воскресенье, 14 июня 2020 г.

Байкпакинговые сумки и защита от воды

В соцсетях слежу за отечественными производителями велосипедных сумок. И самый частый вопрос, который всплывает в комментариях: "Есть ли защита от воды?" Ну, это после вопросов про вес и стоимость, конечно. При этом я не встречал статей, где бы объяснялось что защита от воды бывает разная, и когда какая имеет смысл. Попробую восполнить пробел. И надеюсь, что после его прочтения вопросов про защиту от воды станет меньше.

Классификация здесь весьма условная. Не гнался за энциклопедической точностью, не пытался охватить все возможные варианты. Хотелось дать общее представление.

Термины


Защита сумки от воды  — общее понятие, и тут надо сразу разобраться с терминологией. Часто всё лепят в кучу, но нужно различать следующее:

Влагозащищенная сумка. Она же "вотер резистент бэг" (water resistant bag). Это когда вода хочет попасть внутрь, а сумка оказывает сопротивление. Делает она это за счёт материалов, конструкции, специальных покрытий. Такая защита от воды не даёт промокнуть вещам внутри, если вода не очень настойчива. Например, в дождь. Но если вы сумку опустите под воду, или вода будет хлестать под разными углами, сопротивление будет сломлено, внутренности промокнут.

Водонепроницаемая сумка. Она же "вотерпруф бэг" (waterproof bag). Это когда вода в сумку не попадает вообще. Даже если вы проехали под водопадом, или сплавляетесь на лодке с велосипедом по бурной воде. Герметичные сумки, в общем.

Водоотталкивающее покрытие. Оно же "ДВР" или "Дюрабл Вотер Репеллент" (durable water repellent). Это износостойкая водоотталкивающая пропитка, которая наносится на поверхность ткани и препятствует её смачиванию. Вместо мокрого пятна, на поверхности будет бегать круглая капелька воды.

Базовая влагозащита


В самом простом виде защита от воды делается за счёт ДВР на ткани. Во время дождя ткань почти не мокнет, всё скатывается. Проблема тут только одна: покрытие довольно быстро стирается, ткань начинает набирать воду. Чем плотнее ткань, тем сложнее воде попасть внутрь. При желании, пропитку можно восстановить, в магазинах продаётся много разных спреев. Можно наколхозить самодельный раствор силиконового герметика в бензине, и покрыть им. Но мало кто этим заморачивается, как мне кажется.

Фото с сайта www.rei.com
Если важно сохранить вещи в сухости, то их лучше дополнительно упаковывать в пластиковые продуктовые пакеты. Это ещё и помогает организовать пространство внутри сумок. Пакеты, правда, имеют свойство рваться. Если нужно решение понадёжнее, можно использовать туристические гермомешки. А можно воспользоваться легкоходной техникой, и вместо гермомешка использовать плотный пакет для мусора. Такой подход применяют обычно в подседельных и нарульных сумках. Во внутрирамных сумках с базовой влагозащитой обычно хранятся тяжелые вещи, которым не страшна влага. А если страшна, то они убираются в плотные пакетики с зиплоковой застёжкой.




Есть ещё один способ усилить базовую влагозащиту: можно использовать чехол от дождя, который натягивается на сумки снаружи. В качестве бонуса, ткань сумки будет набирать меньше воды и грязи. Но чехлы надо где-то хранить, нужно останавливаться их натягивать и снимать. Многим не нравится как эти чехлы выглядят. А на внутрирамную сумку, например, чехол натянуть просто не получится.

Фото с сайта kailer.ru
Помимо ткани, вода в сумки проникает ещё и через швы и молнию. С этими проблемами разбираются уже дальше.

Усиленная влагозащита


Подкладка. Внутрь сумки можно использовать дополнительную ткань из материала с водонепроницаемым покрытием: полиэстер с полиуританом, или нейлон с силиконом. Обычно она сшивается в этакий бутерброд с основной тканью сумки. Это решит вопрос с прониканием воды через основную ткань. Швы, правда, всё равно будут течь, но меньше, чем в базовой версии влагозащиты. В принципе, можно их проклеить на подкладке, если конструкция сумки позволяет. Но это далеко не всегда возможно. Проклейка швов — дополнительная технологическая операция при производстве. К тому же длительная, поэтому существенно повышает стоимость сумки.

Даже обычная ткань подкладки без всяких там покрытий поможет уменьшить проникновение воды через основную ткань. А дополнительные слои ткани на швах затруднят проникновение воды через швы.

Фото с сайта revelatedesigns.com
Из минусов: подкладка — это дополнительный вес. Водонепроницаемое покрытие на подкладке не вечное. И чем легче будет ткань подкладки, тем на меньший срок его хватит. Но тут речь идёт о годах, а не неделях, как в случае с ДВР покрытием.

Из плюсов: какое-то время вы сможете ездить без пакетов, гермомешков и чехлов. А если ткань подкладки скользкая, это несколько облегчит набивку сумки.

Планка. Когда мы рассматриваем внутрирамные сумки, в базовой версии влагозащиты вход сделан на молнии. Эта молния ничем не прикрыта, и вода может попасть внутрь как через щели между зубцами молнии, так и через ткань основы молнии. Если прикрыть всё это дело сверху полоской ткани, то вода будет просто скатываться мимо. Эта полоска и называется защитной планкой. Обычно она выполняется из того же материала, что и основная часть сумки.

Планки могут топорщится, и тогда уменьшается зазор между внутренней поверхностью бедра и внутрирамной сумкой.


Соответственно, чтобы не чиркать об ногу, сумка с такой планкой должна быть чуть-чуть уже, и в неё влезет чуть-чуть меньше. Планку можно сделать плотно прилегающей, но тогда вход в сумку будет раскрываться не так широко, и сложнее будет запихивать большие предметы. Это не всегда критично, но иногда может доставить неудобства.


Влагозащитная молния — альтернатива обычной молнии с планкой. Ничего не топорщится, зазор до ноги максимальный. У влагозащитных молний ткань основания с одной стороны покрыта прочным водонепроницаемым слоем, а щель между двумя половинами в закрытом состоянии очень маленькая и прикрывает спираль молнии.

Фото с сайта stencom.ru

Ставят такие молнии обычно реверсивно, то есть плоской стороной наружу, спиралью внутрь.  И чаще всего их ставят так, чтобы собачка бегала по прямой. Если влагозащитная молния на сумке работает с изгибом, то по месту изгиба она и помрёт. Довольно быстро.


В решении с влагозащитной молнией всё прекрасно кроме цены. Молния хорошего качества стоит дорого. Если у вас сумка с планкой, вы можете поставить себе крупную тракторную молнию хорошего качества, она будет стоить дешевле, работать будет дольше и надежнее. В случае влагозащитной молнии вы используете спиральную. Она хуже переносит грязь и меньше служит.

Магическая молния. Ревелейт Дизайнс (Revelate Designs) раньше использовали в своих внутрирамных сумках крупную спиральную молнию с влагозащитой, от надёжного производителя. Но всё равно сумки часто выглядели так:


Они провели разбор полётов, опробовали много разных решений, и в итоге пришли к такому:

фото с сайта bikerumor.com
Здесь используется крупная и мясная тракторная молния. Основа молнии залита прочным водонепроницаемым покрытием. Вода через него не просочится. К основной ткани сумки молния крепится через высокопрочную эластичную ткань компании Кордура. Эта ткань выступает в роли демпфера, и снимает нагрузку с зубцов молнии когда сумку очень плотно набили. В результате молния становится почти неубиваемой. Магия в том, что изнутри ткани есть эластичное покрытие. Оно тянется вместе с тканью, и препятствует попаданию воды. Всё это вместе Ревелейт обозвали технологией Зипстретч (Zipstretch).

Специальные болты. Любителей внутрирамных сумок на болтах ждёт ещё одна головная боль: вода может проникнуть в сумку через сквозные отверстия для крепления сумки в раму. Чтобы защититься от этой напасти, нужно использовать болты с уплотнительной шайбой. Обычно она выполнена из силикона или мягкой резины. Можно использовать болты с широкой шляпкой, если уплотнительные элементы уже присутствуют на сумке.

Фото с сайта salsacycles.com

Фото с сайта bikepacking.com
Специальные нитки. Там где нет возможности или желания проклеить шов, а хочется устранить засасывание воды в сумку через него, можно использовать специальные нитки с покрытием (bonded thread). Это нейлоновые или полиэстеровые нити, покрытые на заводе специальным составом. Нитки не промокают, не всасывают воду. Обычно составом покрываются волокна по отдельности, потом скручиваются вместе в нить, и иногда ещё сверху чем-то покрываются от воды. Если ткань после прокола иглой может затянуть края отверстия, то получается хорошо защищённый шов. Если ткань жесткая, с какой-нибудь пленкой, то края отверстия от иглы не затягиваются, эффект от применения спецнити будет ниже. Через отверстия может проникнуть вода, но сама нить промокать не будет. Можно подобрать иглу, чтобы отверстие было маленькое и нить его закупоривала.

Фото с сайта coats.com
Бывают ещё варианты полиэстеровых нитей с другой обработкой от воды (lubricated polyester). Но суть та же — ткань сумки должна уметь затягивать отверстия от иглы, а натяжение нитей при шитье должно быть подобрано правильно. Есть ещё вариант нити с сердечником из полиэстера и внешней частью из хлопка (polyester/cotton corespun). При намокании хлопок разбухает и закупоривает собой отверстие от иглы, в результате вода через него перестаёт затекать. Все варианты ниток используются разными производителями палаток и тентов. Не факт, что эти решения будут так же хорошо работать на сумках, надо пробовать. Есть информация от отечественных байкпакинговых производителей, что бондед трэд нитки помогают от воды.

Ткань Икспак. Семейство тканей X-Pac — это трёхслойный ламинат: снаружи нейлон, под ним усиление из сложенных в "Х" полиэстеровых нитей, поверх нитей идёт водонепроницаемая плёнка. Всё это дело спрессовано в один бутерброд. Швы сложно, но можно проклеивать, повышая тем самым защиту от воды. При проклейке на горячую материал начинает расслаивается. На холодную швы по пленке клеить большинством средств не получится, водонепроницаемая пленка сделана из PET. Есть ещё икспак, который специально для Ревелейт Дизайн делают. Он покрыт с двух сторон слоем полиуретана, который легко проклеивается.

Нейлон внешней части бывает разной толщины и стойкости к истиранию. Вместо нейлона может быть нетканый синтетический материал, может быть и хлопок.


Даже без обработки швов икспак даёт существенное повышение влагозащиты по сравнению с обычной синтетикой и ДВР пропиткой. Но это если речь идёт про пропускание через поверхность материала. Если речь про пропускание по швам, то у икспака тоже есть нюанс: ПЭТ плёнка не даёт краям отверстия после прокола иглой стянуться. В результате, по швам икспак может пропускать даже сильнее обычной синтетики.

Но икспак будет в большинстве случаев легче, чем вариант с подкладкой. При этом технологических операций во время производства сумки становится меньше, что должно сказаться на снижении стоимости, но сам икспак — дорогой материал, поэтому снижение стоимости становится неочевидным. Икспак хорошо держит форму, это позволяет облегчить каркас сумки, а то и вовсе отказаться от него. Икспак плохо работает в тех местах, где ткань сумки складывается и заламывается. В местах заломов концентрируются механические напряжения, ламинирующая плёнка трескается или отслаивается. Но всё, конечно, зависит от артикула икспака. Какие-то лёгкие ламинаты могут хорошо переносить заломы.

Ткань с ТПУ. Это нейлоновая ткань, которую с одной или с двух сторон покрывают термопластичным полиуретаном. Пока он горячий, то мягкий и липкий, когда остывает, то прилипает к поверхности ткани и образует прочный и гладкий водо- и газонепроницаемый слой. Из ТПУ делают лодки и гермоупаковки.


Два ТПУ слоя при нагревании свариваются намертво. Если ткань с односторонним покрытием, получится сварить только встык.

Фото с сайта bikepacking.com
Если с двусторонним, можно сварить внахлёст. Так шов оказывается более прочным и компактным.

Фото с сайта revelatedesigns.com
Ткань с ТПУ лучше переносит складывания и заломы, устойчива к разрывам и истиранию. Тоже дорогая. Варить швы на сумках сложной формы долго и трудозатратно. Не так долго как склеивать, конечно. Но требует специального дорогостоящего оборудования.

Ткань с ПВХ. Это когда синтетическую тканую основу покрывают с одной, или чаще
 — с двух сторон, слоем поливинилхлорида. Такая ткань используется для производства автомобильных тентов, шкур катамаранов и байдарок.

Фото с сайта 7rworkshop.jimdofree.com
В сравнении с ТПУ тканями или икспаком при равной прочности ПВХ ткань окажется тяжелее. Но и дешевле зато. Её можно только клеить. Сложные формы склеивать трудно, но есть производители, которым это удаётся, и получаются аккуратные швы.

Минимум швов. Если используешь влагозащитную ткань и не хочешь связываться с проклейкой и сваркой, имеет смысл заморочиться над конструкцией сумки. Минимизировать количество швов и проколов ткани иглой. Как это сделали в польской компании Триглав. У них это называется Уан Сим Лайн (One Seam Line), или по-нашенски "сборка в один шов".



Правда, такой подход широкого распространения у производителей не получил. Видимо, потому что требуется специальный раскрой дорогой ткани, не особо оптимальный с точки зрения расхода материала. Ещё нужно хорошо продумывать каркас, чтобы сумка с одним швом держала форму. А может быть это дело не зашло, потому что икспак и прочие материалы справляются с защитой от воды на приемлемом уровне и без таких конструктивных приемов.

Топовая влагозащита (не герметично)


Когда все решения по улучшению влагозащиты применяются одновременно, получается защита от влаги высочайшего уровня. Но сумка всё равно не герметична. Если её уронить в лужу и оставить полежать, внутрь натечет вода. Во всех остальных случаях содержимое сумки останется сухим. За это придётся заплатить много денежек. 

Фото с сайта apidura.com

Водонепроницаемая защита


А если идти дальше в сторону и создавать сумку, в которую вода вообще не попадает, надо избавиться от последнего слабого места — молнии. Вместо молнии используют вход на скрутке. Скрутка должна делать 2-3 оборота, чтобы слои материала плотно прижались друг к другу и создали газо- и водонепроницаемый барьер. Практически все водонепроницаемые сумки сейчас делаются из ткани с ТПУ покрытием и сварными швами.

Фото с сайта bikepacking.com
Когда речь идёт о внутрирамных сумках, водонепроницаемость —  очень хлопотное и дорогое дело со стороны производителя. А самое главное — не всем и не всегда она нужна, эта водонепроницаемость.

Конкретных примеров не так много: Porcelain Rocket 52 HzWOHO XTOURING Full Frame Bag DRY, 7Road Full-frame Roll-top bag.

Сделать нарульную сумку водонепроницаемой проще, поэтому их сейчас довольно много. По цене такая сумка будет всё равно сильно дороже сумки с базовой или продвинутой влагозащитой. Но это речь только про классические сосисочные сумки на руль. Если вы хотите что-то отличное от цилиндра, но герметичное, предложения сокращаются, а цены стремительно растут.

Герметичные подседельные сумки тоже не редкость. Мягкие сумки c минимальным каркасом стоят довольно много. Сумки на больший объём с более развитым каркасом стоят ещё больше. Ну, и модульные подседелки с гермомешком, который можно вытаскивать из корзины, стоят больше всего.

Фото с сайта: bikepacking.com

Какая защита нужна и где её покупать?


Если вы только пробуете байкпакинг, я бы советовал начать с базовой влагозащиты и вставных пакетов внутрь. Не советовал бы брать сумки у китайцев, потому что: а) у них плохая фурнитура — пряжки трескаются, молнии рвутся, липучки рассыпаются; б) китайцы не всегда понимают, как сумки должны работать. Есть несколько российских производителей, которые делают байкпакинговые сумки бюджетного ценового сегмента. Возьмите лучше у них. Да, к ним тоже бывают претензии по качеству исполнения, не без того. Но на мой взгляд, эти сумки будут лучше китайских всё равно.

Если вы планируете окунуться в байкпакинг надолго и хотите сразу купить сумку на много лет, вас ждёт долгий и увлекательный выбор среди моря сумок с продвинутой влагозащитой. Скорее всего что-то купите, что-то попробуете, что-то продадите. Это нормальный процесс подбора снаряжения. Есть китайцы, которые делают сумки с продвинутой влагозащитой. Но я бы вновь не рекомендовал к ним обращаться. Возможно, фурнитура будет уже получше (но это не точно), а вот понимания что и для чего по прежнему у китайских производителей нет. Можно покупать сумки зарубежных производителей, но стоить они будут прилично. На помощь снова придут отечественные байкпакинговые конторы. В целом, ценник у них ниже, если сравнивать с буржуйскими. А качество при этом вполне на уровне.

Если вы уже попробовали продвинутые решения и подумываете о переходе на герметичные сумки, скорее всего вы понимаете, зачем они вам нужны и для какого рода поездок. Всем остальным я бы не советовал сразу затариваться герметичными сумками. Во-первых, это дорого, а во-вторых, дорого. Но удобно, конечно, ничего не скажешь. Дешевле всего обзавестись герметичной нарульной сосиской. Потом уже можно подумать про подседельную герметичную сумку. Модульная с гермомешком может оказаться дешевле целиковой. В последнюю очередь я бы смотрел на герметичную внутрирамную сумку. Во внутрирамку обычно кладут что-то мелкое и тяжелое. И оно обычно или имеет свою упаковку, или не сильно боится воды. Это не пуховый спальник.

Водонепроницаемые сумки реально нужны только там, где много воды. Вело-водные походы со сплавом на пакрафте, долгие экспедиционные вылазки в плохую погоду, когда нет возможности просушиться и важно сохранить вещи сухими.

Поделиться ВКонтакте

4 комментария:

  1. Гермомешки из силиконки в ближайшем Спортмастере :) 10 лет - полет нормальный :

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полет через 2 году ненормальный. Проверено в 3 позодах

      Удалить
  2. А если указать отечественных производителей? Это будет уже реклама?

    ОтветитьУдалить
  3. Не знаю реклама или нет, но в Украине есть еще производитель водонепроницаемых сумок, мне кажется вполне достойный. В Инсте конечно у них больше сумок показано, но по сайту можно общее понятие получить что они делают. https://bikeandbags.eu/

    ОтветитьУдалить