понедельник, 29 января 2024 г.

Подростковый карбоновый велосипед на китайских компонентах

 

Дочка выросла из своего велосипеда Woom OFF 5 с 24" колёсами, нужен новый. Дочке 12 лет, и она в том возрасте, когда ей уже вполне может подойти по размеру взрослый велосипед самой  маленькой ростовки. Мне было интересно собрать велосипед с нуля самостоятельно, а не покупать готовый. С одной стороны, можно при этом выбрать именно то, что нужно, а не то, что есть. А с другой — интересно было получится ли в условиях закрытых европейский онлайн веломагазинов и открытого Алиэкспресса собрать без особых проблем и телодвижений приличный лёгкий велик для подростка. Хотелось ещё собрать такой велик, который за счёт замены выноса, руля и подседельного штыря прослужит ещё лет пять, пока ребёнок будет расти. 

Компоненты старался искать максимально лёгкие и надёжные при ограниченном бюджете. Я осознаю, что в детском и подростковом велосипеде вес имеет определяющее значение, но так же осознаю, что за определённой чертой более лёгкие компоненты стоят неразумно дорого. 

В конечном счёте, по деньгам получилось сравнимо с Woom OFF 6, но велосипед получился универсальнее и практичнее, с бóльшим потенциалом для туризма. Поэтому если вы не любите ковыряться с велосипедами, вам не нужна широкая зимняя резина, вы готовы менять вел через три года, и вы хотите получить велосипед быстро — имеет смысл взять готовый лёгкий велосипед. На мой  взгляд, лучше Вума по прежнему ничего нет. Хотя, я давно не мониторил рынок.

Параметры ездока:

  • возраст — 12 лет;
  • вес — 34 кг;
  • рост — 146 см;
  • длина ног — 67 см.

Рама и вилка

Максимально лёгкие и относительно бюджетные — это сразу карбон. Я взял раму Airwolf под бустовую втулку и 29х2.4 колесло в ростовке S. Выбирали и прикидывали с дочкой разные цвета, но в итоге она остановилась на чёрном матовом. За счёт этого рама с вилкой обошлись на шесть тысяч дешевле.

Вилка тоже Airwolf 29 под бустовую втулку

Мы катаем в основном по грунтам, плюс катаем ещё и зимой. Поэтому хотелось, чтобы в раму влезла резина пошире. У дружочка жена катает на такой раме, и было достоверно известно, что 27.5х2.8 туда лезут с вполне приличными зазорами до перьев. Кроме того, в раме посадочные места под тормоз пост маунт (post mount) стандарта. Как раз то, что надо. Как это ни странно, но я при выборе рамы частично плясал от тормозов. Будут стоять механические Hayes MX-5, и всякие флэт маунты для новых более лёгких китайкарбновых рам мне не подходили. 

Был ещё вариант с рамой FINTOWON MF043, она тоже с пост маунтом. Но я уже не очень хорошо помню по какой причине отказался от этого варианта. Кажется, стендовер был выше и резина лезет поуже.

У меня была возможность примерить ребёнка на эйрвульфовскую раму М ростовки, и стало понятно, что S будет норм. Кроме того, S ростовка по геометрии очень похожа на Woom OFF 6, что тоже намекало на правильность выбора. Для любознательных, стендовер рамы на 27.5х2.8 колёсах составляет 73 см. Это, конечно, больше, чем длина ног у ребенка. Но дети быстро растут, плюс летняя резина будет поменьше. В общем, стукаться будет, но жить можно. Хорошо бы, конечно, стендовер пониже. Но что-то я не нашёл подходящих карборам на Али.


Рама по качеству понравилась. Посадочное под тормоз ровное, тормоз настроился без проблем. Посадочные места рулевой обработаны, но не очень аккуратно. Впрочем, после установки рулевой никаких люфтов и скрипов не возникло.

В комплекте с рамой идут:
  • зажим подседельного штыря;
  • рулевая;
  • компрессионный якорь;
  • каретка;
  • ось;
  • запасной петух (мне не положили).
Рама с зажимом подседела, болтиками, петухом и направляющими для тросов весит 1174 г.


Рулевая весит 84 г.


Якорь весит 37 г.


Родная каретка весит 114 г.


Я в итоге поставил стягиваемую пресфит 30 каретку ZTTO под 24 мм Шимано вал. Такая каретка весит 136 г, зато ставится без пресса, и не требует торцовки кареточного узла. Ну, и по ощущениям зэтэтэошная каретка поприличнее сделана.


Ось весит 45 г.


Из особенностей рамы, в правом дропауте с петухом есть специальная резьбовая втулка. Внутри рамы она держится на трении, и может потеряться. Я свою потерял, и чудесным образом потом обрёл. 


Без этой втулки ось не касается рамы, и ехать никуда нельзя. Советую сразу заказать запасной комплект с петухом и втулкой.


Ещё один тонкий момент: в этот же дропаут и ось вкручивается очень странная маленькая заглушка. Винт с широкой шляпкой. Этот винт имеет свойство теряться, поэтому сразу сажайте его на фиксатор резьбы.



Вилка весит 587 г. Посадочное место опорного кольца рулевой отторцевал в мастерской, но можно было бы и без этого обойтись, наверное. Сделана прилично, претензий нет.


Передняя ось весит 67 г.

Колёса


Понятно, что плясать надо от втулок. Мне нужны были бустовые втулки под 28 спиц. Ездок лёгкий, 32 спицы не нужны. По странному стечению обстоятельств под 28 отверстий бустовые втулки были только Goldix 370 с ретчетом под стрейт пул спицы. Втулки — бомбяо. Очень прилично сделаны. Ретчеты вызывают доверие. Возможно, под дядей 100 кг с ними могут возникнуть проблемы, под девочкой 34 кг — вряд ли.

Задняя втулка весит 232 г.


Передняя втулка весит 127 г.


Ободья взял карбоновые Bitranz 27,5 с внутренней шириной 30 мм. Был ещё вариант 34 мм шириной, но мои стоили дешевле и доставка была бесплатной.

Обод Битранз i30 27.5 весит 361 г.


Колёса собирал в мастерской becycle.ru. Поставили спицы Pillar 22-18-20 и латунные ниппели. После сборки переднее колесо весит 679 г, заднее — 784 г. Итого, спицы с ниппелями весят 191 г на колесо.

Покрышки TERRENE Cake Eater Tough, 27.5"x2.8" купил в planetarki.ru. Без шипов. Швальбовские шипы переставил со своих старых фэтовых покрышек. Ещё походят. Есть вариант купить уже шипованные в тех же планетарках или в fatbiker.ru.

Покрышка без шипов весит 1072 г.


С покрышками пытался немножко пошалить. Купил фиолетовый маркер для граффити и пытался перекрасить надпись в фиолетовый цвет, чтобы надпись рифмовалась с педалями и грипсами. Но не получилось. На резине маркер не держится, облупился ещё до первого выезда на улицу. :)


В колёса поставил бескамерную ленту ZTTO 35 мм с Озона. Очень приличная и недорогая.


Вентили поставил с Озона Energy Presta RVC 48 mm. Пожалуй, лучшие вентили, что я использовал. Встречал такие же на Али. У них есть шлиц под шестигранник со стороны обода и хорошая уплотнительная резинка. В итоге затягиваешь инструментом, резинка равномерно вдавливается и не прорезается о край обода, вентиль сидит жёстко и не прокручивается, отверстие под вентиль хорошо обжато резинкой. В торце вентиля есть несколько боковых отверстий, не возникает проблем с забиванием герметика. Крышка вентиля сделана из алюминия, и в ней встроен ключ для выкручивания сердечника. Этим же ключом можно закрутить сердечник настолько плотно, что он перестаёт выкручиваться насосом. Те, кто задолбался крутить плоскогубцами и стандартными пластиковыми ключами, оценят.

Вентиль весит 5 г.




В качестве герметика использовал отечественный Bike Therapy Смузи Seal 1000 ml. Хороший отечественный герметик. 


Трансмиссия


Выбор трансмиссии закончился, когда я увидел набор Microshift Advent X по очень приятной цене. Кассета сборная, с широкими шлицами звёзд, к тому же соединена шпильками, только две мелкие звезды отдельно идут. Но у этих отдельных звёзд широкие шлицы, и никаких закусываний-пропиливаний барабана втулки быть не должно. Очень это не люблю. Понимаю, что это немножко паранойя. Можно было бы найти трансмиссию полегче. Сомневаюсь, правда, что дешевле. Но мне давно хотелось попробовать микрошифт, а вес, цена и эргономика меня вполне устраивали.

Кассета 10 ск. 11-48 зубов весит 659 г.


Манетка с тросом весит 135 г.


Переключатель весит 311 г.


Систему взял ZTTO 150 мм с директ маунт нэроу уайд звездой 28 зубов. Это первый попавшийся мне вариант с короткими шатунами. По фотографиям выглядел очень прилично.

Звезда интересная, вместе с защитой от зажёвывания штанов, из цельного куска алю. Сложно назвать это рокрингом, недостаточно мясная деталь.





Звезда весит 74 г.


Система с 150 мм шатунами и 24 мм шимновалом весит 522 г.


Цепь поставил пока что KMC X10 116 звеньев весом 268 г. Хочу потом поставить цепь Taya.


К шатунам приделал топталки. Нашлись очень приятные и лёгкие педали Litepro небольшого размера. Упаковка расфуфыренная, сами педали топовые, весят 168 г, шипы скругленные, не царапаются. 

В качестве альтернативных топталок я бы посоветовал вот такие нейлоновые от ROCKBROS. Это копия буржуйских OneUp, весьма приличная, использую такие несколько лет на городском велосипеде, нареканий нет. Вроде как у Рокброзов есть два размера этих педалей, надо искать.



На правое перо наклеил резиновую защиту весом 16 гр.


Тормоза


Роторы Hayes 160 мм взял на Озоне, шли в комплекте с калиперами Hayes MX-5 и меня полностью устраивают, пара весит 238 г. 


К дискам в качестве цветного акцента купил анодированные болтики. Комплект из 12 шт. весит 37 г.



Калиперы весят 421 г пара.


Тормоза HAYES MX5 выбрал потому что это, на мой взгляд, лучшая механика на рынке. Я катался на BB7 и TRP Spyke, есть с чем сравнить. А цена — просто подарок. Возможно, всякие бутиковые Paul Klamper тормозят лучше, но мы проверять не будем. Или будем, когда разбогатеем. 

Гидру принципиально не хотел. У нас нет задач, которые бы не могла закрыть хорошая механика. У меня в хозяйстве пять велосипедов, которые постоянно используются. Обслуживаю их я самостоятельно. Прокачка гидры меня не возбуждает. Мне нравится, что механика работает зимой и летом одинаково, что она может простоять без дела полгода и по прежнему хорошо работать.

Тормозные ручки Tektro MT 5.0 UD Carbon Eclipse с Авито. Просто потому, что они мне очень нравятся. Использую такие много лет на своём фэте. Не разбалтываются, не морозят пальцы. Карбоновые рукоятки, карбоновые накладки. В качестве цветового акцента вкрутил анодированный алюминиевый выпуск рубашки с Али.

Пара тормозных ручек весит 164 г.


Рубашки кабелей взял на Озоне Jagwire CEX. Забыл взвесить. Вполне приемлемая рубашка со спиральной оплёткой. Но при первой возможности заменю на несжимаемые рубашки Jagwire KEB SL. На Озоне таких не нашёл, на Али встречал только в виде наборов, в основном для шоссейных велосипедов.

Рубашку для троса переключателя поставил тоже джагваеровскую, из домашних запасов. Тросы поставил какие были. Со временем заменю на джагваеровские полированные.

Руль


С рулём долго мучался. Непонятно какой было брать. Дочка, вроде, привыкла к вумовскому прямому рулю, но на новой раме рич значительно больше, и даже с выносом 35 мм придётся сильно тянуться вперёд к прямому рулю. 

Рассматривал варианты карборулей с альтернативной геометрией. Например, такой:

И даже рассматривал титановую копию Surly Moloko:


Потом даже почти решился заказать девятиградусную карбопалку Syncros 660 мм ширины:


Но в итоге взял шульцевский алю руль для подросткового велосипеда Shulz Bubble 26. Геометрия что надо, цена просто сказочная. Весит руль 290 г, ширина 640 мм.



Руль воткнул в короткий 35 мм вынос Shikra. Вынос весит ровно 100 г. Мерзкие надписи удаляются ацетоном без проблем.


Грипсы взял фиолетовые ODI M1, пара весит 135 г. Это копия Eron GA3, если есть возможность, возьмите лучше эргоновские. Оди нормальные, но хомут довольно хлипкий, как ни затягивай, проворачивается. И сам материал какой-то чересчур мягкий, слегка липкий. В целом, пользоваться можно, для лёгкого ездока сгодятся.





Седло и подседельный штырь


С подростковыми сёдлами туго. Из проверенных вариантов есть Selle Royal, но я не нашёл их в продаже у нас. Зато нашёл на Озоне вполне приличное на вид TEENS RUSH HOUR 235x140 мм по весьма приятной цене. Седло весит 242 г.

Подседельный штырь надо брать карбоновый Elita One 31.6. Но я этот момент упустил из виду, поэтому пришлось поставить алюминиевый из домашних запасов, весит алю подседел в районе 290 г. Надо, конечно, поменять на карбоний при первой возможности. 

Суммарный вес


С учётом 360 мл герметика в зимних шипованных покрышках и примерного веса тросов и рубашек, получили суммарный вес 10,4 кг. Вполне неплохо, на мой взгляд. При этом есть где сбросить килограмм даже в таком зимнем варианте. А если воткнуть летнюю лёгкую резину, то будет и того меньше весить.

А пока будем кататься так, постепенно обвешивать сумками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий