воскресенье, 28 февраля 2021 г.

Альтернативные рули из карбона. Обзор Marcello Carbon R, Z, VU.

Про велосипедные рули с альтернативной геометрией я уже писал. Если кто не знает, то это рули, которые сильно отличаются по форме и изгибам от обычной палки или барана. Эти отличия дают комфортную езду без боли и страданий. Ну, в теории. :) Я несколько лет ездил с одним из популярных альтернативных рулей — с Джонс Ейч Луп Баром. Был им весьма доволен, после покупки проблемы с руками исчезли. Но когда покатался на масс-старте Тур Юнайта в прошлом году, где мы с мужиками за девять дней проехали тысячу двести километров по всяким грейдерам и колдобам, я понял, что хотел бы попробовать карбоновый руль. Алюминиевый Джонс оказался жестковат, карбоний должен быть помягче. Тоже в теории. :)

Стал смотреть сколько стоит карбоновый Джонс, и прифигел от ценника. Не готов морально столько денег выкладывать за руль. Но очень уж привык к джонсовской геометрии. Написал на официальном сайте письмо, спросил будет ли карбоновый сильнее флексить по сравнению с алюминиевой версией, и можно ли на него ставить локтевые упоры для лежака? Не все карбоновые рули под эти упоры рассчитаны, могут треснуть. Написал и написал. Ответа не последовало. Вполне ожидаемо, впрочем. Продолжил кататься с алюминиевой версией.

Через месяц узнаю про Марчелло. Это такой добрый дядя, который в свободное от основной работы время делает всякие велосипедные штуки из карбона: рули, крылья, ободья, рамы. И он как раз собрался сделать на продажу карбоновый руль с очень похожей на Джонс геометрией. Тоже петля, ширина примерна та же, только угол 30 градусов вместо 45. Ну ладно, думаю, надо попробовать так ли мягок карбон, как его малюют. Стоит, конечно, тоже недёшево, но гораздо доступнее карбонового Джонса. 

Написал, оплатил, через неделю у меня появился Marcello Carbon R — первая серийная модель, и один из первых выпущенных образцов. С этим рулём катаюсь уже 5 месяцев, созрел, наконец, написать обзор. Пока я созревал, Марчелло выпустил ещё две модели рулей: Z и VU. Я попросил их для обзора, а он любезно на мою просьбу согласился.

Тут надо сделать небольшую ремарку про мотивы данного обзора. Пишу его только потому, что мне понравился и руль, и сам Марчелло тоже понравился, приятный в общении человек, чуткий к отзывам, скорый на доработки. С большим интересом слежу за его рукоделием. Информация по моделям рулей разбросана в разных постах и соцсетях. Мне хотелось свести всё в кучку и рассказать про особенности. 


Отличия моделей


Я промерил все три модели, и свёл информацию о геометрии в табличку. Здесь А — ширина руля по центрам трубок, B — ширина прямого участка дальней части петли, C — внутренняя ширина петли, Со — внешняя ширина петли, D — длинна посадочного места для грипс и манеток/ручек, E — глубина петли по центрам трубок, F — ширина прямого участка в районе установки выноса, Bswp — бэксвип, угол загиба трубок в сторону ездока.


Лаконичные названия моделям даны в честь первых заказчиков, которые и побудили Марчелло на разработку. Так модель R названа в честь Рустама Шерифзянова, преподавателя, художника, матёрого велолюбителя, и организатора фэтбайк гонки "Лес". Модель Z названа в честь Алексея Завитаева, известного московского веломеханика. Модель VU названа в честь cообщества велосипедистов-туристов VeloUral Customs.

Конечно же всех неравнодушных к карбону интересует вес: R — 271 г, Z — 293 г, VU — 299 г.

По ширине все модели одинаковы — 750 мм. 

Сверху вниз: Z, R, VU

Основное отличие в угле загиба руля: для R и Z он составляет 30 градусов, для VU — 40, почти как у Джонса. За счёт большего угла загиба на модели VU руки окажутся ближе к седлу, надо будет меньше тянуться. Это может быть актуально тем, кому и так уже некуда укорачивать вынос.

Сверху VU, снизу R

Есть ещё отличия в глубине петли. У Z она на 10 мм больше. Это значит, что при одинаковом положении дальней части петли, с Z вам понадобится вынос на сантиметр короче. А при одинаковом выносе, с Z вы будете на 10 мм дальше тянуться, чтобы ухватить дальнюю часть петли.

Сверху Z, снизу R 

Кроме этого отличаются ещё и длины посадочных мест: у R есть 180 мм, у Z и VU можно поставить грипсы и хомуты суммарной длинной до 200 мм. 

Слева направо: R, Z, VU 

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу посадочных мест, я взял три грипсы: Jones Kraton H-Bar 210 мм; Jones Kraton H-Bar 165 мм; Ergon GP-1 Large 130 мм.


На R лезет грипса 130 мм, хомут манетки и хомут тормозной рукоятки:

R в грипсах

На Z и VU можно впихнуть грипсу 165 мм, хомут манетки и хомут тормозной рукоятки.

VU в грипсах

Z в грипсах

Ни на один из рулей не получится натянуть 210 мм джонсовскую грипсу, не хватит места на хомуты. Возможно, в будущем появится модель руля с более длинным посадочным местом. Было бы круто. Очень уж мне нравится два хвата на концах руля при использовании длинной грипсы.


Впечатления


Когда я первый раз увидел марчелловский руль, у меня возникли претензии к внешнему виду. Даже ещё до того, как я цену узнал. Меня очень волновал этот пупырь на стыке труб. Помню как я негодовал, что он страшный и портит всё впечатление от руля. Были даже опасения, что он будет мешаться.


Так вот, за пять месяцев эксплуатации я про этот пупырь и не вспомнил даже. Всё равно вы замотаете петлю шоссейной обмоткой, неровности не будет видно. Руке он тоже никак не мешает. 

Пупырь — особенность технологии производства, от него не избавишься. С одной стороны это минус, потому что страдает внешний вид. С другой стороны — плюс, потому что такая технология позволяет быстро реагировать на отзывы заказчиков, переделывать матрицы и выпускать обновлённые рули со сроком в пару недель. Это гиперзвуковые скорости. Обычно когда у гаражных производителей что-нибудь заказываешь, то ждать приходится месяц-два, пока произведут. А то и больше. А уж если надо какие-то изменения внести, это вообще можно год ждать.

Как пример, на первых рулях была довольно большая технологическая складка карбона в торцевой части руля. Из-за неё не получалось воткнуть некоторые торцевые заглушки.


Марчелло быстро доработал технологию производства, и складка ушла.


Была ещё проблема с неравномерностью внешнего диаметра трубки, из-за чего не лезли некоторые манетки и тормозные ручки. 

По следам на моей версии R руля видно, что манетка и тормозная ручка посдирали лишний лак. И в районе стыка труб диаметр сильно увеличивался, нельзя было натянуть тормозную ручку вплотную к стыку труб, оставалось сантиметра два неиспользуемого места.


Марчелло и тут быстро среагировал. Сейчас и диаметр чуть меньше — 22 мм, и он равномернее выдержан, да и стык труб аккуратнее сделан, можно всё посадить ближе к стыку. 


Ещё одна особенность производства Марчелло — с ним можно обсудить кастом.

Если у вас есть какие-то пожелания по поводу серийных моделей, например, добавление слоёв карбона или окраска, то это вообще без проблем реализуется.

Если речь про изменения в геометрии существующих моделей, или про разработку новых, то тут уже вопрос востребованности того, что запрашивают. То есть Марчелло будет анализировать технологичность и перспективность. Если он посчитает, что у новой модели есть будущее и востребованность, никаких денег сверху ценника серийного руля он не возьмёт, ну или возьмёт совсем чуть-чуть больше. Если перспектив не видно, то для полностью новой модели понадобится заплатить двойной ценник. Но даже за двойной ценник это интересная возможность реализовать ваши безумные хотелки.

У меня безумных идей не было. Я захотел простого: усиление в месте крепления локтевых упоров от лежака, И Марчелло его сделал без всяких доплат. Я теперь не переживаю, что стягиваю трубку руля ещё дополнительными хомутами, которые нехило нагружены своей тушкой.




Установленные упоры не мешают крепить фидбэги за счёт широкого посадочного места для выноса. Это очень удобно.


Ещё из впечатлений от руля и от Марчелло надо бы, пожалуй, рассказать про моё недоверие к карбону. Я его побаиваюсь, всегда думаю, что он поломается. Это, наверное, какой-то глубинный страх новых технологий. Хотя, карбоновым композитам уже сто лет в обед, но для меня они всё равно новые и непонятные. На моём велосипеде уже и вилка карбоновая, и ободья, и никаких проблем нет, но недоверие всё равно сохраняется.

С рулём Марчелло я поначалу опасался ездить, аккуратничал при установке, затягивал динамометрическим ключом. Потом просто плюнул, и стал использовать как обычный алюминиевый руль. Без всяких карбоновых смазок, увеличивающих трение, и прочих извращений. Когда расслабил булки, то довольно быстро перестал переживать по поводу надёжности. Чем больше ездил, тем меньше переживал. Сейчас понимаю, что руль дубовый, хрен сломаешь. 

Да, никаких специальных машин для проверки прочности выпускаемых рулей у Марчелло нет, но он очень переживает за репутационные риски, поэтому все решения и изменения в конструкции сначала проверяет на себе и своих 95 кг. И потом уже делает выходной контроль каждого выпускаемого руля. Тянет, мнёт, висит на нём, подтягивается. Мне он тоже предлагал так помучать руль. Я мучал, ничего не сломалось. А вот видосы с одним из заказчиков, который мучает руль после двух месяцев активной эксплуатации:



В случае, если и возникнут какие-то проблемы с вашим рулём, Марчелло обещает быстро всё починить или выдать новый. Такая вот пожизненная гарантия. 

Ну, и самое самое главное про руль: флексит или нет? Флексит. По ощущениям — гораздо сильнее, чем джонс. Это даже на фэте с жирной резиной чувствуется. На плюсовой резине, или на найнере разница будет ещё заметнее.

Руль и сумки


Преимущество рулей с петлёй — можно вешать нарульную сумку или грузовую платформу за четыре точки. Получается очень стабильно, груз не раскачивается и не трётся о рулевой стакан. Максимальный вес, который я возил в поход на своём R руле — около 6 кг. Это и вес сумок, и вес груза. Никаких проблем не испытал. Очень удобно, руль не болтается, хваты сохраняются.

Вариант эксплуатации с грузовой платформой и накладным карманом UmbaGear:







Вариант эксплуатации с нарульной сумкой Revelate Designs Sweetroll и накладным карманом Egress:






Ещё у меня есть офигенские зимние грипсовицы для рулей Джонс от Grishka Gear, в которых сохраняются хваты альтернативного руля. С грипсовицами тоже проверил. Ревелейтовская сумка вообще не конфликтует. С платформой от Умбы приходится немного раздвигать грипсовицы, но тоже всё ставится.










Заключение


Отличный руль. Мне понравился. Настолько, что я хочу ещё VU версию купить. Да, немного грубоватый внешний вид, да, кому-то покажется дороговатым. Но альтернатив особо-то и нет. Только карбоновый Джонс за очень много денег.

Версия R подойдёт тем, кто привык к углу в 20-30 градусов, и уже катался с чем-то вроде Answer ProTaper Carbon 20/20, но хочет больше места на руле для девайсов и сумок.

Версия Z подойдёт тем, кто полюбил Surly Moloko, но хотел бы сбросить 400 г и чуть-чуть поэкспериментировать с геометрией.

Версия VU подойдёт фанатам Jones H-Bar Loop. И тем, кто уже не может укорачивать вынос. Версия VU имеет самые широкие прямые участки петли, туда лучше будут вставать разные сумки и платформы, останется больше места для фар и прочей электроники.

Заказать рули можно через личные сообщения в инстаграме Марчелло: www.instagram.com/marcello.carbon/

Если вам что-то не нравится, или вы считаете цену неоправданно высокой, просто проходите мимо. Марчелло не зарабатывает на жизнь рулями, это хобби, и делать дешевле ему просто не интересно. Да и цели наращивать обороты нет. И сейчас заказов вполне хватает, люди в очереди стоят. 

P. S.: Напоминаю, что комментарии премодерируются. Анонимные комментарии запрещены. Срач и бухтение не пройдёт, ступайте выражайте своё негодование в другом месте.

UPD: Владельцы марчелловских карборулей сообщают, что пупырь побеждён, теперь гладенько.


3 комментария:

  1. Керо, пупыря на новых версиях уже нет. Марчелло переделал стапель и трубы теперь сочленены несоосно, верхние части труб выровнены друг с другом.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличный обзор, отличные рули, сам не слажу с версии vu, прям зашло и не отпускает.)

    ОтветитьУдалить
  3. Попросить что ли версию без петли... Отличный обзор, отличный руль, спасибо.

    ОтветитьУдалить