суббота, 4 мая 2019 г.

Велосипедные динамо фары kLite Bikepacker Ultra. Отзыв и особенности эксплуатации.

Вот уже шесть месяцев катаю с этими фарами, пора бы мысли записать. Планировал несколько публикаций, хотел разбитых по темам, но времени вылизывать и продумывать материал нет. Напишу всё сюда, думаю, и так будет понятно.

Про фары Байкпакер Ультра я уже писал пост. И тогда я их даже в руках не держал. Просто захотелось поделиться информацией под впечатлением от конструкции и принципов работы. А переписка с разработчиком эти впечатления лишь усилила. В общем, я написал тот пост от души, без всяких меркантильных интересов. Но, конечно, в социальных сетях нашлись те, кто обвинил меня в предвзятости, и кто усомнился в чистоте моих помыслов. Ну, да ладно.

Специально не стал перечитывать старый пост, чтобы впечатления и опыт эксплуатации остались чистыми.


Как сделана?

Пластиковый корпус, который напечатали на 3D принтере. Насколько мне известно, завод закупил литьевые машины и потихоньку налаживает выпуск литых пластиковых корпусов.

Светодиоды сидят на алюминиевой печатной плате 5 мм толщиной. Эта же плата торчит из корпуса. За неё же фара крепится к велосипеду. Это настолько гениальное решение, что сразило меня в самое сердце, как только я его увидел и осознал. В остальных фарах тепло от кристалла светодиода передаётся на печатную плату. Плата передаёт тепло на термопасту, термопаста передаёт тепло на корпус фары, с корпуса фары тепло рассеивается в воздух. Здесь же с кристалла тепло идёт в жирную толщу алюминия, а с него сразу в воздух. Меньше тепловых переходов, лучше охлаждение, эффективнее работа светодиодов. При той же мощности они дадут больше света.

Источник питания находится внутри фары вместе с печатной платой и поликарбонатными линзами. Потом всё это дело на производстве заливают горячим компаундом. Компаунд полимеризуется и застывает, получается неубиваемый герметичный кирпич.

В источнике питания стоит батарея ионисторов, она накапливает энергию во время движения, а при остановке запитывает светодиоды. Всё это дело называется термином "стендлайт" (standlight). Насколько сильно светит фара после остановки, будет зависеть от предшествующей езды. Чем интенсивнее крутил, тем ярче и дольше светит. От ионисторов фара работает в среднем минут 10-20. При этом световой поток медленно спадает. Остаточное тусклое свечение светодиодов можно наблюдать и через сутки.

Как светит?

Фара выпускается в двух исполнениях: дорожная (road) и МТБ (mtb). Отличие между исполнениями только в расположении линз на светодиодах. Светодиоды работают одинаково. На скоростях до 18 км/ч светят два крайних, на скоростях выше 18 км/ч к ним добавляется центральный.

На МТБ версии по краям стоит широкая оптика с вертикальными полосками. Она собирает излучение светодиодов в узкий в вертикальном сечении и широкий в горизонтальном сечении пучок. Получается, что на низких скоростях фара светит широко и равномерно. Линза без полосок фокусирует излучение центрального светодиода в узкий осесимметричный пучок. Когда он начинает работать, дорога дополнительно освещается далеко впереди небольшим пятном.

Фотографий распределения света нет, потому что с динамофарами это делать очень сложно. Поэтому вот условная схема.


Дорожная версия фары ведёт себя иначе. На низких скоростях два крайних светодиода дают очень яркое и узкое пятно вдалеке, на высоких скоростях дополнительно включается центральный светодиод, он немного подсвечивает широким пятном в ближней зоне.

Как слепит?

В рекламном видео разработчик и производитель фары рассказывает про вертикальную отсечку светового потока. Это такая горизонтальная линия в пространстве, выше которой свет из фары не выходит. Ну, только паразитные лучи какие-то, которыми можно пренебречь. Вертикальную отсечку делают, чтобы не слепить встречных пешеходов и водителей.

Должно быть что-то вроде этого:


Фотографии с сайта forums.mtbr.com
Такой отсечки в Байкпакере Ультра нет. Полноценную отсечку можно получить с помощью отражателя и коллимационной линзы, как в дорогих автомобильных фарах. Можно попробовать сделать отсечку за счёт отражателя и горизонтального расположения светодиодов, как в некоторых велосипедных фарах. Но с помощью одних линз полноценную отсечку не получишь, часть потока будет всегда уходить в глаза встречных пешеходов или автомобилистов. Не всегда это будет проблемой, иногда этот паразитный поток даже необходим.

Когда едешь в кромешной темноте через парк или лес, головы людей отбрасывают конкретные тени на деревья, это значит, что им в глаза прилетает существенное количество света от динамофары. Если ехать быстро, то люди щурятся и закрывают лицо руками. Чем выше скорость, тем больше света даёт фара. При приближении к людям нужно снижать скорость или выключать фару тумблером на руле. Выключение фары снижает её световой поток, она не гаснет в ноль. Тумблер нужно покупать и ставить. Снижение скорости тоже приводит к снижению светового потока, и работает всегда: с тумблером или без.

Необходимость притормаживать или дёргать тумблер раздражает. Зимой слепящее воздействие фары на больших скоростях усиливается,  часть светового потока дополнительно прилетает в лица людей за счёт отражения от снега.

Есть мнение, что полосатая широкая линза даёт больше светового потока выше основного пучка, соответственно, МТБ версия фары будет больше слепить. Но это надо проверять, не уверен, что всё так на самом деле.

Байкпакер слепит только в густой темноте и только на больших скоростях. В тёмное время суток на дорогах и в парках с уличным освещением проблем не возникает, люди нормально реагируют.

Днём и в сумерках велосипед хорошо заметен со стороны, при этом фара не слепит. Езду по тротуарам и паркам в наш прогрессивный век осложняют смартфоны. Люди ходят уткнувшись в них носом. При этом велосипед с Байкпакер Ультра они замечают раньше, чем велосипед без фары. Конечно, если кепка или панама не закрывают человеку периферическое зрение.

Со стороны водителей не было замечаний и реакций ни разу.

Как ставить?

Я пробовал ставить и на руль, и на корону. На руле мне не нравится: занимает место, свет распределяется полоской, слепит людей. Лучше ставить на корону. Да, эти 30-50 см вниз играют роль. Руль свободен, освещённость становится более равномерной, полоску уже не заметно, фара меньше слепит.

А ещё фара на короне лучше подсвечивает неровности рельефа, что зимой становится особенно актуально. Если ставить на руль, то ямы в с негу почти не видно. Если ставить на корону, свет направлен более горизонтально, ямы все выявлены тенями от их границ.


Но на короне фара будет больше собирать грязь. Для любой другой фары это могло бы стать проблемой. Байкпакер Ультра залит компаундом, грязи и воды не боится. Езжу обычно без крыльев, но иногда ставлю, когда предполагается сильный дождь или слякоть. Ранней весной месил грязь за городом. И только к концу апреля захотел фару почистить. Быстренько промыл губкой под краном, стала как новая.


Производитель предполагает крепление фары на руль. Для этого в комплекте идёт специальная напечатанная на 3D принтере приблуда, которая притягивается пластиковыми стяжками. Чтобы приблуда не вращалась вокруг руля, нужно подложить прокладку. Прокладка и стяжки идут в комплекте с фарой. Можно одними и теми же стяжками притянуть приблуду для фары и крепление для гармина. Можно сэкономить место на руле, и поставить всё это дело на выносную трубку.

Фото с сайта klite.com.au
Для крепления на вилку можно использовать кронштейны для динамофар. Главное, чтобы в них вставлялся гоу-про крепеж. Я использовал кронштейн от китайской фары фирмы Ugoe. Пришлось между двумя пластиковыми пластиковыми пипками крепежа фары вставить полусферическую шайбу от вибрейков. Можно было обычных шайб штучки три напихать.



Должны подойти и другие кронштейны. Например, такие:



Какую версию выбрать?


Дорожная версия для тех, кто катает быстро, без снега и только по хорошему асфальту. Всем остальным нужна мтб версия фары.

Световой поток у фар одинаковый, дорожная фара фокусирует его в узком пучке, который можно направить далеко и высветить некоторые препятствия на большом расстоянии. Мтб фара размазывает этот же поток по большей площади и ближе к велосипедисту, можно высветить препятствия вокруг себя.

Чем медленнее катаешь с дорожной фарой, тем ближе к себе её нужно направлять, тем уже будет пятачок, который она освещает. Узкий пятачок света слепит ездока, объекты за его пределами плохо различимы. Зимой с дорожной фарой даже в знакомых местах я долго тупил и не мог сориентироваться, потому что этот эффект усиливался снегом.

Мтб версия фары  комфортна на медленных скоростях, что особенно актуально зимой. Широкая равномерная освещённая поверхности не слепит ездока. И на 10 км/ч, и на 30 км/ч ветки, ямы, направление дороги и тропинки — всё прекрасно видно. При этом уровень освещённости в люксах будет меньше, чем у дорожной фары. Дело не в количестве люмен и люксов, а в том как они распределены.

Когда нужна?

Многодневные байкпакинговые гоночки с самообеспечением, длительный велотуризм с большими пробегами. Для этого фары и разрабатывались, здесь они себя в полной мере и раскрывают. Реально неубиваемые, поставил и забыл. Не боятся воды, грязи, ударов.

С точки зрения эксплуатации, как и все динамофары, — электроэнергия по запросу. Не нужно думать, хватит ли аккумуляторов, ничего не садится на морозе. Просто всё работает, как только начинаешь крутить педали. Когда приехал с мороза на работу, на нужно выжидать два часа, пока аккумуляторы отогреются и их можно будет зарядить.

Стендлайт у Байкпакер Ультра весьма неплох, если сравнивать с остальными динамофарами. Он вполне сгодится, чтобы обозначить себя в трафике во время остановки, или чтобы 5-10 минут подсветить место для установки палатки. Так же он пригодится для поиска объезда внезапно разлившейся во всю дорогу лужи. Как и говорится в рекламном видео, полностью заменить налобный фонарик стендлайт не способен. Им не разглядишь нужное направления в 10 метрах от себя, он будет плохо работать, если на маршруте много велопоносинга, и не получается зарядить как следует внутреннюю батарею ионисторов.

Для коммьютинга по городу Байкпакер Ультра будет, наверное, избыточен и неоптимален. Я пока не определился. Если много приходится ехать по паркам и тротуарам, лучше взять фары с вертикальной отсечкой. Типа Busch + Müller IQ-X.

Для агрессивного трейлового катания не существует динамофар, лучше взять аккумуляторные Outbound Lighting Trail Edition или Kompilator K-3m.

Если гоночки и походы редко, если на 2-3 дня, если только по лесу, если ограниченный бюджет, если не парит следить за зарядом, если не нужен зимний коммьютинг по 25 км, если каталка только летом в длинный световой день, если каталка медленная, если каталка с детьми, то лучше подойдут фары с батарейным питанием: Busch + Müller IXON IQ PREMIUM, народная с алиэкспресса, и прочие.

Поделиться ВКонтакте

4 комментария:

  1. Интересная фара. Спасибо за обзор.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер. Подскажите можно установить к этой фаре задний габарит. Например такой https://supernova-lights.com/en/products/tail-lights/e3-tail-light-2/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Можно, но придётся покупать дополнительный тумблер на руль для соединения передней и задней фары со втулкой, и придётся самостоятельно заделать провода задней фары в подходящий к тумблеру разъём. Если выключения передней фары не требуется, то можно самостоятельно изготовить соединение передней и задней фары в параллель, с последующим подключением к втулке.

      Удалить
  3. Спасибо, я не силён в электротехнике, но если правильно понимаю то у заднего габарита нет стабилизатора напряжения и он рассчитан для подключения к передней фаре, а не на прямую к диномовтулке. Вроде правильно изложил свою мысль.

    ОтветитьУдалить