суббота, 22 сентября 2018 г.

Обзор классической подседельной сумки производства Dimitry BagMaster

Этим летом мне на тест пришла подседельная велосумка классического типа от нижегородского мастера Dimitry BagMaster. Надо сразу оговорить, что это прототип. При тестировании предстояло выявить сильные и слабые стороны, оценить удобство и предложить улучшения. Делать обзор прототипа бессмысленно. И слово "обзор" в названии стоит для порядка и для индексации в поисковиках. Фотографировать и перечислять все детали я не буду. Остановлюсь только на важных. Основное в посте — особенности использования сумок такого типа, области применения и мой опыт использования. Всего с сумкой я проездил три месяца и более 1000 км, за это время появилось много мыслей и предложений по улучшению, и все они были направлены Дмитрию. Некоторые из них я приведу в конце поста.



Хотелось бы выразить Дмитрию благодарность: и за возможность поучаствовать в тестировании, и за живое и всегда интересное общение, как в сети, так и в оффлайне. :) С большим удовольствием пользовался и продолжаю пользоваться сумкой.

Кроме самой сумки на тестирование приехал небольшой стальной багажник-консоль Carradice Bagman Quick Release Support, который я для простоты буду называть сапорт. Внимательный читатель заметит на фото ремень из старой покрышки. Он приехал не на тест. Он приехал, чтобы поддерживать мои штаны. Весной я увидел на странице Дмитрия во вконтакте такой ремень, и с тех пор потерял покой. Спасибо, Дмитрий, ещё раз за этот чудесный элемент гардероба. Ношу каждый день.

Теперь про сумку. Почему она называется классической подседельной? Потому что такие сумки применялись для перевозки грузов под седлом за долго до появления багажников, боковых сумок и велорюкзаков типа "штаны". Выглядело это всё примерно так:


На фото туристическая сумка Camper на 24 литра от английской компании Carradice. Традиционно такие сумки изготавливали из натуральных материалов: хлопок, шерсть, кожа, металл. И до сих пор в продаже имеются исторические модели, изготовленные из твида и вощёного брезента, с металлической фурнитурой и крепежом из кожи.

Девятилитровая сумка Moorland от Carradice
Но, как и во всех областях задверной активности, натуральные материалы — удел горстки извращенцев. Подавляющее большинство пользуется синтетическими аналогами. Ну, кто в наше время пользуется классическими хб штормовками? Только те, кто к ним привык, и те, кто ценит эстетику старой школы.

Сумка, которая пришла мне на тест, вся синтетическая. Сделана из качественного аналога кордуры. Хотя, Дмитрий может сделать из чего угодно. Но ставить в прототип дорогие ткани бессмысленно и расточительно. В прототипе стоит ровно та ткань, которая нужна для оценки функционала. Возможно, излишне тяжёлая. Зато нигде не протёрлась, и нет следов износа.


Вход сумки сделан в виде классического стягиваемого клапана-рукава. Сверху клапан прикрывается крышкой. Крышка препятствует попаданию воды внутрь сумки, а так же позволяет перевозить негабаритные грузы поверх клапана. Или держать в быстром доступе одежду. На случай дождя, например. Крышка может быть подвёрнута на четверть длины внутрь, чтобы внешний вид оставался аккуратным. Крышку можно выпрямить на всю длину, и тогда появляется дополнительное пространство для вещей.

Отсутствие молнии, клапан в виде рукава и крышка позволяют регулировать внутренний объём в широких пределах. Я не оценивал номинальный. На взгляд, он литров 12. При необходимости можно его легко увеличить процентов на 30-40, как мне кажется. Полезно иметь такой запас по объёму. Можно вечером закупить еды и воды в магазине, всё быстро покидать в сумку и укатить к месту стоянки. И не надо тратить время и нервы на распихивание покупок по байкпакинговому сетапу, где обычно и так всё битком набито.

Установка под седло



Исторически подседельные сумки крепились за ушки в седле, которые до сих пор присутствуют на кожаных сёдлах Brooks и некоторых других. Но при таком креплении сумка будет раскачиваться. Если её притянуть к подседельному штырю, она может мешать ногам. Для сёдел без ушек и тех, кто не любит раскачку, есть техническое решение в виде сапорта. Он крепится за рельсы седла и принимает на себя вес сумки. Вариантов сапортов несколько. Самый удобный на мой взгляд — карадайсевский Bagman с системой быстрого крепления. 

Он состоит из двух частей. Металлическая силовая часть крепится к рельсам седла.


Пластиковая не силовая часть с двумя ушками крепится к любой сумке двумя нейлоновыми стяжками. При нажатии на подпружиненные рычаги силовой части задвигаются внутрь два металлических штифта, на их место заводятся пластиковые ушки сумки, рычаги отпускаются, штифты входят в ушки, сумка жёстко соединяется с силовой частью. 


Чтобы предотвратить подпрыгивание сумки на кочках, её можно притянуть к сапорту стропой.


Сапорт рассчитан на вес до 10 кг. Максимальный вес, который я на нём перевозил — 8 кг. И при этом становится уже страшно за судьбу удерживающей части, она довольно сильно раскачивается. Для тех, кто планирует перевозить тяжести, лучше брать сапорт с перераспределением веса на верхние перья.


А можно и обычным багажником обойтись, тащемта.

По бокам расположены накладные карманы, которые закрываются фастексом и могут быть стянуты стропой до плоского состояния. Плоские карманы полезны если вы топите за аэродинамику Со сложенными карманами сумка почти не выступает за габариты ног и задницы.


Карманы вместительные, позволяют убрать даже такие габаритные вещи как дождевик или 250 гр пакет кофе. За всё время использования ни разу из них ничего не выпало. Даже когда забывал застегнуть крышку и фастекс.

Отдельного упоминания заслуживают плоские потайные карманы между накладными и боковыми стенками сумки. В них можно запихивать фантики, а можно складную ветрозащиту для горелки, или пачку влажных салфеток. Очень удобно и практично. 

На велосипеде установленная сумка с разным объёмом барахла выглядит следующим образом:











Как-то мне пришлось загрузить в сумку пятилитровую канистру с жидкостью. Это в дополнение к уже имевшимся шмоткам. Получилось вот такое:


Это дело весило килограмм 8, сапорт стал раскачиваться на кочках, я запереживал и перевесил сумку на руль. Да-да. Она не только подседельная. Её легко можно использовать в качестве нарульной. Для этого в комплекте были две стропы на G-пряжках. С джихуками, кароч.

Установка на руль


Использование сумки в качестве нарульной имеет ряд особенностей. Связаны они с типом руля и установленными на нём аксессуарами. Лучше всего сумка такой конструкции раскрывает потенциал на обычном прямом руле-палке.

Вот, в качестве примера, сумка на руле моего складного Dahon IOS P8.





Плоский руль позволяет плотно притянуть сумку. За счёт того, что крепление сумки к рулю расположено почти на краях основного объёма, вся масса оказывается расположенной внутри между точками крепежа, и сумка ведет себя на руле супер-стабильно, не болтается и не раскачивается. Даже тяжёлая. И не надо дополнительно ничем притягивать к выносу, к стакану или к короне вилки. Всего две точки крепления позволяют сумку быстро снимать и устанавливать.Что актуально для складных велосипедов. Их часто используют для коммьютинга и за одну поездку может понадобиться сложить руль 2-3 раза.

Классические байкпакерские нарульные сосиски со скрутками на концах в этом плане не так удобны. У них существенная часть массы оказывается за пределами крепежа, в результате они раскачиваются на руле, и отвлекают от управления, их приходится дополнительно притягивать. Дополнительный крепеж — дополнительное неудобство, если сумку приходится часто снимать.

Вообще, одним из целевых применений такой подседельной сумки мне видится именно коммьютинг и подвес на руль складного велосипеда. На моём складном дахоне с дополнительным весом на руле управление стало более плавным и уверенным, что лично для меня оказалось неожиданностью. Плечевой ремень и D-образные кольца позволяют её перетаскивать на плече когда велосипед катится в сложенном состоянии. Это очень удобно. И из альтернатив я тут вижу только рюкзак.

В качестве эксперимента один день походил с подседельной сумкой в качестве обычной городской. Носил на плече. Вес содержимого был около 3 кг. Вполне комфортно. Единственный момент, который не понравился — пластиковая часть быстросъёмного крепления впивается в бок, и через полчаса ходьбы начинает раздражать. Но эта сумка и не предназначена для длительной ходьбы. А в режиме сгонять в магазин, или дойти от парковки до рабочего места — всё супер.

На руле-палке обычного велосипеда сумка тоже прекрасно себя чувствует. Но есть один момент: нужно учитывать расстояние от руля до покрышки. И на велосипедах с низким рулём сумка может тереть, если сильно загрузить её вещами. 


Но и в этом случае можно компенсировать проседание. На сумке есть ряды ячеек для крепления: горизонтальные (1), боковые (2) и вертикальные (3)


Вот если просунуть дополнительную стропу в нижнюю вертикальную ячейку, и притянуть её к выносу, дно сумки приподнимется и перестанет чиркать о покрышку.

На руле-райзере сумка тоже себя прекрасно чувствует. Хотя у этого класса рулей есть одна неприятная особенность. Точки крепления сумки к рулю стремятся сползти друг к другу с приподнятых краев руля к выносу.


И в результате, расстояние между точками креплений уменьшается, сумка ведёт себя нестабильно и мешает рулёжке.

При использовании подседельной сумки от Дмитрия этой проблемы нет по двум причинам. Первая — снаружи сумки стоит жёсткая пластиковая часть быстросъёмного крепления, которая не даёт сумке сжиматься, а точкам крепления сползаться. Но даже если бы такого пластикового крепления не было, внутри сумки есть карман под каркас. 

В прототипе вставлена тонкая пена и тонкий листовой пластик. Этого достаточно чтобы не давать сумке сжиматься с боков. Результат всё тот же — стабильное поведение на райзере. Проблемы могут начаться если вы захотите стать весодочером и вытащите из сумки пластиковый каркас. Он легко извлекается из основного отделения. Тогда сумку придётся плотно набивать, чтобы не давать ей сжиматься с боков и скукоживаться к центру.

В целом, на рулях, где не установлены лежаки или рога на внутренней части руля, сумкой пользоваться очень удобно и легко. Доступ к содержимому прямо с седла. Крышка откидывается целиком, резинка распускает клапан и вы видите всё содержимое. 

Если устанавливается лежак, то крышку откинуть целиком уже не получится.




Наличие лежака не позволит пользоваться сумкой с седла. И чтобы достать шмот придётся заходить спереди. Но доступ к содержимому по прежнему остаётся. И пользоваться удобно.

Если сумка ставится на руль Jones H-Loop, возникает ещё несколько нюансов.


Очевидно, петля на руле мешает полностью открыть крышку. Крепить сумку можно двумя способами. Первый —  за часть петли у выноса, как на обычный руль. Центр тяжести сумки оказывается близко к оси вращения руля, при рулении не ощущается инерция. Но для крепления приходится использовать горизонтальные ячейки (1), потому что есть только узкая прямая часть руля рядом с выносом . В результате, расстояние между точками крепления уменьшается. Если грузить до 3 кг, сумка ведёт себя стабильно, если больше, то начинает немного болтаться при повороте руля. Для тех, кто не любит болтанку, есть крутая возможность закрепить сумку ещё за две точки. Чем я и пользовался при необходимости. Для этого нужно D-образные петли крепления плечевого ремня липучками притянуть к дальней от выноса части петли.


На фото в левой части видна липучка поверх обмотки руля. Что приятно, липучка плоская, сумка притянута не сильно. На хват это никак вообще не влияет. Но 4 точки крепления убирают любую болтанку вообще. Не всегда получается вытащить нужную вещь из сумки когда она дополнительно притянута липучками за D-кольца. Всё зависит от того, какого объёма предмет и как глубоко в недрах сумки он лежит.

Второй способ крепления подседельной сумки на руль джонс — притянуть за точки (2) к дальней от выноса части петли. Тогда будет широкое расстояние между точками крепления, сумка будет стабильно себя вести. Но: придётся её за ячейки 3) притягивать к выносу, чтобы обеспечить зазор до колеса; центр тяжести будет дальше от оси вращения руля, что скажется на управлении; и пропадёт удобство основного хвата. Зато доступ к содержимому будет чуть удобнее. 

Я всегда на джонсе использовал 1-й вариант. И мне он очень нравится. Даже с установленным на руль рогом-аэродилдой сумкой пользоваться вполне удобно. Если бы вход в сумку был на обычной скрутке, а не на клапане с утяжкой, то удобство использования возросло бы на мой взгляд.




Фотографий сумки на руле-баране у меня нет. Но там она будет одним из самых удобных для барана вариантов. Потому что вертикальный вход. В своё время как раз искал такую сумку, и даже написал пост размышлений "Нарульная сумка с вертикальным входом. Обзор решений." На узких баранах боковые карманы можно держать в  сложенном состоянии, и они не будут мешать хвату на дропах. При необходимости можно будет пожертвовать дропами, но увезти в карманах груз. На баранах с разведёнными дропами (tapered dropbars) типа Salsa Cowchipper или Ritchey Venturemax набитые карманы не будут мешать хвату на дропах. Вигода.

Области применения


Как я уже писал, одно из самых перспективных областей для таких сумок я вижу комьютинг. Потому что тут почти нет альтернатив. И потому что коммьютеры не используют лежаки и хитрые рули. Если коммьютеру нужно часто добрасываться общественным транспортом, заходить в магазины или брать сумку с собой на рабочее место, я бы рекомендовал использовать сапорт с быстросъёмным креплением. Это быстро и удобно. Сумка переносится на плече. Если сумку на велосипеде можно не снимать. То подойдёт обычный сапорт. Или вообще без сапорта на руль вешать.

Вторая область применения — велотуризм. Здесь сумка позволяет организовать объём, к которому имеется быстрый доступ. Очень многим этого не хватает, когда они начинают ездить с байкпакинговыми сумками. При этом в туризме легко можно пожертвовать аэродинамикой и весом. Когда нужен такой объём? Когда вы долго крутите и застаёте утреннее и вечернее похолодание, когда нужно доставать и убирать одежду. Когда может внезапно пойти дождь, когда надо быстро закупиться в магазине и ехать искать место для ночёвки.



В коротких походах без ночёвок иногда встает странная проблема: вещей слишком мало. Обычную байкпакинговую сумку без каркаса сложно набить так, чтобы она держала форму. У некоторых подседельных баулов бывает каркас и минимальный объём, они бы справились. Но ими не так удобно пользоваться. И чем чаще в сумку нужно лазить, тем сильнее неудобство сказывается.


Ещё одно применение — бреветы. Классическая сумка сзади позволяет минимизировать затупы с вытаскиванием и упаковыванием нужной шмотки, свойственные байкпакинговым "пчелопопам". При этом расположение сумки сзади не так сильно влияет на аэродинамику, как любые, расположенные на руле, сумки.

В байкпакинговых гоночках классическим подседельным сумкам тоже есть место. Причем в первом ряду.


Раньше я ездил вот с такой системой на руле:


Платформа для перевозки гермомешков + гермомешок с тентом, ковриком и бивачным мешком + герма с квилтом + внешний карман на молнии для мелочёвки.

Или вот такой:


Другая платформа для перевозки гермомешков + герма с тентом, бивиком и ковриком + объёмный карман без молнии.

Оказалось, что заменить всю эту подвесную систему на одну сумку не только проще в плане эксплуатации, но ещё и по весу легче на 40-150 гр. Да, прототип подседельной сумки не герметичный. Приходилось убирать все вещи в пакеты, но даже во время мощных ливней ничего внутри не промокало. Внутрь вода не затекала. Для жестких условий нужна бы герметичная вставка, конечно.

Для покатушек с детьми по парку классическая сумка на руле тоже хорошо подойдёт.

В общем, везде, где требуется быстрый доступ к большому объёму, эта сумка будет смотреться выигрышно. Если нужно регулировать объём сумки в широких пределах, или перевозить малые объёмы — классическая подседелка будет уместна. Если нужна только одна сумка для всех вещей, классика придёт на помощь. 

Недостатки


Если ставить сумку под седло, то нужен сапорт. Он весит 300-400 гр, для кого-то это может оказаться непозволительной тяжестью. Если сумка широкая, то влияет на ародинамику даже когда установлена сзади. Если скорости передвижения низкие, этим недостатком можно пренебречь. Если сумка большого объёма, скажем, литра на 24, то высокий центр тяжести будет влиять на управления велосипедом. Забить 12 литровый прототип так, чтобы это мешало управлению, у меня не получилось. Больше недостатков, свойственных именно классическим сумкам, я не нашёл. 

Соображения по улучшению


Хотелось бы в будущем увидеть такую сумку с входом на скрутке. Мне кажется, такую конструкцию проще сделать герметичной не применяя к дополнительной вставке.

Хотелось бы увидеть модель такой сумки, предназначенную для использования на руле. Более широкую и менее глубокую. Но чтобы вход по прежнему был сверху.

В прототипе вход резинки клапана-рукава упирается в крышку. Это сделано, чтобы исключить случайное попадание воды внутрь. Но на рулях с лежаками и джонсе из-за этого очень неудобно затягивать клапан. Хорошо бы сделать выход резинки в сторону дороги.

Возможно, есть смысл сделать более объёмную версию по типу Carrdice Camper и Fabio's Chest.

Выводы


Отличный многофункциональный сумарь. До начала тестирования я даже не подозревал, что он настолько мне понравится. Езжу с ним на работу, в походы, с детьми по паркам, в байкпакинговые гоночки. Рекомендую, в общем.



Поделиться ВКонтакте

1 комментарий:

  1. Отличный и обстоятельный отчет. С интересом ознакомился.

    ОтветитьУдалить