вторник, 15 октября 2024 г.

Веломосква и велоэкскурсия.

Мой дорогой друг Максим Борисович — не просто профессиональный водитель мусоровоза и обладатель звания "Золотой контейнер России", но ещё и заядлый велосипедист-москвовед. В своём стремлении повысить культурный уровень столичного велосообщества, он организовал летом небольшую экскурсию и краткую лекцию по историческим велосипедным местам Москвы. Мне посчастливилось побывать на этой экскурсии. Там я испытал такой восторг, что обратился с предложением оформить весь собранный материал в виде публикации у меня в бложике. На что Максим Борисович любезно согласился. Выражаю ему благодарность и глубокую признательность, а вас приглашаю окунуться в волшебную атмосферу циклетных увеселений царской России.


Веломосква и исторические факты


В Москве первые велосипедисты замечены в начале 1860-х годов, примерно 165 лет назад. На костотрясах французского производства катались в приусадебных манежах представители аристократических семей Москвы. Велосипеды были доступны только очень обеспеченным людям.

Первая в России велогонка прошла 24 июля 1883 года в Москве на ипподроме на Ходынском поле. Ехали 1,5 версты.

31 марта 1884 года, 140 лет назад, правительство утвердило устав Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ). К концу 1884 года общество насчитывало 52 члена.

19 мая 1888 года утвердили устав Московского клуба велосипедистов (МКВ). «Гнездо» — дача Джанумова на Петербургском шоссе. МКВ был клубом по интересам, более демократическим, чем МОВЛ. Вокруг велоклубов была настоящая культурная жизнь. Велосипедисты встречались в кофейнях, устраивались на дачах музыкальные вечера.

Петербургское шоссе — всегда было осью велосипедной жизни в Москве. Вот несколько мест и событий, подтверждающих этот факт:
  1. Ходынский циклодром.
  2. Дача Джанумова.
  3. Велосипедная аллейка (велодорожка).
  4. Кофейня «Циклист».
  5. Фабрика «Дукс», производитель велосипедов (магазин на пересечение Садового кольца и Тверской).
  6. Ямская слобода. Фабрика велосипедов «Гумбер» Ф. Жемлички (Жемличка — победитель первой велогонки).
  7. Дачная местность Серебряный Бор.
  8. Крупнейшие веломагазины — внутри Садового, на северо-западе Москвы.
  9. В 1933 году на стадионе «Динамо» открыли бетонный велотрек.
  10. В 1955 году на стадионе юных пионеров открыли велотрек. Он был главным и единственным подобного типа в Москве до постройки в 1979 году велотрека в Крылатском к олимпиаде.
Все передвижения на велосипедах проходили уже за чертой города. На тот момент граница города заканчивалась Тверской заставой. Именно поэтому Петербургское шоссе наилучшим образом подходило для езды на велосипеде. По улицам города разрешили ездить только в 1894 году. Для проезда по городу требовались:
  • Билет на право езды по городу.
  • Номерной знак.
  • Звонок или гудок.
  • Фонарь.
Для получения билета приходили в полицейский участок с велосипедом, демонстрировали умение ездить, сдавали экзамен на знание правил езды по городу, платили налог и получали номер (жестянку). Номера и билеты выдавались на один год. Отменили лишь в 1961 году.

С 24 марта 1923 года все велоклубы объединились в Мосавтоклуб при профсоюзе транспортных работников Москвы.

В 1928 году открыли Московский велозавод. К 1940 году производили 1000 велосипедов в сутки. Завод располагался на нынешней Велозаводской улице.

Велоэкскурсия


Далее мы предложим вам отправиться на своих велосипедах на экскурсию по веломоскве 19 века.

Начать экскурсию следует от Тверской заставы. Сегодня это путепровод в районе Белорусского вокзала (в те времена вокзал назывался Александровским, позже Брестским). На углу Ленинградского проспекта и 1-й улицы Ямского поля с 1872 года располагалась веломастерская.



Далее двигаемся по чётной стороне Ленинградского проспекта до смычки домов 24 и 26.

Сейчас в доме №26 сложно узнать дом кооператива "Дукстрой", потому что он был перестроен в 1954 году по проекту архитекторов Л. Б. Карлика и Е. В. Овакимова. Тем не менее, внутренний дворик с балконами позволяет нам опознать авангардную часть дома, запечатлённую на фото 1926 года.

Вернемся к даче Джанумова. Участок 1036/9 (в кадастровом плане 19 века), на котором стоит современный дом №24, принадлежал потомственному почетному гражданину, астраханскому первогильдийскому купцу (впоследствии московскому), крупному домовладельцу Джанумову Сергею Калустовичу (1827-1911). Семья торговала нефтью, асфальтом, бетоном, кирпичом, восточными товарами. Джанумов имел в районе Петровского парка несколько участков.

Джанумов был одним из учредителей Московского клуба велосипедистов. «Гнездом», именно так пресса называла резиденцию клуба, на протяжении всего времени его существования была дача Джанумова в Петровском парке. Обратим внимание, что Петровский парк на тот момент  начинался от Тверской заставы, а не как сейчас — в районе метро «Динамо».

Достоверного места дачи установить нет возможности, мало свидетельств и фотографий. Но мы провели анализ кадастровых записей тех времен и есть все основания полагать, что дача располагалась именно здесь, в районе современных домов 24 и 26 по Ленинградскому проспекту.

Чтобы представить, как выглядела велодорожка тех времен, обратимся к фотографии 1910-1914 годов. Вид в сторону центра.

В 1827 году в ходе восстановления Москвы после войны 1812 года было решено территорию у Петровского путевого дворца превратить в пейзажный парк. Руководил строительством генерал Башилов.

Весной 1834 года, в канун открытия Триумфальной арки, вышел указ «о приведении в лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца». По сторонам Петербургского шоссе были проложены новые аллеи, отделенные от проезжей части узкими бульварами.

В Петровском парке начали строить дачи, рестораны, театры. Петровский парк — это по сути ближние дачи в Москве. Место довольно престижное.

Закат Петровского парка наступил в начале 20 века, когда резко выросло его население и был утрачен прежний аристократический характер. А в 1928 году началось сооружение стадиона «Динамо». Старые дачи снесены, пруд засыпан, Петровский театр разрушен.

Газета «Вечерний курьер», 1916 год: «Петровский парк — бездорожье, ужасающая пыль, гниющие пруды, грязные лачуги, ночные скандалы, бездомные собаки и т. д. до бесконечности…»

Следующим примечательным местом велосипедной истории Москвы является кофейная «Циклист». Для прибытия на точку мы с вами проследуем в район метро «Аэропорт».

Владельцами «Циклиста», открытого в 1897 году, были известные велосипедисты-тандемщики братья Смирновы. Интерьеры кофейни были украшены фотоснимками велогонок, спортсменов и деятелей велосипедного дела.

От кофейни в 1903 году давались старты двум велогонкам, 6 и 15 августа. Одна — кольцевая, вторая — линейная до Серебряного Бора. Обратим внимание, что нынешний Серебряный Бор и тот, о котором мы рассказываем, — это совсем не одно и тоже.

Как можно увидеть из сравнения старых карт с современной, Серебряный Бор — это местность в районе посёлка художников на Соколе.

По воскресеньям в «Циклисте» собирались для общения московские велосипедисты и «лица им сочувствующие».

При активном старании братьев Смирновых на аллейке Санкт-Петербургского шоссе в 1898 году открылась первая в стране официальная велодорожка. Она тянулась от Тверской Заставы до Всехсвятского (район современного метро «Аэропорт»).

Адрес «Циклиста»: конец аллеи, дача Яковлева, №1. В справочниках за 1903 и 1904 гг. есть указание на дачу Яковлевой Екат. Ник. (как известно, тогда было принято записывать недвижимость на жён). Дача эта числится как дом №78 по Петербургскому шоссе, это 4-я дача за Зыковским переулком. Также адрес кофейни можно встретить в исторической рекламе: «по С-Петербургскому шоссе против Убежища в начале с. Всехсвятского».


Есть фото с финиша гонки Тверь-Москва 1915 года как раз напротив Алексеевского убежища, у кофейни. Алексеевское (для офицеров) и Александровское (для воинов) убежища для увечных воинов Крымской войны находились в селе Всехсвятском.

Ворота с двуглавыми орлами — это въезд в Александровское Убежище воинов-инвалидов.

Таким образом, мы с вами подобрались к маршруту тех самых гонок 1903 года, а по факту это маршрут велопрогулок московских велосипедистов:

"От кофейной «Циклист» вдоль Всехсвятского, переезжаем у поворота по Петербургскому шоссе шлагбаум и затем линию Виндавской дороги. Финиш у павильона Анахыча".
"Поилец-кормилец" московских велосипедистов П.М. Анахов. Фото 1903 г.

Вот что говорит о маршруте путеводитель 1902 года:

"Влево от села Всехсвятского тянется прекрасный обширный лес, известный под именем Серебряного Бора. Это бывший дворцовый сад. Теперь это любимое место прогулок велосипедистов. Прекрасные плотно укатанные дорожки, живописная местность, прохлада и отсутствие пыли, благодаря значительному расстоянию от шоссе (около версты) придают особую прелесть этой старинной роще. В глубине её кафе, куда ежедневно по вечерам съезжаются любители велосипедного спорта".
Кофейня Анахова в Серебряном Бору.


Испив кофею у Анахыча мы с вами покатаемся по роще и окажемся в районе усадьбы Покровское-Стрешнево. Можно на этом завершить экскурсию, а можно сделать круг обратно во Всехсвятское. А то и до стадиона "Юных пионеров", что напротив Петровского парка. Правда сейчас там вообще ничего не осталось от велосипедной инфраструктуры.


Сейчас на этом месте огромный жилой комплекс и офисы. Хотя так же можно сожалеть, что когда-то на этом месте была Всероссийская художественно-промышленная выставка и от неё ничего не осталось. Поэтому мы просто с почтением отнесемся к этому месту и поедем дальше на прогулку по Москве в любом удобном нам направлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий