам в купе)).

Как готовился к гонке?
Вв физическом плане всегда готов. На веле мы катаем круглый год. У нас в Нижнем нет межсезонья. Пусть хоть —30 на улице, все равно поедем по снежному парку катать).
Постоянно катаю бреветы, гонки, грязекатки выходного дня, мутим свои проекты, так что в плане нагрузки на тело проблемы не возникло.

В плане подготовки вела: познал что такое байкпакинг и решил заказать своему коню грузовую сбрую. Решил отходить от заднего багажника и пары сумок на нем. Развесовка не нравится в этом варианте. Выбор пал на нашего циклособрата Диму и его байкпакинг-ателье нижегородского разлива, под названием Дикие Вещи. С Диманом мы катаем вместе уже около года, все свои сумки он тестирует на собственном веле, и даже часто давал мне поюзать свои творения. Так что качество его продукции я знал и решил по полному байкпакануть свою Норочку.

Байкпак состоял из:
  • Селедка в раму (прим.ред.: селёдка — длинная вытянутая сумка в верхней части переднего треугольника);
  • Релокатор для вертикальной фляги. Перенес флягу ниже, что позволило сделать селедку больше;
  • Бензобак;
  • 2 кормушки-бочонка;
  • Джерикэн;
  • Подседельный баул максимального литража;
  • Передняя система подвески гермы на руль;
  • Накладная сумка на герму;
  • Инструментальный ролл на заднее крыло;
Какое снаряжение взял и почему?
Сразу оговорюсь, что мы ехали Тур Юнайт не на время, а в контексте туринг-формата. Отдохнуть, природой насладиться. По вечерам посидеть у костра, попить ароматный чай. Так что если бы мы ехали в формате гонки, то брали бы совсем другое снаряжение а-ля Jetboil, легкую палатку трёшку, и меньше уже лишних вещей для комфорта. Но поехал я довольно по лайту. В байкпакинге есть один неоспоримый плюс) Место ограничено, и это всегда весомый аргумент в споре со своими товарищами по походу, что мол тушняк я везти не буду, у вас вон туристические штаны на 100 литров, вы и везите))))

А если серьезно, то вот вкратце по снаряжению:
  • На троих взяли один армейский алюкотелок для приготовления основной пищи.
  • Горелку и резьбовой баллон.
  • Довольно компактный спальник из декатлона на 10 градусов комфорта.
  • Нож Mora. 
  • Цепную складную пилу.
  • Запасную покрышку (мастхэв) — опыт моих зимних бреветов и прочих суровых турингов показывает, что на команду одна запасная покрышка должна быть.
  • Простой дождевик за 100 рублей а-ля бабушка на рынке. Не жалко прожечь и порвать.
  • Павербанк на 15 Ач, чтобы питать все гаджеты.
  • Цепь — я катаю по кругу 2 цепи, меняя их каждые 200-400 км.
  • Аптечку с самыми необходимыми препаратами — хоть одну на команду, но надо брать.
  • Газовый баллончик — против буйных людей и животных.
  • Метров 10 тонкого паракорда.
  • Кучу синтетических велошмоток — засунул все в герму в подвес на руле. Обязательно шмот с длинным рукавом.
  • Сухие тонкие кеды — чтобы было в чем ходить вечером по лагерю, пока велоботы сохнут у костра.
  • Шляпу накомарник с сеткой как у пасечника за 250 ру из Ленты — когда спал в спальнике на улице, то надевал ее на лицо, чтобы кровопийцы не обгрызли. Спасала часто.
  • Репелленты а-ля москитол, и прочее. Быстро заканчивались, в походе разок их еще закупали.
  • В плане сна я выбрал экспериментальный союз гамака и легкого солотента из Сплава. Очень легкий вариант. Пробовал так пару раз спать в лайтовых трипах — понравилось. Турюнайт показал мне, что идея ехать без палатки — это плохая идея, когда на улице валит ливень сутки напролет). Тент в растянутом состоянии оказался чуть короче гамака, из-за этого я иногда спал в мокром спальнике. Гамак имеет ряд ограничений. Нужны именно стволы деревьев, не кусты. Он плохо ставится на склонах — одна сторона гамака у земли, другая в 2 метрах над землей. И чтобы хорошо растянуть тент, рядом с гамаком не должно быть мешающих деревьев.
  • Конечно, взял туристическую пенку. Несколько раз спал близко к костру — надувной коврик давно бы пропоролся и прожегся искрами от стреляющих поленьев.
  • Поджопник плотный из магазина Снаряжение за 200 р.
Еще раз скажу, что если ехать в формате гонки (то есть 4-5 дней), то многие из взятых мною вещей становятся совершенно ненужными.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Фото: CX_NN
Поехал на своем вечном друге — циклокроссе Norco Threshold A2. Из родного на нем остались только: фреймсет, тормоза, руль. Все остальное поменяно под свои размеры и нужды.
  • Обвес —по кругу полностью поменян с тигры на стопятку.
  • Тормоза — дисковая механика Hayes.
  • Колеса — самосбор, на полкило легче стока, промвтулки.
  • Поставил лежак — для асфальтовых участков, коих было крайне мало (использовал его по прямому назначению процентах в 15-20 от маршрута).
  • Седло — Брукс (филейка не болела ни разу).
  • Кассета — 11/32.
  • Перекл задний — мтбшный slx длиннолап (кассету в следующий раз поставлю 11/40).
  • На руле двойная обмотка (немного помогало на гравийках).
  • Покрышки — 35ые агрессивные Schwalbe Rocket Ron. К сожалению с моими крыльями встали только они. Попробовал в последний день поставить 40-е ВТБ Нано, но они сильно чиркали за крылья. На песке пожалел об этом решении. Лучше бы поехал на более широких покрыхах, но без крыльев.
Немного не успел собрать свой монстркросс. Переделываю мтб 27,5 в монстра. Уже поставил руль баран, но не успел все настроить и прикатать. Поэтому поехал на цк.

За неделю до отъезда почти полностью разобрал вел до голой рамы, провел ТО, все прочистил, смазал, нужное поменял, собрал. Перебрал втулки, поставил новую каретку, перебрал рулевую, разобрал все рубашки, прочистил их, закапал масла. Настроил тормоза переклы. У механика протянул новое колесо.

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
За всю тысячу километров посмотрел как может меняться природа вокруг от сочной зелени Карелии до пыльной Тверской области. Очень красивые виды. Понравился по красоте участок после Винниц. Деревни раскиданные вдоль реки, которая течет между горами, вокруг все окружено лесом, красота. Понравились наши ночевки под мостами — очень удобное место стоянки (кров над головой, не надо ставить палатку, есть вода помыться и набрать на ужин в котел). Хотел бы в будущем попробовать проехать Тур Юнайт именно в формате гонки.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Вечером на ужин мы готовили теплую пищу. Ваня взял с собой сушеную курицу, чечевицу, сухой борщ. Вася прихватил тушенку Кронидов в пакетах, сухое пюре, сухой лук, кучу приправ. В общем, с добрым ужином мы проблем не знали)

У нас всегда после основных блюд было чаепитие. Вася — настоящий гурман в области чая, прихватил с собой парочку свертков ароматных трав.

Днем во время движения питались быстрыми углями. Конфеты типа сникерс, степ и прочие. Батончики, мюсли, козинаки, желейные конфетки. Не упускали возможность в магазинах пополнять постоянно этот запас. Вообще я в этом путешествии ел то, что требовало тело. Часто хотелось сыр. За все время трипа съел его в чистом виде около 7-8 кг. На остановках отрезал ножом ломти и хомячил. Видно, так тело пыталось восполнить недостаток жира и белка. Постоянно докупал свежие овощи и фрукты. Нравились все влагосодержащие продукты: нектарины, помидорки, огурцы, груши. Тоже очень много их съел. По приезду взвесился. В кг не потерял нисколько. Вес на нуле остался. Но изменилось качество. Ноги стали жестче и крупнее. Скинул лишнего с талии.

С каким трудностями столкнулся?
У нас был Ванин гармин, но все равно ориентироваться по нему часто было неудобно. В лесу полно троп и каждый раз приходилось снижать скорость или вообще останавливаться, чтобы не свернуть не туда. Из-за этого гасилась крейсерская скорость. Плюс Иванес качнул какой-то адовый трек, по которому ребята из Тур Юнайт, как оказалось, рекомендовали не ездить. Там были лишние км по крапиве, броды. В общем мы немного косякнули в плане жести, но трек был пройден от и до, без отклонений. Было несколько бродов. Самый глубокий был по грудь. Пришлось делать жим чугунной Норки над головой, чтоб не утопить красавицу)

В первые 4 дня много проблем доставили колени. На своих узких покрышках мне было сложновато многие места проходить, поэтому тратилось много энергии и сил на буксование и стабилизацию вела, чтобы не упасть. Я думаю. Что от этого перегрузились связки. Обычно, ближе к концу дня, я крутил педали вела только одной ногой. Реально выстегивал ногу, где колено уже не могло работать, и крутил на контактах в круговую одной ногой. Потом мы купили фастумгель в аптеке в Тихвине, я стал мазать им колени утром и вечером, надевать ногова. И боли ушли. К концу путешествия ноги пришли в норму и крутили педали уже как поршни, на автомате и без каких либо болезненных ощущений.

Доставила проблем собака, которая вылетела на меня из двора одного деревенского дома. Почти покусала меня. Но я отбился. Сильно упал с вела. Ушиб низ спины и верх ягодиц. По этой причине 2 дня корчился в седле и не мог нормально наступать на ногу. Но со всем справился. Мозг сказал телу: «Боль это лишь в твоей голове» и мы покатили дальше.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Ребята видели мишку. А я двух милых лисичек. Очень понравились животные в Ленинградской и Карельской областях. Ну, и момент преодоления себя понравился. Иногда бывало очень тяжело. Особенно травма после встречи с овчаркой. В момент, когда ты заставляешь бороться с условиями, в которые себя запихнул, ловишь невероятный кайф, если в результате получаешь то, к чему стремишься. По маршруту дико понравились броды, слепни, лесовозные дороги с обрезной доской и кабанья тропа с крапивой.

Какие эмоции испытал на финише?
5 км бетонных плит, ощущение, что едешь в поезде, и тут ты видишь…паром)
Мысль — так, быстрее искать хостел, надо помыться, нам еще 600 км в сторону дома пилить)))
Самые яркие эмоции радости мы испытали через 3 дня, когда проехали табличку «Нижний Новгород», когда позади было М7 и 600 км асфальта и фур. Там я просто прыгал на веле, кричал что-то и махал руками над головой. Шутка ли, 1600 км за 12 дней! Из которых больше половины дистанции это песок, грунт, гравий, горы и разбитый асфальт)

Как вёл себя велосипед?
Достойно переносил все тяготы жизни. Сломал многое:
  • Еще в Петрозаводске лопнул болт подседельного хомута. Починили новым болтом и двумя гайками. 
  • Прорезал покрышку — в дороге ее заклеил, но она снова протерлась. Скорее всего на выброс.
  • Вымыло всю смазку из одного ролика заднего перекла, в итоге развалился сепаратор и ролик заклинило.
  • Лопнул удлиннитель штока вилки — под замену.
  • Постоянно хрустела и щелкала рулевая от попадающей воды из бродов. Один раз перебирал, потом забил, доехав до дома.
  • У Вани в 6 местах треснул и развалился передний алю багажник — фиксили все это проволокой и армскотчем.
  • Полирнул в зеркало до алюминия во многих местах свою раму и вилку — песок и пыль попадали под байкпак и при движении стирали краску. То же самое и у Васи с его штанами на багажнике.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Надо ехать, ребят) Технический совет: покрышки не уже 40-45 мм. Лучше ехать на гревеле или монстркроссе. Берите с собой джэтбойл, он высокоэффективен в плане кпд при приготовлении еды. Лирика: Очень круто меняется мышление во время путешествия. Я по другому взглянул на себя и свою жизнь, приехав домой. На то, где я работаю, где живу, и чем я занимаюсь. Точнее, тем ли я занимаюсь? Все это рождалось в дороге — в процессе преодоления себя.


7. Дмитрий Кульбацкий, Москва, 27 лет.
Не финишировал; Проблемы со здоровьем.


Чем занимаешься / профессия?
Младший научный сотрудник (молекулярная биология).

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велосипеде регулярно катаюсь 5 лет, за это время три раза катался в небольшие велопоходы по 3-4 дня, ну и в гонках/рогейнах немного участвовал. Занимаюсь туризмом и сопутствующими активностями с детства, за последние 10 лет интересы дрейфовали в направлении пеший туризм —> спортивный горный туризм —> альпинизм. Так что велосипед — не совсем основной профиль моей деятельности.

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Давно хотел устроить себе интенсивное велоприключение, а не унылый поход с безразмерными велоштанами и тупняками. Изначальный план подразумевал заезд осенью, а летом — горы. Но работа и состояние здоровья внесли свои коррективы в мои планы.

Как готовился к гонке?
Последние пару месяцев перед гонкой провел во Франции, примерно через день катал по 15-30 км по довольно холмистой местности, 50 % грунт / 50 % асфальт. Несколько раз катал по 60-80 км. В качестве подготовки к грунтам в Тверской области за пару недель до старта проехал от Шатуры до Петушков по песчаным мещерским дорогам. Как оказалось, такой подготовки было для меня недостаточно, т.к. все это не воспроизводит той нагрузки, когда ты проводишь на велосипеде день за днем, с интенсивной работой и довольно небольшим временем на восстановление.

Какое снаряжение взял и почему?
Сознательно старался взять как можно меньше при сохранении разумного запаса прочности. Полный список снаряжения есть в отдельном файле, там же замечания по каждому элементу снаряжения. Бивак: легкий одноместный тент + москитка + надувной ковер + квилт на прималофте. Брал однослойную титановую кружку на 450 мл, чтобы не занимала много места и чтобы по необходимости можно было в ней что-то согреть на костре, возил эту кружку вставленной в фидбэг. Воду возил в гидраторе в полноразмерной внутрирамкe — удобно и экономит место внутри рамы для другого барахла по сравнению с системой "сумка-селедка + две фляги". Но в следующий раз, пожалуй, возьму хороший фильтр и буду возить в гидраторе не больше литра, так можно еще снизить объем и вес содержимого сумки. В результате уложился без рюкзака на спине и без нарульной сумки, но места было впритык. Кое-что можно выкинуть, кое-что заменить более компактными и легкими аналогами — и тогда на примерно ту же погоду и тот же формат дистанции у меня будет больше свободного места в сумках.


На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?

Самосбор на раме каноничного стального туринга Surly Disc Trucker, в итоге получилось что-то вроде модных нынче gravel-байков. Дисковые тормоза, руль-баран и шоссейные комборучки, 1х система, максимально жирные для данной рамы покрышки с бескамерной установкой — все как в лучших домах Парижа и Лондона. Почему поехал именно на этом? Да потому что у меня есть только один велосипед, его и использовал. Ну, и по жизни я катаю примерно 50/50 асфальт и грунты, такой сетап как раз в тему.

Про подготовку — это был уже второй радикальный апгрейд данного велосипеда. От самой первой комплектации остались только рама, рулевая, вынос и палки.

Итак:
  • Обзавелся контактными педалями, давно было пора. Педали — Shimano M520, туфли — Shimano M089. Трещотка на туфлях — это офигенно удобно, но сами туфли слишком монументальные для моих задач, хочу что-нибудь более легкое и не набирающее столько воды.
  • Расстался с символом излишней роскоши — бруксом В17 aged, который стал слишком мягким и провисал под моим весом как гамак, подтягивание не помогало. Теперь вместо него стоит дешевое пластиковое седло Ritchey Comp Streem и оно более-менее меня устраивает, хотя на нем не получается найти посадку, одновременно оптимальную для езды с руками на пистолетах и на лежаке. Возможно, мне нужно седло с более коротким носом.
  • Сменил звезды системы и кассету с 46-36/11-34 на 40/11-42. Передняя звезда от Superstar Components (самая дешевая NW звезда под пятилапые шатуны, которую удалось найти), кассета - SunRace. С наслаждением выкинул передний переклюк. На перегоне вдоль Ояти (Винницы-Алеховщина) была пара подъемов, которые на 40-42 конкретно не осилил, но я считаю это приемлемой платой за скорость на асфальте и за бóльшую неприхотливость системы переключения.
  • Заменил изношенные расходники: цепь, тросики, рубашки, тормозные колодки.
  • Поставил новые колеса: обода WTB ST i23, втулки на промах Novatec D041/042, резина — Surly Knard 41mm 120 tpi бескамерно. Колеса были собраны в мастерской Becycle, за что им спасибо. Резина отлично ведет себя на любом типе грунта, хорошее сцепление и предсказуемое поведение. Но чудес не бывает и для хорошего асфальта можно использовать что-то побыстрее. Колеса оказались очень прочными и накатистыми по сравнению с тем, что у меня было раньше. Ну и бескамерка — огонь, не пробилась при застревании колеса между досок моста перед Паем и на эпичных ямах перед Любытино. Если бы я собрался еще раз ехать тот же самый маршрут — попробовал бы на жирных покрышках с очень мелким протектором (типа Compass Snoqualmie Pass), чтобы иметь больше скорости на асфальте.
  • Поставил лежак, любезно одолженный Kero Skjegg. Как оказалось, мне нужны более широкие подушки и меньший угол загиба рогов для продолжительной езды, т.е. не всякий лежак удобен для всякого человека. Но и так — это очень заметный прирост к скорости на хорошем покрытии, для таких заездов вещь нужная.
  • Обвешался сумками от Kiselev Bikepacking (внутрирамная, бензобак, фидбэги и была заказана подседелка). Жене Киселеву спасибо за качественную работу и индивидуальный подход. Но сроки исполнения были изрядно затянуты, в итоге подседелку я взял у Ромы Важнова (ему тоже большое спасибо), а остальные сумки получил за два дня до отъезда. Сумки отработали хорошо, хотя есть небольшие замечания по эргономике, которые переданы производителю и над которыми будет вестись работа.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
  • Формат мероприятия очень понравился, хочу еще. Когда еще так посмотришь свою страну.
  • Конкретно этот маршрут второй раз ехать пока не хочу, я за разнообразие и решительно против унылых грейдеров в первой трети маршрута. Оставшийся участок от Мсты до Конаково планирую добить осенью.
  • Основная мысль на будущее — нужно лучше тренироваться и надо разведывать новый маршрут (если он будет) более тщательно.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
На ходу жрал личинки сникерса — конфеты "Золотой степ". Удобны своей нажористостью и тем, что есть практически в любом магазине. Не надо думать, зайдут ли в тебя вот этим печеньки или вон тот джем — через несколько часов привыкаешь и конфеты вызывают не больше эмоций, чем поедание картошки. Сначала пил изотоник, но потом перестал — слишком кислый, у меня вызывал изжогу. Иногда заливал в гидратор колу, заходит хорошо, но надо не забывать вытрясти газ перед заливкой. На ужин в первые два дня ел консервы "Кронидов" (котлета с гречкой и котлета с рисом, вез с собой со старта), потом — рыбные консервы с хлебом. В течение дня во всех основных чекпойнтах заходил в магазины, ел выпечку, сыр, в Алеховщине купил замечательные консервированные макароны по-флотски. Ну и ларек с пирогами в Любытино, куда ж без него.

С каким трудностями столкнулся?
Во-первых, я психологически довольно плохо переношу унылую и однообразную езду по грейдерам, когда нет ни видов, ни скорости. Частично это я избалован горами, а частично — надо просто работать над собой. Спасался при помощи плеера с бодрой музыкой. Конечно, далеко не всегда есть возможность сделать маршрут на 100% интересным, тут уж ничего не поделаешь.

Во-вторых, у меня на третий день начали болеть ахиллы. Сначала один, затем оба. Я частично облегчил себе жизнь посадкой (шипы на тапках максимально назад, седло опустить), параллельно мазался диклофенаком, мотал эластичные бинты, жрал кетанов (по мере увеличения боли), в итоге из-за этого сошёл с дистанции, т.к. боль стала слишком сильной и я не хотел потом надолго выйти из строя. Буду пытаться улучшать посадку и целенаправленно готовить ахиллы с помощью упражнений.

В-третьих, мне оказалось психологически сложно ночевать одному в глухом лесу, что я от себя никак не ожидал, все-таки в походы всю жизнь хожу (правда, почти всегда в группе). Когда лежишь под тентом один, костра нет, вокруг тебя слышна вся эта ночная движуха зверей и птиц — просыпается какой-то первобытный страх. В горах среди снега и камней заметно проще, знаете ли.


Какое самое яркое впечатление от маршрута?
Наверное, это встреча с парой больших ускоряющих собак где-то около Боровичей. Притопил 50 км/ч по плоскачу — не ожидал от себя в упоротом состоянии, жалко что так не получится всю дистанцию делать. Ну и в целом — там красиво (не считая грейдеров через лес).

Какие эмоции испытал на финише?
Начнем с того, что я не добрался до финиша, а сошёл на станции Мста после примерно 680 км дистанции по состоянию здоровья. Было немного обидно, потому что я много сил и времени вложил в эту попытку. Но лучше так, чем довести дело до разрыва связок, или еще какой серьезной травмы и выйти из строя надолго. Я уверен, что поеду ТЮ на следующий год и буду к этому гораздо серьезнее готовиться. Иногда приходится проигрывать, ММБ я тоже прошёл не с первой попытки.

Как вёл себя велосипед?
Колеса катились отлично, тормоза тоже нормально тормозили. Контакты вот начали скрипеть, хотя они в использовании всего пару месяцев. Довольно плохо работал задний переклюк, я за пару недель до поездки сломал свой SLX shadow и поставил 9-ск Acera, у которого рубашка еще большой петлей идет. В эту петлю набрался песок (несмотря на модные концевики рубашки с уплотнителями) и дальше начался геморрой. Цепь рвал три раза, но это от излишней дури и проблем с переключателем. В целом по ходовым качествам мой велосипед для такой дистанции подходит идеально.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Я изложу свои соображения применительно к условно-бодрому режиму прохождения (как я хотел и как у меня не получилось).
  1. Катайте много, очень много и желательно больше одного дня подряд (что-то типа 400-600 км за два дня в выходные). Это и улучшит вашу форму, и выявит недостатки в посадке, которые незаметны при меньшем пробеге.
  2. Желательно брать как можно меньше вещей, для этого надо хорошо понимать как ведет себя ваш организм в условиях, приближенных к боевым (насколько мало одежды вы можете взять, насколько минималистичным может быть ваш бивак, что должно быть именно в вашей аптечке и т.д.).
  3. Лучше ехать Тур Юнайт при максимально длинном световом дне, т.к. эффективная езда ночью — это отдельное удовольствие, требующее хорошего света и привычки, а в июне и так можно отработать 18-20 часов в сутки.
  4. Оптимизируйте свой велосипед, чтобы он был максимально надежным и удобным. Знайте как чинить любые поломки, иначе никто вас не спасет.
  5. В одиночку — быстрее, но требует большей организационной и психологической подготовки.
8. Александр Столяров, Санкт-Петербург, 37 лет.
Финишировал; Время прохождения — 3д 8ч 11м (80:11); Фотографии с дистанцииОтчёт.


Чем занимаешься / профессия?
Программист по профессии. Хотя уже давно больше менеджер в этой самой разработке софта.

Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Если не считать опыт детства (по 20 км с дачи с двумя ведрами картохи на руле), то катаюсь с 2009 года, в 2010 году уже 3 похода. С 2011 года езжу почти всегда с женой (а потом и ребенком). На (вело)походы сейчас “разбазаривается” 100% отпуска, а большая часть выходных — на ПВД (наши взрослые велопоходы и походы с ребенком). Периодически катаюсь и бреветы до 600 км (список).

Почему решил поехать Тур Юнайт?
Это формат, которого я давно очень хотел:
  • По “разнодорожью” ехать и приятней, и безопасней, чем по шоссе.
  • Нон-стоп на большое расстояние — это действительно заезд на выносливость (чего не скажешь про гонки с этапами).
  • Без поддержки - это единственно “правильный” вариант для велосипеда. Поддержка портит атмосферу приключения, а иногда и вообще дискредитирует велосипед как транспортное средство (если есть машина сопровождения, то что вообще делает вот этот человек на велосипеде?).
Сам когда-то катался похожим образом (на подальше по недо-дорогам), но в пределах того, сколько можно проехать без сна. Поехать так с ночевками по своей инициативе чуть не хватало мотивации, именно этот “чуть” и был заполнен появлением публичного мероприятия с участниками.

Как готовился к гонке?
У меня был заметный накат с начала года, но в формате похода с ребенком (много груза и много отдыха), а после крупного похода прошло уже 3 месяца. Кроме того, я немного бегаю (~25км в неделю).
Именно для подготовки проехал ночные 220 км по смешанным дорогам, чтобы понять, на каком велике ехать, и бревет 300 км. Плюс было еще 200 км суммарно по более мелким заездам в течение 3 недель перед ТЮ.

Какое снаряжение взял и почему?
Хотел полного минимализма, в т.ч. отказаться от палатки, но не смог придумать, как нормально защищаться от комаров. Поэтому:
  • купил палатку Снаряжение Аскет. Довольно легкая (1.3 кг полный), и можно поместиться вдвоем (думали использовать потом для бреветов с женой). На практике - полный отстой: непросто установить, внутри не сесть.
  • Микро-спальник (600г.) и минимальный коврик: пик-99 ТЕМП-0,17 (170г.). Этого более чем хватило, спать было очень тепло даже без кофты и термобелья, несмотря на прохладные ночи и недостаток калорий в организме.
  • “Кухню” не брал вообще (и правильно).
  • Утепление: кофта, мембранная куртка, двое наколенников, легкий подшлемник. Не хватило - для предрассветных туманов нужны теплые непродуваемые штаны
Сумки:
  • Нарульная скрутка и внутрирамная сумка одолжены Kiselev Bikepacking. Поздно обратился, спасибо за одолженные. Не под мой велик, поэтому нарамная сидела не идеально, в остальном доволен.
  • Серийные "Кормушки" от Киселева. Они божественны. Легко открывать-закрывать одной рукой, отлично держатся, лезет даже литровая бутылка Колы.
  • Как “бензобак”: Deuter Energy Bar. Неплох, но маловат и болтается на тонкой стальной трубе.
  • Подседельная сумка SENNA. Вела себя хорошо на шоссейнике, но тут разочаровался: долго доставать, муторно затягивать обратно. Возможно, перегрузил и маловато расстояние до колеса.
  • Заплечник Deuter Race Exp. Он прекрасен как заплечник. Но заплечнику не место на таком заезде! Взял потому, что не вписался в объем сумок. 
Вообще, я много наблюдал фоток того, как люди доводят байкпакинг до абсурда, обвешивая велик огромной горой сумок плюс заплечник. И тут сам туда же. Когда понял, что без багажника не вписываюсь в объем, надо было брать сумку сверху на багажник и поверх нее крепить дополнительный объем ремнем. Смотрю теперь на Arkel Tailrider. Или просто брать меньше еды — с магазинами на маршруте проблем нет. Да даже небольшие “штаны” на багажник были бы лучше, чем заплечник.

На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?

Изначально собирался ехать на шоссейнике с 35мм резиной на бревет 1000км с грунтовыми участками. Тестовый выезд показал, что для ТЮ он совсем не подходит. Так что поехал на найнере, собранном на базе Salsa Fargo 2011 года. Сальсочка прекрасна, и рама сама по себе почти идеальна для такого заезда. Но увы, мой велосипед оборудован для туризма с тяжелым грузом, к тому же рама короткая — с расчетом на баран, а стоит на ней прямой руль (хотел бы поменять).
Специально почти не подготавливал, кроме обычного ТО. Разве что вынос перевернул и флягодержатели переставил со штатных мест один на вынос, второй на подседел. Покрышки поставил слики 29x2.35.

Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилось (основное):
  • Такой формат прекрасен, и вообще подобных мероприятий должно быть много.
  • Место проведения в целом — в точки старта можно относительно быстро добраться из столиц и многих других городов.
  • Дороги в большинстве почти без трафика. В России не так просто сложить проезжабельные дороги без трафика в маршрут 1000 км.
  • Красивейший участок вдоль Мсты после Боровичей
Не понравилось:
  • Конкретно Конаково сомнительно по логистике: если с финиша нужно в Питер, то мы проезжаем Тверь и добираемся до финиша. А там какие варианты? Надо возвращаться в Тверь. Но как? Или 75 км кратчайший путь — после 1000 уже как-то не охота, или паром + 2 электрички, у которых расписание, и надо стыковать аж 4 транспорта. А ведь заранее не знаем, когда приедем. В Москву, конечно, проще, но тоже паром (а если финишировал ночью?) плюс электричка.
  • Предпочел бы более равномерное распределение сложных участков по маршруту, а не все в конце.
Будущее? Мне кажется, на следующий год надо оставить тот же маршрут. Да, в будущем хочется большего, но, кажется, пока на это мало кто готов.
Чуть подробней — в отзыве.

Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Набрал с собой около 3 кг разной еды, чтобы меньше зависеть от магазинов, но из-за проблем с желудком большую часть пришлось выкинуть. Так что по факту “питался” в основном собственным жиром. Собственно, для меня то, что можно проехать даже такой маршрут практически без еды и с минимумом сна, и есть главное открытие этой поездки. Даже такому “худосочному” как я.
Из купленного на местности, кроме колы съел пирожок в Боровичах и мороженое в Мсте.

С каким трудностями столкнулся?
Внезапно проявившиеся последствия кишечной инфекции, из-за которых почти весь маршрут не мог есть и как результат — ехать с нормальной скоростью. По сравнению с этим, всякие рядовые мелочи типа натертостей, растянутостей, затеканий, гнуса и прочего особо не заметны. Подробней все описал в отчете.

Какое самое яркое впечатление от маршрута?
В районе Боровичей и дальше вдоль Мсты. Начало улучшаться состояние организма и одновременно пошла красивейшая местность, да в хорошую погоду. Возможно, на контрасте с тем, что было до этого, но было невероятно кайфовое состояние. Давно так даже в горах не радовался.

Какие эмоции испытал на финише?
Удивление. От того, что все… нормально (после некоего потустороннего ощущения на последнем участке пути). Т.е. начиная от Твери было ощущение, что финиш — это портал в нормальный мир. Так и получилось: финиш, выключаю навигатор — и... всё просто нормально. Я не где-то на маршруте, а среди других обычных людей, которые так же, как и я, ничего такого не делают, просто грузятся на обычный паром.

Как вёл себя велосипед?
При подготовке немного не хватило времени на то, чтобы разобраться с передним тормозом. Там из-за заклинившего цилиндра полностью не расходились колодки, так что немного чиркали — колесо останавливалось за 4-5 оборотов.
В остальном вел себя прекрасно, никаких технических проблем не вылезло.

Было немного спорное решение поставить жирные слики. Оправдало ли оно себя? С одной стороны, при явно лучшем накате (чем злые такого же размера), особых сложностей они не доставили. На маршруте совсем небольшая протяженность участков с твердыми колеями, где слики вели бы себя не очень. А просто на песке толстый слик ничем не хуже злой резины. Кажется, всего раз 10 пришлось аварийно выстегнуться и 1 раз спрыгнуть с падающего велика. Сам не упал ни разу. Сознательно пешком прошел меньше километра (кроме 5 км пешки для всех), и то скорей перестраховываясь от накиданных там множества мелких палок — видывал в свое время, как такую подбрасывало и закидывало в переключатель...

С другой стороны — пожалуй, более злая покрышка позволила бы рулить более агрессивно. Т.е. в некоторых местах ехал бы по другой траектории и побыстрей.

Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Надо ехать. Если есть время и какой-то велик, конечно. Велик и уровень подготовки —имеют значение в плане реалистичного времени прохождения, но не для решения ехать или нет.
Чтобы проехать быстро: найнер на широких покрыхах, прикатанное всё (включая развеску снаряжения), не тупить (не останавливаться без крайней необходимости), минимум сна (и снаряга для сна должна быстро доставаться и ставиться).

Позже попробую подробней написать по этому поводу.

Поделиться ВКонтакте

4 комментария:

  1. Очень интересно, жду постов про других участников!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная идея, делать такие интервьюшки! Одно замечание — не хватает информации о времени прохождении дистанции и ссылки на рассказ участника, если таковой имеется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, учтём. Будем добавлять по мере поступления такой информации.

      Удалить
  3. Спасибо за развернутое интервью, размышления и советы!

    ОтветитьУдалить