пятница, 8 ноября 2019 г.

Просто езжай. Введение.

Часть книги "Просто езжай: радикально практическое руководство по езде на вашем велосипеде" Гранта Питерсена.

С помощью этой книги я пытаюсь обратить внимание на то, как дурно велогонки влияют на велосипеды, снаряжение, мироощущение, а затем пытаюсь это влияние исправить. Я бы сказал, что преследую благую цель, но её невозможно достигнуть не отдавив кому-нибудь ноги, и мне это не нравится. В жизни я не такой грубый или осуждающий, как в этой книге, мне неловко её писать, потому что весьма предсказуемо последует резкая критика. Осуждать будут многие: владельцы велосипедов, которые я высмеиваю; производители велосипедной одежды; производители энергетических батончиков; производители велосипедных шлемов и врачи скорой помощи; производители велосипедов, оптовые и розничные продавцы; и даже спонсоры благотворительных велозаездов и пропагандисты велокультуры. Но то, что я озвучиваю в этой книге, должно было прозвучать. 

Я задумываюсь и ставлю под сомнение гоночные методы, а затем выступаю с более пригодной к жизни альтернативой — негоночными. И когда вы окончательно поймёте мой посыл и перестанете притворяться, то станете Негонщиком. Вы отбросите позёрство и нарушите иерархию. Вы снова начнёте получать удовольствие от велосипеда, как в детстве, до того как стали таким серьёзным. Дети — абсолютные Негонщики и лучшие ролевые модели для всех нас.

Но на взрослых основное влияние оказывают профессиональные гонки. Люди, которые не участвуют в соревнованиях, а катаются для отдыха, в большинстве случаев делают это в той же одежде, той же обуви, и на тех же велосипедах, что и гонщики. Большинство поездок совершается ради тренировки, и при этом мы всегда пытаемся улучшить своё время. Мы можем провести в тренировках всю жизнь, достигая цели, которые, вроде бы, не за горами. Такая езда — больше работа, чем веселье, но даже не смотря на это, никто от неё не худеет. Устаёт, да. Но вот мощноногий круглопузый ездок на дальние дистанции — это реальность и клише.

Возможно, вы держите эту книгу в руках, потому что захотели проверить из-за чего весь сыр-бор, когда услышали плохие отзывы и бурное обсуждение. Или потому что вас уже тошнит от плохих советов друзей, веложурналов и веломагазинов, и кто-то посоветовал вам эту книгу в качестве последнего средства перед тем, как вы обратитесь к контактным педалям и карбону.

Если смотреть широко, то мы все ездоки, я понимаю. У меня нет цели посеять рознь. Но утверждения, что гонки это вершина спорта, и что гонщики — боги колеса, сами по себе разобщающие, и долбанутые тоже. Участники гонки Тур де Франс (которую я предпочитаю называть БОСТАГОВНОФ* — Большая Старая Гонка В Некоторых Округах Франции, потому что это никакой не тур) имеют исключительные природные данные, тренеров высочайшего уровня, самое лучшее гоночное оборудование. Их работа состоит в том, чтобы показывать чудеса выносливости, на которые человеческое тело просто не рассчитано. Поэтому не удивительно, что употребление всяких средств и препаратов среди профессионалов —  это уже не способ достигнуть предел, а возможность удержаться на уровне с остальными. И среди веществ, снаряжения и профессиональных тренировок я не могу найти ничего хорошего, что могли бы дать гонки. Позвольте мне коротко рассказать как я стал таким.

Я езжу на велосипеде каждый день с апреля 1970 года (первый День Земли). С тех пор я принимал участие в гонках, ездил в походы, катал трейлы, коммьютил, и просто не слезал с велосипеда. Я много раз падал, мне въезжал в бок Бьюик на скорости 56 км/ч, мне переезжали руку прям перед самым лицом, я влетал головой в полицейский автомобиль в городе Лафает штата Калифорния. Но подавляющую часть времени я ездил захватывающе однообразно.

С 1975 по 1984 я работал в розничной торговле (в основном торговал велосипедами), участвовал в гонках около шести лет, а ещё, как и тысячи других велосипедистов, проехал через всю страну в 76-м году.** В декабре 84-го я устроился работать в американскую штаб-квартиру крупнейшего японского производителя велосипедов Бриджстоун Сайкл. Когда офис компании в Штатах закрыли в конце 94-го, я основал компанию Ривендел Байсикл Воркс в городе Уолнат Крик штата Калифорния. И если десять лет работы в Бриджстоун и изменили мою точку зрения на велосипеды — а они точно изменили, — то семнадцать лет в Ривенделе перевернули её с ног на голову. Наши покупатели — приверженцы велосипеда. Некоторые катают два года, некоторые — двадцать лет, а иногда встречаются и те, кто катает все сорок. И все они жалуются на одно и то же, что и подтолкнуло меня написать эту книгу. И часто, когда они приходят к нам в первый раз, велосипеды не подходят по посадке, или оказываются неудобными, хотя и стоили кучу денег. Велосипеды оказываются предназначенными не под те задачи, хотя человек и следовал советам экспертов во время покупки. Наши клиенты решили кататься на велосипеде чтобы повеселиться и похудеть. Но длинные и быстрые групповые выезды — это вовсе не весело, а четыре года и 35 000 км спустя они весят столько же. Всё потому что они послушали плохой совет и общепринятое мнение, которые не работают. В этой книге изложено нетрадиционное мнение, которое работает. 

Я затрагиваю многие избитые темы: шлемы, односкоростные велосипеды, техника педалирования, и т. д. Часто вы будете несогласны, но я и не прошу всё принять на веру, — просто задумайтесь. Вот несколько мифов, которые я собираюсь разнести в пух и прах:
  • шлем весом в 170 гр даёт достаточную защиту;
  • длинные тяжёлые заезды полезны для здоровья и приведут вас к жизни полной радости;
  • гонщики — хорошие ролевые модели;
  • углеводы — лучшее топливо;
  • езда на велосипеде — хороший способ сбросить вес;
  • современные технологии делают езду весёлой и эффективной.
В конечном счёте, эта книга призвана исключить те негативные воздействия гонок, из-за которых ваши поездки перестают быть фантастическими. Не страдайте во имя скорости, вымышленной славы, или восторгов в Интернете; не катайтесь на велосипедах, в которых не видите смысла; не напяливайте глупые наряды только для того, чтобы поехать на велосипеде; не воспринимайте свой велосипед как снаряд для набора формы, а езду на нём, как неизбежное страдание, из которого можно извлечь пользу. Ваш велосипед — это полезное удобство, это веселье, игрушка, хоть и дорогая иногда. А езда на велосипеде идёт вам на пользу, только когда она в кайф. 

Грант Питерсен

_________________________________________________________________________
* —  в оригинале BORAF, Big Old Race Around France, имеется в виду игра слов BORing As Fuck — пиздец скучная.

** — В 1974 группа молодых велотуристов, объединённых идеей сделать для всех желающих велопробег по США в честь двухсотлетия независимости — бисентениала, организовала общество Байксентениал. За лето 1976 года около 4000 человек проехало по ТрансАмериканскому Веломаршруту (TransAmerica Bicycle Trail), который был разработан специально под велопробег. Маршрут пролегал через все Соединённые Штаты, начинался в городе Астория штата Орегон, а заканчивался — в городе Йорктаун штата Вирджиниа. Разработка, разведка и нанесение маршрута на карту велись силами Байксентениал и добровольцев в 1974 и 1975 годах.