Почему нам понадобился именно внедорожный Вум? По асфальту нам кататься не интересно. Да и просто страшно с ребёнком ездить по дорогам с машинами. Мы стараемся кататься по грунтовкам, тропинкам, грейдерам и тихим лесным дорогам без твёрдого покрытия, где нет автомобильного трафика. Как правило, в таких местах интересно и живописно, но бывают корни, камни, жидкая грязь и рыхлый песок. Чтобы комфортно и без нервов передвигаться по лесам и полям, нужен специальный велосипед. Ну, и в качестве бонуса, по городу и паркам на нём тоже неплохо катается. Так что в нашем случае лучше иметь один внедорожный велосипед и кататься на нём, где хочешь, чем один городской и пытаться на нём ездить по лесу.
Ребёнок шести лет сидит на Четвёртом Вумофе как влитой. Седло почти на минимальной высоте, при этом есть большой зазор между промежностью и верхней трубой.
Для восьмилетнего ребёнка велосипед маловат. Можно поднять седло и ездить, но ребёнок уже выглядит великоватым для этой рамы.
В линейке OFF велосипеды отличаются не только размером колёс, но ещё и геометрией.
Каждая следующая модель растёт вместе с ребёнком. Это проявляется в большем расстоянии между колёс, в высоте и ширине руля, в длине шатунов. Вум конкретно заморачивается, чтобы велосипед был оптимально подогнан под ребёнка. Понятно, что все дети разные. Кто-то выше и крупнее, кто-то ниже и худосочнее. Но в целом, как мне кажется, указанный возраст для каждой модели соответствует реальности. Для WOOM OFF 4 это 6-8 лет.
Пару слов про цветовое решение. В линейке ОФФ отказались от разных цветовых схем. По крайней мере, пока. Нет ни гоночного красного, ни кислотного баклажана, ни сочного банана. Есть только брутальный чёрный с серым металликом. Меня такие цвета более чем устраивают. Но многим цветовая воздержанность не нравится. Особенно девочкам. Поэтому Вум в комплект к велосипеду кладёт кучу наклеек. Есть большие наклейки разных цветов на верхнюю трубу, на них можно написать имя владельца при желании. Есть ещё наклейки с черно-белыми монстрами. Было бы круто, если бы они были светоотражающими, но, увы. Ещё в комплекте с велосипедом идут цветные наклейки от Мосгорбайка. В общем, строгий чёрный велосипед можно затюнить на свой вкус, что ребёнок весьма оценил.
Теперь о железках. На велосипеде стоит 1х9 трансмиссия. Ведущая звезда сделана из алюминия, имеет зубья переменной ширины, чтобы не спадала цепь. То, что называется Нэроу Уайд Чейнринг (Narrow Wide Chainring). Зубьев 28 штук, под четыре асимметричных болта. С внешней стороны звезда прикрыта алюминиевым диском. Он выполняет две функции: защищает звезду от удара о камни и не даёт зажевать штаны в цепь.
Сзади установлена кассета на 9 стальных звёзд с 11-32 зубьями. Цепь тоже девятискоростная, Shimano CN-HG53, без быстроразъёмного звена. Не самая лёгкая, и не самая навороченная. Обычная рабочая цепь.
В качестве переключателя стоит Sram X5. Тоже обычное рабочее решение, без наворотов и проблем. Длина цепи на 20" велосипеде незначительная, цепь особо не болтается на расколбасе. Да и дети не гоняют так агрессивно, как взрослые ездоки на 29" велосипедах. Поэтому переключатели с технологией успокоения цепи типа Шэдоу Плюс (Shadow Plus) и Роллер Беринг Клатч (Roller Bearing Clutch) тут не нужны. Обычный переключатель отлично работает. При желании, можно заменить переключатель на более дорогой и лёгкий. Но я не уверен, что в этом есть смысл.
Управляется переключатель манеткой Sram X5. На детские велосипеды любят ставить поворотные манетки типа Грипшифт (Gripshift), которые надо вращать вокруг трубы руля. Считается, что их проще освоить и использовать. На Четвёртом Вумофе стоит традиционная для горных велосипедов индексная манетка с двумя рычагами. Это логично, потому что велосипеды линейки ОФФ не для новичков, а для тех, кто уже умеет кататься. Рычаги, возможно, чуть сложнее в освоении, зато удобнее в эксплуатации. Ребёнок шести лет справляется с рычагами, перекидывает цепь и вверх, и вниз.
Из коробки манетка стоит между грипсой и рукояткой тормоза, при этом рычаги оказываются под грипсой, и ими неудобно пользоваться. По крайней мере, мне так показалось. Поэтому я переставил манетку ближе к середине руля, за рукоятку тормоза. Рычаги сместились, но ребёнок нормально до них дотягивается и при этом они не мешают хвату.
Надо отметить, что такой нюанс возникает только на WOOM OFF 4, на других моделях руль шире, руки ребенка больше, и манетка с тормозом смещены дальше от грипсы. Вот, например, как выглядит хват на Вум Офф 6.
Грипсы силиконовые. Мягкие и удобные. Не натирают, рука не проскальзывает в дождь. Толщина небольшая, чтобы легче можно было обхватить маленькой рукой. С торца стоят пластиковые заглушки на винтах. Грипсы посажены очень плотно, не прокручиваются. Чтобы снять надо заливать между грипсой и трубой какую-нибудь жидкость. Я использовал спирт.
Тормоза гидравлические, Promax SOLVE ST.
Рукоятки маленькие, в самый раз для детских рук. Есть регулировка расстояния до грипсы.
По торможению они идеальны. Ребёнок освоился буквально за пять минут. Может слегка подтормаживать, может меееееедленно сползать с горки, может резко остановиться на полном ходу. Тормоза работают предсказуемо, ребенок легко управляет тормозным усилием. Нет стоп-крана от малейшего касания.
Крепление калиперов по стандарту пост маунт (Post Mount). Похоже, что площадки отторцованы. Всё регулируется и центрируется без проблем.
Тормозные диски по 140 мм спереди и сзади. На шести болтах.
Втулки на осях, с пром подшипниками. Супер лёгкие, под 20 спиц. Передняя втулка 100х15, задняя 135х12. Ширина задней втулки даёт минимальный
Ку-фактор при том, что в раму влезает 2.25" покрышка и остаются большие грязевые зазоры.
Зазоры королевские: 13 мм по верхним перьям, и 11 по нижним, в вилке зазоры по 13 мм. При желании можно воткнуть покрышки ещё шире. Думаю, 2.5" бы влезли, если бы они существовали в природе.
Да, о покрышках. Тут стоят Швальбе Рокет Роны (Schwalbe Rocket Ron) 20х2.25" (57-406) Super Race ADDIX Speed TLE. На нормальном давлении они в ширину 54 мм. Отличные покрышки, взрослые версии пользуются спросом у гонщиков и туристов. Легкие, накатистые, хорошо держат на грунте, хорошо "съедают" неровности дороги. Супер рейс версия покрышек легкая, но не имеет защиты от проколов на боковинах. Мы проехали на велосипеде уже километров 300, и ни разу не прокололись.
Ободья Вум Дискотек, внутренняя ширина 25 мм, внешняя 30 мм. Двойные, супер лёгкие.
Хоть нигде официально это и не указано, но профиль обода подходит под бескамерную установку покрышек. Рокет Роны садятся на полочки обода очень плотно. Есть шанс, что всё будет держаться. :) Обязательно попробую соорудить бескамерку, потом дополню информацией этот обзор.
Вынос изящен и лёгок под руль 31.8. Только на не совсем стандартный шток. Вернее, на стандартный, но сейчас такой уже редкость — 25.4 мм. Вынос можно устанавливать вверх, и тогда руль приподнимается, можно устанавливать вниз, и тогда руль опускается. Стягивающие гайки максимально удалены от коленей и притоплены. Вум почему-то уделяет особое внимание гладкости выноса руля на всех своих моделях. Где-то читал, что это снижает травматичность при падениях.
Руль сделан из лёгкой алюминиевой трубки, имеет небольшой загиб в сторону ездока и подъём 20 мм. Загиб мог бы быть и более выраженным, как мне кажется. Но и с таким ребенку вполне комфортно, на руки не жалуется.
Седло адаптировано под детскую попу. Оно узкое и короткое. В меру твёрдое и плоское. Не давит на промежность. Все места, где седло обычно протирается, прикрыты усиливающими накладками. Швы не мешают.
К подседельному штырю седло крепится стандартным способом, есть тонкая регулировка наклона седла с помощью двух винтов.
Подседельный штырь 27.2 х 250 мм, фиксируется мощным хомутом. На хомуте есть стопорный винт, который не даёт хомуту вращаться вокруг подседельной трубы. Многие в обзорах жалуются, что хомут надо бы ставить с эксцентриком, чтобы можно было быстро регулировать высоту седла. Это, конечно, имеет смысл. Особенно когда вы катаетесь в горах, где нужно на спуске седло опустить. Но мне кажется, ребёнок не в состоянии будет управиться с эксцентриком самостоятельно, не сможет его нормально затянуть. Понадобится помощь взрослого, а взрослый справится и с обыкновенным болтом.
Педали меня покорили. Милые маленькие топталочки с металлическими шипами. Легко вращаются, достаточно широкие. Почти как у взрослых, но с заботой о детях. Шипов не очень много, и они скруглены. Ребенок несколько раз случайно ударял себя педалью по ноге, но ни разу при этом не поцарапался. В любой обуви нога стоит на педали уверенно, не соскальзывает.
Шатуны, как и все остальные критичные элементы велосипеда, Вум изготавливает самостоятельно. Лёгкие, с минимальным Ку-фактором и оптимальной длиной под 6-8 летнего ребенка: 110 мм.
Каретка 68 мм, под квадрат, на промышленных подшипниках. От шатуна до пера зазор 9 мм. На самой большой звезде сзади зазор между цепью и покрышкой 8 мм. Наверное, если сильно заморочиться, можно поискать каретку с меньшей длиной вала, и ещё сильнее уменьшить ку-фактор, зазоры позволяют. Но мне кажется, смысла в этом мало. И так всё чудесно.
Вдоль нижней трубы идут крепления проводки. Ближайшие к каретке два отверстия позволяют прикрутить флягодержатель. Возможно, понадобятся более длинные болты. Обычно флягодержатели ставят внутрь переднего треугольника рамы, но в Вум Офах такая установка предусмотрена только в 6-й модели. Я просто повесил на руль два фидбэга, это такие
сумки для еды и воды. В одной ребёнок везёт воду, в другой конфеты, веточки, камни и игрушки.
Вишенкой на велоторте идёт карбоновая вилка. Детская карбоновая вилка под ось. Ещё и красивая. Просто оцените. Не на каждом взрослом велосипеде такое встретишь.
Конструкторы Вум сделали у вилки конусный шток, но чтобы он был маленьким и лёгким, и чтобы не пришлось ставить в раму огромную рулевую трубу, шток сделали нестандартного размера: верхняя часть 1", нижняя — 1 1/8". Рулевая колонка интегрированная, стоят хорошие промподшипники с уплотнителями. В штоке стоит компрессионный якорь, всё как надо.
Я переживал, сколько проживёт карбоновая вилка на детском велосипеде. Дети не особо церемонятся с великом, бросают его, ставят неаккуратно, в результате вилка всё время обо что-то стучится. А карбон не очень такое любит. Почитал отзывы и обзоры владельцев Вум Оффов, и успокоился. Люди больше года гоняли вел в хвост и в гриву, по горам и в городе, а вилке пофиг. Ну, и я уверен, что разработчики в Вуме знали на что шли, когда ставили карбон на детский велосипед. Тем более, с их вниманием к детской безопасности. Не думаю, что возникнут проблемы.
На фото результат падения на бордюрный камень. Был страшный звук "Тунк", я думал, всё, хана вилке. Ан, нет. Просто коцка, слезла краска и грунтовка, до мяса не дошло даже.
В качестве интересной детали, крепление для подножки на нижнем пере.
Ещё приятная деталь: все места, где будут возникать потёртости во время эксплуатации, прикрыты прозрачной виниловой пленкой. И перо под цепью, и рулевая труба в районе рубашки троса переключателя и гидролинии тормоза.
Впечатления от езды
Ребёнок поехал! Наконец-то! Не то чтобы раньше он ездить вообще не умел. Умел, но делал это скорее для развлечения, игра такая. И когда надо было ехать долго и интенсивно, ребенку становилось тяжело и неинтересно. Переход с 16" односкоростного велосипеда на 20" со скоростями дал скачок в развитии. Теперь ребёнку интересно всегда.
За три-четыре поездки ребёнок привык к велосипеду, его габаритам и широкому отзывчивому рулю. Теперь чаще катает стоя на педалях. Езда стоя помогает преодолевать техничные участки с кочками, корнями и камнями. А ещё даёт возможность закрутить стоя в горку с большим уклоном, используя собственный вес.
Толстые покрышки, большие колеса, широкий руль и пониженные передачи позволяют спокойно проезжать даже там, где нет укатанного грунта.
Низкий вес велосипеда позволяет ребёнку самостоятельно тягать его вверх и спускать вниз. В городе и в лесу.
В целом, с каждым выездом уверенность ребёнка растёт. Съезжает с горок, которые раньше боялась съезжать, вкручивает в горки, которые раньше преодолевала пешком. Перестала ныть и бояться препятствий, стала выбирать траекторию на техничных участках. Считаю, что эта уверенность обеспечена удобным и лёгким велосипедом. С покупкой Четвёртого Вумофа мы стали больше кататься с детьми, я стал меньше переживать и нервничать на тему подготовки к поездкам. Я знаю, что ребёнок почти везде проедет и не будет ныть. Так что мне этот велосипед тоже придал уверенности. Ну, и средняя скорость у нас выросла. Ребёнок стал быстрее ездить, и это очень удобно.
Заключение
У Вума получился замечательный велосипед для катания вне асфальта. Это не детская игрушка, это полноценный очень хороший велосипед. Просто маленький. Тут пойман баланс по цене, весу и качеству. Можно бесконечно облегчать велосипед, подбирая ультралёгкие спицы и цепи, но всё это раздует до небес и без того немалую цену. Мне кажется, в этом велосипеде вес сброшен именно там, где его можно сбросить эффективнее всего. Вум сами делают рамы, вилки, шатуны, втулки, ободья, выносы. Так они получают лёгкие и надёжные детали, максимально заточенные под использование ребенком.
Велосипеды линейки OFF подойдут тем, кто хочет катать с ребёнком в походы, или просто любит ездить подальше от машин и людей. Тем, кто занимается детским велоориентированием и кросскантри тоже отлично подойдёт. Правда, если ребенка учат техничному и агрессивному катанию, лучше, наверное, выбрать версию с воздушной амортизационной вилкой. Для спокойной езды вне дорог более чем достаточно жёсткой карбоновой, просто надо подспустить давление в колёсах.
На велосипеде нет отверстий для крыльев и багажника. Возможно, это кого-то отпугнёт. Если нужно защититься от грязи, можно использовать пластиковые щитки или крыло с креплением за подседельную трубу. Что же до багажников, то они на лёгком детском велосипеде неуместны в принципе.
На этом всё. Спасибо тем, кто дочитал до конца. И спасибо Мосгорбайку. :)
P.S.: Скоро у нас должен появиться WOOM OFF 5, и на него я тоже сделаю обзор.
Прекрасные фото с лесных дорожек! Где катаетесь? И, главное, как туда добираетесь из города?
ОтветитьУдалить