суббота, 28 декабря 2019 г.

Про руль Surly Moloko Bar

С тех пор как в 2016 году Шурли представили публике этот странный руль, я мечтал его попробовать. Молоко — представитель отдельного подвида рулей, которые принято называть "альтернативными". В эту категорию попадают рули, которые сильно отличаются по геометрии и функционалу от привычных палок и баранов. Основная задача альтернативных рулей — обеспечить комфорт и кучу разных хватов тем людям, которым не зашли стандартные решения. Вес у альтернативных рулей обычно уходит на второй план, а цена — на третий.

Меня устраивает мой Джонс, но интерес к Молоку за несколько лет не утих, хотелось понять чем он отличается. Месяца три назад мне удалось договориться с магазином Планетарки.ру и взять руль на тест, с условием, что я потом напишу пост и поделюсь своими мыслями и замечаниями. Меня никто не обязывал расхваливать товар, денег за публикацию мне не платили. Всё нижеследующее — моё личное мнение.

Ссылка на руль в магазине: Руль Surly Moloko Bar

По ссылке можно узнать все технические характеристики. Я сконцентрируюсь на том, чего по ссылке нет.

В Шурли любят писать про свою продукцию, что-то вроде "швейцарский армейский нож среди ______". Вставьте нужное: велосипедов, рулей, багажников. Типа мульти-инструмент под любые задачи. Я бы сказал, что Молоко это нечто иное, это скорее фрикционная манетка без индексного переключения, она может переключить что угодно, обеспечить сотни положений, но понравится она не всем.

Забавно, кстати, что изначально Молоко выглядел совершенно по другому. Вот фотография ранней модели с одной из велосипедных выставок:

Фото с сайта: http://g-tedproductions.blogspot.com/2016/09/friday-news-and-views.html
Но я рад, что от этой формы отказались. Современная мне нравится больше, она функциональнее, и ещё она выделяет руль в сонмище других странных рулей.


Первое на что нужно обратить внимание — геометрия. Если у вас до этого была обычная палка с небольшим загибом к ездоку, шурлевский руль вам покажется очень непривычным первое время. Но так с любым альтернативным рулём.

Нестандартная геометрия так же означает, что вам наверняка придётся играться с посадкой: менять длины и углы выносов, возможно даже двигать седло. Такие пляски с посадкой — это одновременно и недостаток и преимущество. Я склонен считать, что раз вы обратились к альтернативным рулям, вас что-то не устраивало в езде и посадке, а стало быть её нужно менять в любом случае, а потратив время и силы на поиск хорошего удобного положения руля и седла, вы будете вознаграждены комфортом, который раньше был просто недостижим.

Если сравнивать с Джонсом, то на Молоке приходится сильнее тянуться вперёд. Я не ожидал, что это будет настолько заметно. Пришлось существенно укорачивать вынос. Наглядно сравнить геометрии разных рулей можно на сайте whatbars.com, это отправная точка для подбора посадки. Если вы видите, что положение рук уехало на 50 мм вперёд, значит нужен вынос на 50 мм короче. Как-то так.

Первое, что мне очень понравилось в геометрии Молока — рога. На них очень удобно ставить руки за счёт стыка трёх труб. Небольшая затыка в том, что рога загнуты вверх. Таким образом, когда грипсы расположены горизонтально, хват за рога оказывается комфортным для кистей. И хватаясь за них вы немного приподнимаетесь, что позволяет слегка разгрузить спину. Всё круто. Но, если вы захотите грипсы завалить вниз, сделать комфортный даунсвип (downsweep), то угол рогов уже будет избыточным. Аналогично, если вы вдруг решите грипсы приподнять, сделать апсвип (upsweep), положение рук на рогах станет неудобным.


Второе, что мне понравилось — вариативность хватов, и возможность их тонкой настройки с помощью разных грипс.


Сверху вниз: грипсы Jones Kraton H-Bar® 210 мм; обрезанные до 160 мм грипсы ESI Chunky XXL; грипсы Ergon GP-1 Large 130 мм.


С короткими грипсами основное положение рук будет за края руля. Хват здесь будет только один, зато всё остальное пространство можно замотать шоссейной обмоткой, и скакать по ней руками как вздумается.


Основной хват за рога: большой палец поверх дальней трубы.


В этом хвате палец не даёт руке сползти с рогов, в результате можно расслабить кисть, перестать сильно сжимать руль. При этом снизу кисть поддерживается тремя трубами.


Для людей с большим весом этот момент может стать определяющим при выборе именно Молока. Я вешу в районе 90, и почти на всех рулях испытываю стандартную проблему: если руль низко, то на кисть приходится большой вес, в результате сдавливается нерв, руки периодически простреливает, пальцы немеют. С Молоком давление на кисть равномерно распределяется по всей ладони, нерв не сдавливается, руки чувствуют себя прекрасно. В хвате за рога ехать очень комфортно. Не ожидал, что будет настолько удобно. Мне кажется, это основная фишка данного руля.


При этом, сохраняется возможность менять хваты за рога, если задолбало ехать в одном положении, или если убились какие-то участки кисти.


Если уцепиться пальцем за петлю, то кисть опирается своей серединой на стык трёх труб. И место, где проходит локтевой нерв, оказывается в воздухе, на него вообще нет давления. Обычно неметь начинают именно мизинец и безымянный палец в результате сдавливания локтевого нерва.

Мне ещё нравятся несколько извращённых хватов, которые удивительным образом позволяют рукам отдохнуть. Например, вот такой. Выглядит странно, но ехать удобно.


Те, кто познал пальцевый хват Уси, могут ехать так:


Если поставить грипсу подлиннее, ситуация несколько меняется.


Появляется два хвата за края руля.



При этом сохраняется основной хват за рога.



Видно, что ладонь не касается крепления тормозной рукоятки. Даже если бы там ещё манетка стояла, места бы хватило.

Мне кажется, 160 мм грипсы — самый универсальный вариант для использования совместно с Молоком.


Если у вас синглспид, то альтернативный хват за рога тоже останется, если нет, то может быть не очень удобно из-за манетки. В любом случае, чтобы ладонь чувствовала себя комфортно, придётся здесь намотать обмотки потолще, чтобы обмотка оказалась была заподлицо с грипсой.

Если воткнуть грипсу максимальной длины, ситуация снова поменяется.


Появится три хвата за края руля.




Основной хват за рога останется, если замотать петлю обмоткой потолще.



А вот альтернативных хват вообще пропадёт.



К другим особенностям Молока я бы отнёс то, что этот руль жёсткий. Ну, мне так показалось, во всяком случае. По сравнению с алюминиевой палкой 780 мм. Но я не проводил лабораторных измерений, в цифрах свои ощущения доказать не могу. Возможно, это что-то психосоматическое, но молоко сильнее отдаёт в руки при езде с жёсткой вилкой и высоким давлением в покрышках. Если подспустить, то норм. Но лучше, конечно, руль поднять повыше, чтобы уменьшить давление на руки. Я сделал это с помощью выноса Velo Orange Cigne, вместе с ним всё работало волшебно. 


Если ставить молоко на велосипед с амовилкой, думаю, вообще разницы в жёсткости не будет заметно. 

В целом, руль мне очень понравился. Начиная от качества покрытия и изготовления, — такие аккуратненькие сварные шовчики, просто ми-ми-ми, — и заканчивая кучей хватов и вариантами настройки под себя. Мне не зашёл угол загиба в 34 градуса. Мне больше подходит угол в 45 градусов, как на Джонсе. Но это очень индивидуально. Знаю как минимум двух искушённых в велосипедных железках  людей, которым не зашёл Джонс, и идеально подошел Молоко. К сожалению, тут пока не попробуешь, не поймёшь. Спасибо Планетаркам, за возможность это сделать.. :)


Преимущества:
  • много хватов;
  • можно тонко настроит под себя;
  • много места для крепления аксессуаров и электроники;
  • продуманная конструкция рогов.
Недостатки:
  • загнутые рога могут быть неудобны при наклоне руля;
  • скорее всего придётся укорачивать вынос;
  • жесткий (но это не точно).
Я намеренно не стал относить к недостаткам вес. Нормальный вес. Тот, кто хочет одновременно и комфортный, и простой по конструкции, и лёгкий руль, вынужден будет всю жизнь искать этого сказочного единорога. Остальные закроют глаза на разницу в весе, и будут получать удовольствие от катания. Тем, кто решил попробовать для себя альтернативные рули, могу смело рекомендовать Молоко. Однозначно стоит попробовать. Но, как и с любыми альтернативными рулями надо быть готовым к двум вещам: что придётся подбирать посадку; руль может не подойти.

Так же советую ознакомиться с заметкой Карины Симоновой про этот руль: А у вас Moloko убежало.

UPD: Для читателей моего бложика Планетарки расщедрились на промокод. Скидон суммируется с другими скидками. Если вдруг соберётесь заказывать, вводите Kero.


Поделиться ВКонтакте

3 комментария:

  1. Очевидный минус - головняк при перевозке :(

    ОтветитьУдалить
  2. любой руль снимается при перевозке без проблем)

    ОтветитьУдалить