Я попросил участников массового старта ответить на ряд вопросов про себя, снаряжение и маршрут. Мне кажется важным раскрыть всю многогранность сверхдлинных гонок с самообеспечением, таких как Тур Юнайт. Для нашей страны они в новинку, многим непонятен и страшен такой формат велосипедных соревнований. Многие считают, что это только для мощных спортсменов. Вот, чтобы эти страхи развеять и внести ясность в общую картину, я собрал ответы участников в один пост. Чтобы можно было увидеть: у всех разные интересы, разные мотивы, разные цели, разный уровень подготовки. Но все они вышли на старт. Надеюсь, этот пост поможет многим перестать сомневаться в себе, перестать думать, что это безумная и невыполнимая затея. Это отличная затея! Выходите на старт в следующем году, будет круто!
Участники в порядке фотографирования на старте:
1. Евгений Киселёв, Санкт-Петербург, 30 лет.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велосипеде с 3-х лет. Гонщик-любитель в кросс-кантри и МТБ-марафонах с 2004 г. Два длительных похода в школьные годы, более короткие после.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Не мог упустить возможность попробовать байкпэкинг в виде гонки. Нонстоп гонки на самообеспечении кажутся наиболее интересным форматом: минимум ограничений, только ты, твое снаряжение и навыки, природа вокруг и время от старта до финиша.
Как готовился к гонке?
Тренировки без плана. Бег 0-50км в неделю в межсезонье. В сезон - нерегулярные поездки 2х10км по будням, несколько выездов по выходным, немного бега. Конечно, хотелось бы набрать больший суммарный объем и увеличить продолжительность тренировок. Восстановление после гонки не очень легкое и достаточно долгое.
Какое снаряжение взял и почему?
Старался минимизировать вес снаряжения, но не везде получилось. Я — знатный мерзляк, плюс к этому перестраховался из-за неустойчивой погоды и на случай приступа гипотермии. Бивак: прямоугольный тент из силиконки 1.5х2.6 м, бивачный мешок Nerpa Gear, полноразмерный надувной коврик Therm-a-Rest NeoAir X-Lite для лучшего восстановления, 900-граммовый спальный мешок TNF Lynx(не успел сшить пуховый квилт). Одежда: много термобелья и флиса, пуховый свитер. Ремкомплект, аптечка, самодельный фильтр из маленького модуля для кувшина и зиплока. Что еще?... Вазелин и пластырь для борьбы с потертостями, сигнал охотника.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Кастом на раме Scott Scale 940. Накатистая длинная рама с пологим углом рулевой, весьма жесткая, но комфортная, задний треугольник хорошо поглощает вибрации. Амортизационная вилка бережет руки и прощает ошибки управления. Колеса на ободах ZTR Crest. Резина Schwalbe Racing Ralph 2.25 Performance, установленная бескамерно. Дает хорошее сцепление, большой объем обеспечивает комфорт на грейдерах и запас от пробоя. Трансмиссия 1х10 (34, 11-36). Шоссейная система Shimano Tiagra 4703 и педали Crankbrothers Eggbeater 1 для уменьшения Q-фактора. Комфортные 23-х градусный руль Salsa Bend 2 с укороченными грипсами ESI Extra Chunky XXL и седло Specialized Phenom Expert.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Все понравилось. Много мелких собственных ошибок нужно исправить, лучше отработать сборы и бивак, лучше готовиться физически.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Основная ходовая еда – вафли KitKat Mini, легко идут, не надоедают. Печенье, зефир, плавленный сыр Виола, хлеб, бургеры в Макдоналдсе и Чикен Хаузе. Больше всего понравились пирожки, купленные в ларьке в Любытино. Пил воду с изотоником первые два дня, потом – с Гидровитом, немного одалживал солевые таблетки High5 у Романа. Кола, как обычно, хороша.
С каким трудностями столкнулся?
Боролся со сном и дискомфортом в левом колене. Забыл накомарник, на биваке объедали мошки и комары. Было тяжело заснуть. Рюкзак с веревочными лямками, который не успел заменить на нормальный, передавливал плечи. Было тяжело снимать и одевать компрессионные гольфы ослабшими руками.
Как вёл себя велосипед?
В целом замечаний к велосипеду нет. Цепь периодически сбрасывало на грейдерах т.к. стояла обычная звезда без успокоителя.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Как можно лучше готовиться физически. Иметь подходящий велосипед и снаряжение, уметь устранять неисправности. Все аспекты посадки очень важны. Велосипед должен быть подогнан под вас, а не вы должны подстраиваться под него. Такая гонка – неплохая проверка на психологическую прочность. Сохранять трезвость мысли и не раскисать – за темной полосой непредсказуемо быстро может прийти светлая. Несмотря на все трудности, возможно, это будет один из лучших моментов в вашей жизни. Пожалуй, у меня так и получилось.
2. Роман Важнов, село Клявлино Самарской области, 36 лет.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Какое снаряжение взял и почему?
С каким трудностями столкнулся?
Как вёл себя велосипед?
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
4. Юрий Крупенин, Зеленоград, 29 лет.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
В лагере — тушенка с рисом или гречкой/сублиматы/бутерброды с колбасками/набранные в макдональдсе в Волочке чизбургеры. В пути — шоколадные (и энергетические, где были) батончики, жевательный мармелад, сухофрукты. Иногда — копченый сыр или что-то мучное. Понравилось больше всего: в качестве персонального guilty pleasure — бутерброды с арахисовой пастой + кофе Nescafe 3 в 1 в лагере; по ощущаемому приливу энергии —неожиданно для меня пара съеденных в пути чизбургеров из того же макдональдса.
С каким трудностями столкнулся?
Малое количество/общая стелсоориентированность встреченных по пути веломагазинов (опять же, прекрасно понимаю, что с этим сложно что-то сделать); об этом более подробно в следующем пункте.
Как вёл себя велосипед?
Долгая и сложная история. Скорей, неудачный набор случайностей, но тем не менее из-за него я и сошёл в результате с трека. Утром уже второго дня порвалась задняя покрышка, закономерно порвав и камеру. При беглом осмотре причины не нашли, зашили покрышку и замотали армированным скотчем (спасибо, Илья!), перебросили на менее нагруженное переднее колесо. В Подпорожье купил какую-то довольно сомнительную 42 мм покрышку, и решил пока её не ставить, ездить на починенной, пока не порвётся окончательно. Повреждённая покрышка порвалась где-то на отметке в середине дистанции, однако где-то на 700 км порвалась и вторая (одна из двух, которые были у меня изначально, пересаженная на заднее колесо). Более подробный осмотр колеса показал, что обод был когда-то немного, на миллиметр, но погнут внутрь очевидно ударной нагрузкой (о чём свидетельствовали небольшие зазубрины), и теперь видимо в этом месте портит покрышки.
Далее в ход пошёл набор факторов:
1) Купленные нонейм-покрышки (а я, поняв, что обод видимо так и продолжит их рвать, купил в Волочке ещё две [!!] запасных) начали рваться гораздо чаще, чем бывшие у меня швальбы.
2) Выяснилось, что все мои запасные камеры в 42мм-покрышках (в начале гонки у меня были покрышки на 33мм) уже не до конца надуваются - сегмент, где вплавлен участок резины с клапаном, имеет меньший диаметр, чем все остальные, и поэтому подвержен большим нагрузкам.
В результате в день, когда я всё же сошёл с трека, я до этого останавливался 7 раз, чтобы отремонтировать/заменить заднюю камеру или покрышку. Окончательно закончились (уже будучи латанными-перелатанными) и те и другие у меня практически одновременно.
Причина, по которой у меня повредился обод, остаётся для меня неизвестной. Грешу на довольно жёсткую погрузку-разгрузку в поезд.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Имея предпосылкой мою историю с велосипедом — хотелось бы дать следующую рекомендацию: если у вас хоть что-то не так с велосипедом, то проезжая населённый пункт, остановитесь ненадолго и подумайте над двумя вопросами:
1) Что может потенциально сделать ситуацию ещё хуже?
2) Что прямо здесь и прямо сейчас вы можете сделать, чтобы ситуацию, напротив, улучшить?
Надеяться на авось, руководствуясь соображениями вида "проблемная деталь прошла 300 км, а у меня ещё 5 таких же запасных", опасно — поломки, как видим, обладают синергетическими свойствами и могут накапливаться до катастрофических состояний. Оставшись со сломанным велосипедом в чистом поле вы сможете сделать гораздо меньше, чем имея даже непрофильный магазин под боком.
Поделиться ВКонтакте
Участники в порядке фотографирования на старте:
1. Евгений Киселёв, Санкт-Петербург, 30 лет.
Чем занимаешься / профессия?
Изготовитель байкпэкинговых сумок, младший научный сотрудник/физик.
Изготовитель байкпэкинговых сумок, младший научный сотрудник/физик.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велосипеде с 3-х лет. Гонщик-любитель в кросс-кантри и МТБ-марафонах с 2004 г. Два длительных похода в школьные годы, более короткие после.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Не мог упустить возможность попробовать байкпэкинг в виде гонки. Нонстоп гонки на самообеспечении кажутся наиболее интересным форматом: минимум ограничений, только ты, твое снаряжение и навыки, природа вокруг и время от старта до финиша.
Как готовился к гонке?
Тренировки без плана. Бег 0-50км в неделю в межсезонье. В сезон - нерегулярные поездки 2х10км по будням, несколько выездов по выходным, немного бега. Конечно, хотелось бы набрать больший суммарный объем и увеличить продолжительность тренировок. Восстановление после гонки не очень легкое и достаточно долгое.
Какое снаряжение взял и почему?
Старался минимизировать вес снаряжения, но не везде получилось. Я — знатный мерзляк, плюс к этому перестраховался из-за неустойчивой погоды и на случай приступа гипотермии. Бивак: прямоугольный тент из силиконки 1.5х2.6 м, бивачный мешок Nerpa Gear, полноразмерный надувной коврик Therm-a-Rest NeoAir X-Lite для лучшего восстановления, 900-граммовый спальный мешок TNF Lynx(не успел сшить пуховый квилт). Одежда: много термобелья и флиса, пуховый свитер. Ремкомплект, аптечка, самодельный фильтр из маленького модуля для кувшина и зиплока. Что еще?... Вазелин и пластырь для борьбы с потертостями, сигнал охотника.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Кастом на раме Scott Scale 940. Накатистая длинная рама с пологим углом рулевой, весьма жесткая, но комфортная, задний треугольник хорошо поглощает вибрации. Амортизационная вилка бережет руки и прощает ошибки управления. Колеса на ободах ZTR Crest. Резина Schwalbe Racing Ralph 2.25 Performance, установленная бескамерно. Дает хорошее сцепление, большой объем обеспечивает комфорт на грейдерах и запас от пробоя. Трансмиссия 1х10 (34, 11-36). Шоссейная система Shimano Tiagra 4703 и педали Crankbrothers Eggbeater 1 для уменьшения Q-фактора. Комфортные 23-х градусный руль Salsa Bend 2 с укороченными грипсами ESI Extra Chunky XXL и седло Specialized Phenom Expert.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Все понравилось. Много мелких собственных ошибок нужно исправить, лучше отработать сборы и бивак, лучше готовиться физически.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Основная ходовая еда – вафли KitKat Mini, легко идут, не надоедают. Печенье, зефир, плавленный сыр Виола, хлеб, бургеры в Макдоналдсе и Чикен Хаузе. Больше всего понравились пирожки, купленные в ларьке в Любытино. Пил воду с изотоником первые два дня, потом – с Гидровитом, немного одалживал солевые таблетки High5 у Романа. Кола, как обычно, хороша.
С каким трудностями столкнулся?
Боролся со сном и дискомфортом в левом колене. Забыл накомарник, на биваке объедали мошки и комары. Было тяжело заснуть. Рюкзак с веревочными лямками, который не успел заменить на нормальный, передавливал плечи. Было тяжело снимать и одевать компрессионные гольфы ослабшими руками.
Как вёл себя велосипед?
В целом замечаний к велосипеду нет. Цепь периодически сбрасывало на грейдерах т.к. стояла обычная звезда без успокоителя.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Как можно лучше готовиться физически. Иметь подходящий велосипед и снаряжение, уметь устранять неисправности. Все аспекты посадки очень важны. Велосипед должен быть подогнан под вас, а не вы должны подстраиваться под него. Такая гонка – неплохая проверка на психологическую прочность. Сохранять трезвость мысли и не раскисать – за темной полосой непредсказуемо быстро может прийти светлая. Несмотря на все трудности, возможно, это будет один из лучших моментов в вашей жизни. Пожалуй, у меня так и получилось.
2. Роман Важнов, село Клявлино Самарской области, 36 лет.
Чем занимаешься / профессия?
Офисный работник, ИТ.Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Есть некий опыт туризма в рамках форматов которые мне нравятся, в основном с тусовкой с Lightpacker.ru. На велосипеде особых походов не было, а, нет, был велопоход в Абхазию в прошлом году, также разведывал дистанцию Tour Unite в прошлом году. Немного катаюсь перед такими мероприятиями, участвую иногда в рогейнах, мультигонках.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Потому что не мог не поехать.
Как готовился к гонке?
Подготовил велосипед по замечаниям прошлого года, что смог поменял и починил. Немного покатался на велосипеде, съездил на Red Fox Adventure Race (накатали там километров 200, это наверное большая часть наката в этом году, точно больше половины).
Какое снаряжение взял и почему?
Из бивачного — пирамидку на 500 гр, бивик и надувной коврик (комфортный сон мне очень важен), горелок не брал, мне нормально живется всухомятку, немного запасной одежды — джерси, ветрожилет, дождевик и тп, всякую мелочевку. Использовал байкпакинговые сумки Kiselev и только внутрирамку и сумочку на руль для мелочей Notnee.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Ехал на карбонайнере ригиде. Потому что, как мне кажется, большие толстые колеса очень помогают на неровностях этого маршрута, а также на сложных участках по песку и т.п. Мы многие сложные участки проехали своим ходом — вспашку, песок перед Паем и т.п. Поставил лежак, колеса бескамерно, поменял каретку на резьбовую, сумку подседельную поставил каркасную, сумки нарамные побольше и более удобные. В рюкзачке вместо 3 литров жидкости, как в прошлом году, ехала только сменная одежда — ветрожилет, рукава, бандана, кепка, лосины.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилась погода (успели проскочить до дождей), дистанция тоже, несмотря на кажущееся однообразие некоторых участков, по результату нашлось что вспоминается, понравилось ехать в команде, понравилось что приехал на старт кто-то кроме меня. Не понравилось что в целом потеряли кучу времени, не понравилось что объезжали участок у Торжка, не понравилось что был какой-то фейл с седлом и туфлями — седалище и ступни болели, отвлекали от езды, не понравилось что не приехала на старт куча потенциальных участников. Мысли на будущее — надо ли делать новый сегмент гонки, продолжать в следующем году и дальше?
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
На ходу питался мармеладками, по порции в полчаса, запивал колой, или изотоником, или водой. На биваке питался хлебцами с сыром-бастурмой, арахисом, курагой, в городах подкреплялись плюшками, йогуртом, мороженым и т.п. Больше всего понравился ларек с пирогами и кофе в Любытино, всем рекомендую.
С каким трудностями столкнулся?
В районе середины дистанции случилась череда поломок, что весьма задержало, к третьей четверти меня начали беспокоить ступни и седалище. С седалищем нашел средство борьбы — вместо смазывания кремом, обезжирить спиртом и наклеить на проблемные участки пластырь. С туфлями в какой-то мере справились передвинув шип максимально к пятке и наклеив на стельки metatarsal button (это все Женя). Без этого ехать было невыносимо, это основная причина почему мы не поехали нонстоп через Тверь в Конаково, это было немыслимо на тот момент. После этого я поверил в байкфит. После Торжка столкнулись с тем что по треку к Тверце не пройти по хорошему (до этого там два раза проезжал, и это довольно популярный маршрут, но договориться не удалось), искали нормальный объезд который можно предложить участникам.
Как вёл себя велосипед?
В целом вел себя хорошо. Надо было поменять покрышку на более свежую спереди, а эта протерлась в местах касания с ободом. По концепции он был адекватен маршруту.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Желающим проехать дистанцию 17 года: самое главное — посадка на велосипеде должна быть отрегулирована правильно, контактные точки — седло, руль, туфли должны быть прикатаны. То есть вы должны понимать, что готовы крутить долго в комфорте. Колеса желательно побольше и пошире, на быстрых и достаточно надежных покрышках бескамерно, ну, то есть 29 колеса 2,2-2,3 шириной, можно с защитой. Нужно по максимуму смягчить удары дороги. Полезно будет если предусмотреть большое количество вариантов посадки — то есть лежак, рога, руль-баран. Не берите много снаряжения, тяжелый байк приводит к поломкам.
3. Алексей Disaster, Москва, 33 года.
Чем занимаешься / профессия?
IT.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
Езда на велосипеде с детского сада, велотуризм 1
раз в прошлом году из Петрозаводска в Приозерск (вокруг Ладожского озера на
fixed gear) несколько бреветов и кросс кантри соревнований. Большой опыт водных
походов.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Думал поехать в велопутешествие, но в даты, на которые
планировал, пришлось с детьми сидеть, увидел анонс на Цуклинге и решил поехать.
Как готовился к гонке?
Почти все было готово с прошлого года, старался
уменьшить количество вещей.
Какое снаряжение взял и почему?
Палатка, спальник, коврик (вообще, я думал нельзя
в гостиницах и хостелах ночевать) комплект теплой одежды, велобахилы, дождевик. Горелку
и еды на двое суток автонома. Две запасные камеры, лопатки для съема покрышек, мультитул,
выжимку, кусок цепи, клей и заплатки для камер.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Велосипед mongoose selous sport (гревел), заменил
задний переключатель, провел ТО велосипеда.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Не понравились слепни, наверно в след раз поеду этот
участок рано утром. Купить сумку внутрь рамы, лежак и палатку полегче, может еще
как-нибудь уменьшить количество вещей, купить динамо втулку.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Первые 2 дня ел то, что привез с собой из Москвы.
Утром — овсянка с изюмом, в дороге —джем махеев или козинаки. В обед — фасоль или рыбные
консервы. Вечером макароны с тушенкой. Покупал в основном только консервы, шоколадки и
воду.
С каким трудностями столкнулся?
В первый день порвал цепь и пробил бутылку с водой,
пришлось набирать из колодца в какой-то деревне. На второй день начала люфтить каретка
(хотя перед поездкой я разбирал, чистил и смазывал её, затягивал нормально) на
третий — открутился шатун, потерялся винт. С периодически отваливающимся шатуном доехал
до Окуловки и сошел с дистанции.
Как вёл себя велосипед?
Вообще велосипед довольно комфортный. Нормально
едется по гравию, песку. Неплохой накат на асфальте.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Опробовать свои силы в коротких велопоходах, съездить
на бревет 400 – 600 км.
Чем занимаешься / профессия?
Программист/системный архитектор.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
7 лет и 3 года соответственно.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
В целом выглядело как лучший, наверное, вариант для недельного отпуска (более долгий этим летом мне не светил) — и велосипед, и небольшое всё же путешествие.
Как готовился к гонке?
Никакой специальной подготовки сверх обычных тренировок и нескольких выездов на ПВД + одного пятидневного в этом году.
Какое снаряжение взял и почему?
Велорюкзаки Пик-99, набор сумок от Нотни, палатка Nova Tour Ай Петри 2 V2. Не образец для подражания в заездах подобного рода, конечно: просто снаряжение, которое было у меня для велотуризма (к которому я отношусь всё же больше как к такой recreational activity, чем к соревновательному спорту или хардкорным нагрузкам; результат: путешествие с большим дополнительным весом, но и с большим условным комфортом).
Почему решил поехать Тур Юнайт?
В целом выглядело как лучший, наверное, вариант для недельного отпуска (более долгий этим летом мне не светил) — и велосипед, и небольшое всё же путешествие.
Как готовился к гонке?
Никакой специальной подготовки сверх обычных тренировок и нескольких выездов на ПВД + одного пятидневного в этом году.
Какое снаряжение взял и почему?
Велорюкзаки Пик-99, набор сумок от Нотни, палатка Nova Tour Ай Петри 2 V2. Не образец для подражания в заездах подобного рода, конечно: просто снаряжение, которое было у меня для велотуризма (к которому я отношусь всё же больше как к такой recreational activity, чем к соревновательному спорту или хардкорным нагрузкам; результат: путешествие с большим дополнительным весом, но и с большим условным комфортом).
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Cube Cross Race 2016. Циклокросс, до этого ездил в ПВД на двухподвесе. Хотелось в этом году попробовать чего-то нового, да и туризм на двухподвесе с моим снаряжением — всё же боль (можно использовать только консольные багажники, с которыми всё в целом довольно грустно, внутрирамная сумка большого объёма тоже не светит). Подготовка — седло Brooks Cambium, амортизирующий подседел Thudbuster LT, да два слоя обмотки на руле — всё для того чтоб ничего не отбить в дороге.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилось — природа в захваченном кусочке Карелии и в Ленобласти, общая высокая проходимость маршрута. Не понравилось (полностью осознаю, что всего нижеприведенного было бы сложно или вовсе невозможно избежать) — монотонность некоторых длинных участков трека (идущего сквозь густые леса не особенно живописного грейдера перед Тихвином, скажем). С участком между Волочком и Торжком лично для меня всё нормально (было даже весело продираться через все эти заросли и ручьи/лужи [в день, когда я туда добрался, шёл довольно сильный дождь]), но я легко могу представить, почему у других участников к подобным сегментам могут быть претензии.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилось — природа в захваченном кусочке Карелии и в Ленобласти, общая высокая проходимость маршрута. Не понравилось (полностью осознаю, что всего нижеприведенного было бы сложно или вовсе невозможно избежать) — монотонность некоторых длинных участков трека (идущего сквозь густые леса не особенно живописного грейдера перед Тихвином, скажем). С участком между Волочком и Торжком лично для меня всё нормально (было даже весело продираться через все эти заросли и ручьи/лужи [в день, когда я туда добрался, шёл довольно сильный дождь]), но я легко могу представить, почему у других участников к подобным сегментам могут быть претензии.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
В лагере — тушенка с рисом или гречкой/сублиматы/бутерброды с колбасками/набранные в макдональдсе в Волочке чизбургеры. В пути — шоколадные (и энергетические, где были) батончики, жевательный мармелад, сухофрукты. Иногда — копченый сыр или что-то мучное. Понравилось больше всего: в качестве персонального guilty pleasure — бутерброды с арахисовой пастой + кофе Nescafe 3 в 1 в лагере; по ощущаемому приливу энергии —неожиданно для меня пара съеденных в пути чизбургеров из того же макдональдса.
С каким трудностями столкнулся?
Малое количество/общая стелсоориентированность встреченных по пути веломагазинов (опять же, прекрасно понимаю, что с этим сложно что-то сделать); об этом более подробно в следующем пункте.
Как вёл себя велосипед?
Долгая и сложная история. Скорей, неудачный набор случайностей, но тем не менее из-за него я и сошёл в результате с трека. Утром уже второго дня порвалась задняя покрышка, закономерно порвав и камеру. При беглом осмотре причины не нашли, зашили покрышку и замотали армированным скотчем (спасибо, Илья!), перебросили на менее нагруженное переднее колесо. В Подпорожье купил какую-то довольно сомнительную 42 мм покрышку, и решил пока её не ставить, ездить на починенной, пока не порвётся окончательно. Повреждённая покрышка порвалась где-то на отметке в середине дистанции, однако где-то на 700 км порвалась и вторая (одна из двух, которые были у меня изначально, пересаженная на заднее колесо). Более подробный осмотр колеса показал, что обод был когда-то немного, на миллиметр, но погнут внутрь очевидно ударной нагрузкой (о чём свидетельствовали небольшие зазубрины), и теперь видимо в этом месте портит покрышки.
Далее в ход пошёл набор факторов:
1) Купленные нонейм-покрышки (а я, поняв, что обод видимо так и продолжит их рвать, купил в Волочке ещё две [!!] запасных) начали рваться гораздо чаще, чем бывшие у меня швальбы.
2) Выяснилось, что все мои запасные камеры в 42мм-покрышках (в начале гонки у меня были покрышки на 33мм) уже не до конца надуваются - сегмент, где вплавлен участок резины с клапаном, имеет меньший диаметр, чем все остальные, и поэтому подвержен большим нагрузкам.
В результате в день, когда я всё же сошёл с трека, я до этого останавливался 7 раз, чтобы отремонтировать/заменить заднюю камеру или покрышку. Окончательно закончились (уже будучи латанными-перелатанными) и те и другие у меня практически одновременно.
Причина, по которой у меня повредился обод, остаётся для меня неизвестной. Грешу на довольно жёсткую погрузку-разгрузку в поезд.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Имея предпосылкой мою историю с велосипедом — хотелось бы дать следующую рекомендацию: если у вас хоть что-то не так с велосипедом, то проезжая населённый пункт, остановитесь ненадолго и подумайте над двумя вопросами:
1) Что может потенциально сделать ситуацию ещё хуже?
2) Что прямо здесь и прямо сейчас вы можете сделать, чтобы ситуацию, напротив, улучшить?
Надеяться на авось, руководствуясь соображениями вида "проблемная деталь прошла 300 км, а у меня ещё 5 таких же запасных", опасно — поломки, как видим, обладают синергетическими свойствами и могут накапливаться до катастрофических состояний. Оставшись со сломанным велосипедом в чистом поле вы сможете сделать гораздо меньше, чем имея даже непрофильный магазин под боком.
5. Михаил Сударев, Зеленоград, 29 лет.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Чем занимаешься / профессия?
Программист/волейболист/велосипедист
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велосипеде катаюсь 6-й год, с туризмом познакомился 3 года назад. Годовой накат в районе 1500 км.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Всегда мечтал побывать в Карелии, а тут интересное событие и возможность посмотреть сразу много интересных мест. И ведь неделя в дали от информационного шума это отличный отдых.
Как готовился к гонке?
Подготовка была очень скомканная из-за плохой погоды, поэтому получилось прокатиться около 800 км до. За пару недель до начала начал кататься на велосипеде каждый день, чтоб организм привыкал.
Какое снаряжение взял и почему?
Снарягу выбирал по принципу: из того, что уже есть, и брать надо только самое легкое и компактное. Единственное, что купил это самонадувающийся коврик из splav'a. Итого по снаряге получилось:
- сумки: 3 сумки от мастерской Нотни (нарульная — туда упакован был спальник + дождевик; 2 нарамных сумки — еда + самые необходимые велозапчасти);
- 2 сумки пик-99 трек-20 (левая и правая) там ехало все остальное — еда, вода, посуда, запчасти;
- багажник — Topeak Super Tourist DX Disc;
- по одежде — штаны + шорты, 4 футболки, неопреновые носки, кепка + сменное белье;
- по посуде — горелка, котелок 2 л, газ (400 гр);
- запчасти — 1 камера, цепь, колодки, смазка для цепи, монтажки, набор шестигранников, нож.
На каком велосипеде поехал и почему? Как подготавливал?
Cube Acid 29er 2013, из подготовки осмотр всех частей и проверка на люфты. В начале сезона отдавал в веломастерскую для комплексного ТО.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Гонка в целом понравилось, по ходу прохождения возникла только одна мысль: добавить немного асфальта, дотянув соотношение асфальт/грейдер до 50/50. Два плохих участка — после Тихвина и перед Волочком напрягли, но как я понимаю по другому там было никак.
Проехать еще один раз я точно готов, лучше подготовив себя и снарягу.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Питались всем подряд. И рис/гречка с тушенкой + готовые консервированные каши, в придорожных кафе, в фастфудах. Было съедено просто куча сладостей — батончки, мармелад, мороженное, орехи и сухофрукты. Даже копченый сыр ели, ну и куда без бутербродов с колбасой. Самое вкусное - пицца в Тихивине в кафе Max Pizza.
С каким трудностями столкнулся?
Самая большая трудность для меня, это количество километров, которые предстояли впереди, было немного страшно начинать ехать. Никак не мог понять как за неделю проехать 1000. Но спустя 250-300 км этот страх ушел и ехалось довольно прекрасно.
На грейдерах столкнулся с тем, что начали болеть колени, но достаточно долго смог ехать и так, на ночь обмазываяся мазью. Но грейдеры Тверской области таки добили левое колено и я решил дальше не рисковать и поехать домой из Волочка. При подготовке к следующей гонке учту свои старые травмы.
Как вёл себя велосипед?
Велосипед вел себя отлично. За все время 1 прокол и скорей всего его можно было избежать, утром обнаружил оторванный сосок у камеры, скорей всего неаккуратно поставил вел на ночевке.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Ничего не бояться, собираться с умом и ехать в меру своих возможностей!
6. Kero Skjegg, Москва, 29 лет.
Чем занимаешься / профессия?
Инженер, разрабатываю электронику.
Какой опыт езды на велосипеде и туризма вообще?
На велосипеде езжу с 2000 года, туристический опыт приблизительно с того же момента. Ходил в пару классических велопоходов в невысокие горы: Крым, Карпаты. Катаю походы выходного дня и более длительные по подмосковью и соседним областям. Был опыт пеших походов, но в основном ходил на воду — в Карелию, на Кольский.
Почему решил поехать Тур Юнайт?
Увлёкся идеей байкпакинга и длительных байкпакинговых маршрутов. Начитался книжек как люди гоняют в штатах Тур Дивайд, решил опробовать на себе такой формат гонок и велотуризма. Идея быстрого турпохода за неделю на 1000 км заинтриговала. Хотел попробовать ложиться поздно, вставать рано, крутить весь день, и не тупить на остановках. Но основной мотив был — новые впечатления. С появлением детей стал ходить в походы всё реже, приуныл чот, появилось ощущение, что жизнь проходит мимо, захотелось впечатлений. Спортивных целей не преследовал, основной задачей было добраться до финиша сохранив здоровье.
Как готовился к гонке?
Купил велостанок, осень и зиму крутил по часу-полтора 2-4 раза в неделю. Пытался возобновить беговые тренировки в манеже, но не пошло. Весной приболел, прооперировался, врач запретил на велосипеде кататься пока не восстановлюсь. Поэтому, та скромная форма, что появилась за зиму, к старту растерялась, но восстановиться я успел. На работе избегал лифта, ходил пешком на 17-й этаж, на велосипеде только пару раз успел прокатиться по 25 км.
Какое снаряжение взял и почему?
Старался брать ту снарягу, которая уже есть. А если покупал новую, то старался поймать баланс между доступной ценой и низким весом. Решил попробовать новый формат: отказаться от палатки в пользу тента и бивачного мешка. Специально к Тур Юнайту приобрёл на алиэкспрессе компактный лёгкий тент-пирамиду из силиконки, заказал в Петербурге у Nerpa Gear бивачный мешок В Петеребурге же у Kiselev Bikepacking заказал модульную подседельную сумку с консолью, фидбэги и бензобак. Внутрирамную сумку сшил сам. Грузовую платформу на руль взял у жены — тоже сам делал. Взял ещё укороченный самонадувной коврик surfing mini из Сплава, под него подкладывал 4 мм пенку изолона. Ещё взял пуховый квилт 800 гр, который уже был. Брал шорты с расчётом на дополнительное утепление в холод, и на то то, что буду периодически стирать велотрусы с памперсом. А пока они сохнут, буду ехать в шортах. Вместо ремня использовал стропу с трёхщелёвкой. Если что, её можно было применить для ремонта, утягивания сумок. Старался применить принцип мультифункциональности вещей, в общем. Ещё брал спальный комплект одежды, запасную влагоотводящую термофуфайку ходовую. В вещах себя не сильно ограничивал. За спиной лёгкий рюкзак с гидратором на 2 литра и дождевым комплектом.
Ехал на ригидной сталюге. Самосбор на базе Format 5222. Из родного в нём остались фреймсет и рулевая. Трансмиссия 1x10: 32x11-40 зубов. Ведущая звезда переменной ширины, дюраэйсовская бар-энд манетка, система и переклюк Deore. Тормоза BB-7, руль Ritchey Comp EvoMax 46 см. Бюджетный лежак, крышка якоря с интегрированным посадочным местом под флягодержатель Alpkit I Love Mud. Контактные шимановские педали с широкой платформой. За неделю до старта принял мудрое решение сменить колёса. В итоге поставил недорогой, крепкий и надёжный мтб вилсет на деоровских втулках и WTB i23 ободьях. Покрышки — стоковые полуслики с бывшего меридовского гибрида. Что то-там Merida Speed, 38 мм шириной. Ободья позволяют использовать бескамерную резину, но я не заморачивался, поехал с камерами. Ещё на нижней трубе высверлил отверстия и установил туда резьбовые втулки и флягодержатель Blackburn Mountain Bottle Cage под 1.5 л бутылку.
Общие соображения: что понравилось, что не понравилось, мысли на будущее?
Понравилась природа, понравилось количество впечатлений — выше крыши вообще, понравился формат такого быстрого турпохода. Участники понравились. Все такие интересные и крутые. Не понравилось ехать одному. Не то чтобы тосковал по людям и общению, просто в компании ехать веселее, больше впечатлений, они лучше укладываются в голове. А когда ты устал и плетёшься в конце — тебе приходится догонять, даже если сил нет. Когда едешь один, то очень скучно, дни смешиваются в один непонятный момент, и сложно себя мотивировать ехать быстрее. С другой стороны когда едешь один если устал и помираешь — останавливайся и отдыхай сколько хочешь, никого не задерживаешь. Ещё мне не понравилось ехать уставшим по красивым местам. Люблю природу, но когда едешь из последних сил, то эмоции в основном негативные. Столько много в таких красивых местах я ещё не матерился. Ощущение, что проезжаешь это всё зазря. Нужно лучше готовиться физически, худеть, тренировать выносливость, чтобы получать больше удовольствия от гонки. В следующий раз не брать с собой котелок+газ+горелку, оптимизировать вещи, поробовать отказаться от заплечного рюкзака.
Чем питался и как? Какая еда больше всего понравилась и где?
Пожрать-то я не дурак, это заметно. Еду люблю, неплохо готовлю. В рамках Тур Юнайта было очень интересно опробовать утилитарный подход к еде, отставить в сторону кулинарию и классический туристский подход с готовкой завтрака обеда и ужина, а питаться всем подряд, что попадается в магазинах. В макдональдсах покупал кучу чизбургеров, закидывался ими на остановках. Чизбургегры очень быстро повышают уровень сахара в крови. Очень хорошо заходят не самые химозные чипсы типа "Русской картошки" с колой. Прям прёт энергия потом. В магазинах по пути покупал в основном шоколадки для питания на ходу. Сникерсы, пикники, твиксы, и т.п. Каждый тип шоколадок быстро приедается. Увлекательная игра: найди ходовую еду, от которой ещё не тошнит. Идеально заходит халва в шоколаде. Особенно бобруйская, по форм-фактору как сникерс которая. Там и жиров и белков и углеводов. К моему удивлению и разочарованию, арахисовая паста, которую я вёдрами могу есть дома, на дистанции вообще не усваивалась. А жаль, она очень калорийная, там много белков и микроэлементов. И продаётся она практически в любом магазине "Магнит" на дистанции. На привалах и с утра ел всякие булки, хлеб, сыр чечил, колбасу краковскую. В целом старался отслеживать своё состояние и потреблять углеводы до того как закончатся силы. За всё время на дистанции ни разу не испытал чувства голода, но всё равно всхуднул на 3 кг. Из нормального питания понравилось кафе в Алёховщине — брал там салат и шаверму на тарелке. Ещё понравилась чайная "Забава" в Любытино — брал там салат, выпечку, беляши свежеизжаренные.
С каким трудностями столкнулся?
Основная трудность — накопившаяся усталость и, как следствие, низкий уровень энергии. Из-за них последние 4 дня смешались в один ком. Помню как страдал и матерился. Красоты природы почти не помню. Для меня дистанция была скорее сложна физически, чем морально. Хотя, в последний день убравшись в лесу лицом в песок подумал: а не всплакнуть ли. :) Перед стартом вообще не знал чего ожидать от организма, просто взял и поехал. Очень рад, что проехал без травм. Колени не болели — самое главное. Из незначительных нарушений: селгка онемели пальцы на ногах, натёрлась задница, и в последний день простреливало левую руку. По возвращении домой восстановился за два дня.
Как вёл себя велосипед?
Велосипедом очень доволен. Боялся, что будет тяжело на ригиде с бараном и 38 мм покрышками ехать по бездорожью. Оказалось, что рама хорошо гасит вибрации, при этом достаточно жёсткая и накатистая. Ширины покрышек хватает, чтобы не вязнуть на песчаных секциях. В очень сложных случаях проходил пешком — мне позволял мой недельный формат. Если вы планируете ехать быстрее, то, конечно, нужен найнер, хорошая амортизация, идеальный байкфит. Или если у вас уже есть найнер — вам будет проще. Но если у вас туринг или циклокросс с бараном и не самыми широкими покрышками — это не повод отказываться от Тур Юнайта. Просто придётся снизить темп, будет, возможно, тяжелее и менее комфортно. Из поломок — два раза спустило заднее колесо за 30 км до финиша. В первый раз с ходу поменял камеру без разбирательств. Во второй — обнаружил мелкий камешек, прорезавший покрышку. Удалил, заклеил, поехал. На гравийных участках в дождь мелкие фракции гравия попадали в калиперы и клинили колесо, ещё они попадали в цепь и она слетала даже с нароу-уайд звезды.
Советы желающим проехать Тур Юнайт?
Вас будут пугать: там медведи, там сограждане, там автомобили. Смерть-смерть-смерть. Не верьте, больше шансов помереть в городе. Но готовиться к маршруту надо со всей серьёзностью. Природа довольно дикая. Есть реальный шанс встретить медведя в районе Петрозаводска. Но это свершено не значит, что он вас тут же убьёт. Надо читать как вести себя при встрече с ним. Из других диких животных водятся волки, рыси, росомахи — но их вы не встретите. Зато в некоторых деревнях могут попасться собаки без привязи — берите перцовый баллончик отбрызгиваться. Очень хорошо надо подумать на тему защиты от кровососов. Их встречается полный спектр: клещи, комары, мошка, слепни, оленьи мухи. Без накомарника и репелента даже нужду справить — дичайший стресс. Хорошо обдумывайте необходимое снаряжение, прикатывайте его и велосипед, выезжайте в пробные походы. Готовьтесь физически, старайтесь больше ездить на велосипеде. Готовьтесь морально к трудностям. На маршруте если всё опостылело и нервов не хватает, старайтесь думать о том, что все трудности только на время, рано или поздно они закончатся, если двигаться вперёд. Если всё же нервы не выдерживают и вы готовы сойти с маршрута, постарайтесь отложить окончательное решение до утра следующего дня. Как правило, после сна вся ситуация видится в совершенно ином свете. Проходите маршрут в сторону к дому — так меньше соблазн слиться. Вас будет мотивировать близость к дому — глупо всё бросать, если травм нет, техника работает, столько проехал и дом уже так близко. Постарайтесь найти себе компаньона схожего уровня подготовки — это повысит шансы успешного прохождения маршрута, а так же позволит снизить вес снаряжения. Но самое главное — не бойтесь. Эти 1000 км вполне по силам каждому. Просто соизмеряйте свои возможности и не надрывайтесь. Катайтесь помаленьку, получайте максимум удовольствия.
P.S.: Спасибо огромное всем участникам за ответы. Получился отличный материал!
С большим интересом прочитала все ответы. 1000 км - это звучит очень внушительно, но вот же люди проехали, хоть и не спортсмены.
ОтветитьУдалитьМожет решусь в следующем году?
ОтветитьУдалитьХорошая информация для размышления!
ОтветитьУдалитьПравда у некоторых участников, когда читаешь про подготовку вела, сплошь специфика с терминологией. Читать неподготовленному невозможно.
Зато ответы про впечатления от маршрута добротные, льются как песня.
Здорово, было интересно почитать.
ОтветитьУдалитьЗдоровское интервью! Было интересно читать=) Интересно с какими трудностями сталкивались участники и как решали. Все молодцы и кто доехал и кто сошел.
ОтветитьУдалитьЭто очень круто!!!
ОтветитьУдалить