воскресенье, 28 октября 2018 г.

10 лет Revelate Designs: интервью с Эриком Парсонсом

Ревелейт Дизайнс на днях отпраздновали день рождения с круглой датой. Чтобы выразить своё почтение, я решил перевести приуроченное к этому событию интервью на сайте bikepacking.com. Кто не знает, Ревелейт Дизайнс — один из лидеров байкпакинговой отрасли, на них равняются, их копируют. В интервью отмечены основные вехи в истории компании, слегка затрагиваются планы на будущее. Так же там рассказывают про возникновение и развитие байкпакинга, что перекликается с моей статьёй "Введение в байкпакинг. Идеология, терминология, история." и дополняет её. Перевод будет полезен и в плане популяризации, и для общего представления. Надеюсь, после прочтения станет понятнее, что за зверь такой этот байкпакинг, откуда появился и какие задачи был призван решать. Итак, начнём:
Ревелейт Дизайнс сегодня официально перевалили за 10 летний рубеж. Чтобы отметить это событие, мы попросили основателя компании Эрика Парсонса отрыть старые фотографии и ответить на несколько вопросов про историю и будущее байкпакинга ...
Сегодня, 24 октября, исполнилось ровно 10 лет с того момента, как Эрик Парсонс основал Ревелэйт Дизайнс, одну из первых компаний по производству сумок и снаряжения специально для байкпакинга. Чтобы отпраздновать круглую дату, Ревелейт опубликует на этой неделе несколько статей, а так же запустит в продажу кое-что новенькое. Мы подумали, что это удачный момент, и задали Эрику пару вопросов об истории компании, о том, что его подвигло к шитью снаряжения, и о будущем байкпакинга.

Эрик Парсонс на шоссе Далтон. Аляска, 2004 год
Равнина Мор, Индийские Гималаи
Перевал Кхардунг-Ла, Индийские Гималаи

Прежде всего, поздравляем вас с десятилетием. Когда ты впервые занялся байкпакингом, и что тебя привлекло?


Спасибо! Чтобы полноценно ответить, мне придётся вспомнить становление меня как ездока. Я начал кататься на горном велосипеде в начале 90-х, когда учился в старшей школе. Участвовал в некоторых гонках, пока учился в колледже, но никогда выдающихся результатов не показывал. Мне всегда больше нравились длинные поездки по трейлам и исследование местности, чем попытки ездить быстро. Так что мои тренировки проходили обычно по длинным извилистым маршрутам. Когда я жил в Колорадо, набирали популярность стомильные  гонки и 24-часовые МТБ марафоны, и я заинтересовался. Была когда-то в Колорадо гонка под названием "Месть Монтесумы". Я в ней пару раз участвовал. В результате проникся атмосферой и подружился с организаторами. Там надо было ехать весь день и всю ночь разными петлями, и таскать на себе велосипед через четырёхтысячники в свете налобного фонарика. У гонки не было конца, участник, который проехал дальше всех, выигрывал. Она была жестокой, безумной и угарной. Одна из первых сверхдлинных гонок на выносливость по диким местам, которая предопределила современные сверхдлинные МТБ гонки на выносливость.

Ну так вот, как-то мой друг Дэн Бэйли и я возвращались на машине домой после целого дня скалолазания в районе Эстес Парка. Обсуждали идеи длинных велопоходов на будущее. Дэн прочитал про какую-то дорогу в Индийских Гималаях, по которой некоторые устраивают походы на мотоциклах. Она проложена по самым высоким в мире перевалам для моторизированного транспорта. Конечно же, мне эта идея понравилась, и мы туда в итоге поехали. Получился невероятно крутой поход, но мы тащили за собой прицепы, которые были загружены значительно тяжелее, чем следовало бы. Потому что мы были зелёными новичками. Я помню как смотрел на все манящие съезды с дороги, и думал, как круто было бы по ним катнуть. Но знал, что не выйдет, потому что у нас тяжёлый и неудобный груз. Потом в походе я сломал основную трубу прицепа, и пытался договориться с чуваком из полевого лагеря военных, чтобы он мне её заварил. Сварка тоже лопнула, и я использовал хомуты и карабины, чтобы сделать шину. Из похода я вернулся со страстным желанием заниматься велотуризмом и осознанием того, что именно в следующий раз нужно сделать по-другому.

Три месяца спустя я уже летел в Чили, в Сантьяго, чтобы проехать на велосипеде через Патагонию. На "Мести Монтесумы" я задружился с человеком, который организовывал гонки Идитаспорт на Аляске. Я увидел у него на велосипеде внутрирамную сумку, которую его мама сшила для соревнований на крайнем севере. Я понял, что мне тоже такая нужна. Поэтому я договорился с другом из Форт Коллинс, чтобы он сшил мою первую внутрирамную сумку. И я  взял её в поход. Ещё я взял кучу компрессионных и обычных мешков, которые я примотал к багажнику. В результате получилось что-то вроде небольших боковых сумок на моём горном велосипеде. И я укатил на 2 месяца в Патагонию. Это был 2001 год, и мой первый байкпакинговый набор сумок.

Месяцы полярного дня в окрестностях Нулато Хилс в Западной Аляске закончились, и солнце, наконец, заходит. Фото Люка Меля (Luc Mehl), осень 2017

Чем ты занимался и что тебя вдохновило делать сумки и снаряжение до того, как появился байкпакинг?


Я всегда был этаким чинильщиком-лудильщиком, создавал и ремонтировал вещи. Я получил степень в области гражданского строительства, и в итоге работал по специальности. Мне нравились некоторые аспекты профессии, и она меня в итоге привела на Аляску. Приходилось ездить и работать в отдалённых местах штата. И что меня доканывало, так это пустая разработка и проектирование чего-то, когда ты потом не можешь воочию наблюдать результат строительства и испытывать чувство удовлетворения. Гражданское строительство обычно затратно, требует согласований, и даже иногда — принятия политических решений. Часто  проекты остаются на бумаге, и ты не можешь вечером вернуться домой, взять бульдозер с арматурой, и сварганить образец, чтобы проверить работает ли твоя идея. В то время я ещё не осознавал, но у меня действительно была сильное желание что-то делать руками.

Я начал шить ради развлечения, и чтобы создавать своё собственное снаряжение, которое сидит и работает ровно так, как я хочу. По большому счёту, мне просто нравилось, как быстро от идеи можно перейти к практической реализации, что было прямой противоположностью того, чем я был занят на работе. В 2005 году я начал шить свою собственную одежду, рюкзаки и прочее. Потом, в итоге, пришёл к внутрирамным велосипедным сумкам. На работе я витал в облаках: продумывал последовательность сборки деталей и как разложить сумку на выкройки. Каждый вечер я возвращался с работы домой и воплощал свои идеи. Тратил кучу времени на производство бесполезных образцов и деталей снаряжения, но в процессе — научился шить и делать выкройки.

Эрик Парсонс и Дилан Кентч на финише своего 500 км велопакрафтового похода из Якутата в Кордову в 2008 году
Велопакрафтовый поход из Якутата в Кордову в 2008 году

Расскажи про свои первые сумки.


Одна из первых сумок, которую стоит отметить, это среднего литража рюкзак. Он стал моим основным походным рюкзаком на многие годы. Сшил под лыжные и пакрафтовые походы. У этого рюкзака были боковые утяжки и внешний карман типа "бобриный хвост". Я его любил и таскал во все свои ранние адовые велопоходы (включая оба Затеряных Побережья), и в пакрафтовые выходы — тоже.

Если говорить про велосипедные сумки, то первой стала сумка, которая потом превратилась в исходный Тэнгл. Я сделал её по типу той, что Майк Куриак смастерил для своих первых индивидуальных стартов по маршруту Грейт Дивайд. Сумка пошла на мой Карате Манки, который я взял во вторую поездку по Южной Америке в 2005 году. Я там ехал из Эквадора в Боливию. Для этого похода я ещё доработал пару гермомешков, чтобы их можно было использовать в качестве боковых сумок на переднем багажнике, и ещё сделал какую-то мелочевку, чтобы довести набор сумок до ума.

А на Аляске был большой спрос на хорошую систему перевозки груза для зимних велогонок по снегоходным дорогам. В то время существовали Суситна 100 (на 161 км) и два гиганта Аляска Ультра Спорт на 350 и на 1000 миль (563 и 1610 км). Эти гонки проводились уже долгое время, но только начали чувствовать на себе развитие велосипедов. Многое было написано про эволюцию фэтбайков, не буду вдаваться в подробности. А вот что касалось перевозки грузов, то людям просто приходилось изобретать решения из того, что было под рукой. По сути, они просто притягивали всё барахло к раме велосипеда. Расположенная на Аляске компания Вайлдфайр Фэтбайкс в то время выпускала для своих велосипедов внутрирамные сумки. Очень простые, но тем не менее, функциональные. Я увидел перспективу для технически более сложных, специально для таких событий разработанных сумок. И это дало толчок к созданию бизнеса.

В какой-то день я решил устроить себе индивидуальный старт в плане пошива сумки для моей подруги Бекки. Кажется, на это ушло четыре часа. Тогда я прикинул, что можно было бы попробовать делать сумки для других людей, и зарабатывать на этом. Я заказал целевую рекламу на mtbr.com, и сразу заработал сарафанное радио: обо мне узнали на Аляске, и на среднем западе, где проводилась зимняя гонка Эрроухед 135.

Как один из первых производителей велосумок, мог ли ты когда-нибудь представить путь от того, где ты был (в гараже)  туда, где вы сейчас: с несколькими производствами и продажами по всему миру? Каков был этот путь?


Да такое невозможно представить! Я начал без плана или каких-то далеко идущих видов. Я просто старался производить снаряжение для людей, которые вытворяют удивительные вещи на велосипедах. Это было основным моим мотиватором, и привело Ревелейт туда, где мы сейчас. На ранних этапах, да даже и сейчас, очень много внимания тратилось на попытки создать самые броские кастомные сумки. В итоге приходится проделать тонну работы, чтобы осчастливить малое количество людей. По этой причине я прекратил все кастомные заказы и целиком сфокусировался на производстве линеек продукции, которые были всегда в наличии и широко доступны.

Всё развитие компании было очень естественным, мы учились и налаживали связи в процессе. Нам повезло, тем не менее, что во всём этом развитии то, что мне казалось "проблемами", на самом деле оказывалось хорошими вещами в предпринимательском плане. Основной проблемой был постоянный большой спрос на нашу продукцию. Мы сделали очень много шагов, и сполна испытали проблемы расширения производства, пока не научились масштабировать объёмы. Производство на Аляске имеет свой набор уникальных проблем. Но, в конце концов, я всегда очень благодарен за ту поддержку, что мы получали со стороны покупателей на всём пути.

Юго-восточная Боливия, 2005

Названия некоторых ваших продуктов вдохновлены твоими путешествиями по Южной Америке. Расскажи про них, и как они повлияли на первые ваши сумки.


Про влияние на название меньше всего известна Вискача. Пожалуй, это самое худшее торговое название, поскольку никто не знает, как его правильно произносить, и что оно обозначает. Но для меня оно — полная умора, и пришло из приключений, которые отражают всю нашу суть.  В моем втором походе по Боливии в 2009 году, мы с моей бывшей девушкой Джули ехали по старой дороге в оловянные шахты. Дорога пролегала на высоте 4500 км по горному хребту Кимса Крус, к югу от Ла Паза. У нас была нарисованная от руки карта, и мы реально не представляли что нас ждёт впереди. В тот день мы преодолели уже два перевала, а так же вкусили снежный шквал. Где-то по пути за нами увязалась большая и дружелюбная чёрная собака. Она бежала рядом с нами оба перевала. Мы уже порядком упоролись, день шёл к закату, а дорога делала крутой поворот к подножью высоких острых вершин. С ледника вниз дул ветер через мрачный заброшенный поселок. Когда мы проезжали в повороте руины шахтёрского посёлка, то увидели сотни животных, которые выглядели как гигантские жирные кролики. Собака бросилась на них и стала гонять по всему посёлку. Сплошное месиво из болтающихся ушей и жирных грызунов. Мы с Джули начали задыхаться от хохота. И продолжили задыхаться и хохотать весь подъём в третий и последний на тот день перевал. В конце похода мы загуглили "гигантский кролик в Андах", и выяснили, что наблюдали горных вискашей.

Когда и где ты впервые услышал термин "байкпакинг"?


Уже после того как я начал делать сумки. Кажется, это был Скот Морис сразу после того, как он запустил свой сайт bikepacking.net. Первый ресурс, где люди могли поболтать по теме, поделиться историями, маршрутами и замечаниями по снаряжению.

Ранние сумки, когда Ревелейт ещё назывался "Эпик Дизайнс"
Ранние сумки, когда Ревелейт ещё назывался "Эпик Дизайнс"

Ревелейт Дизайнс многое что сделала первой. Если не ошибаюсь, вы первые сделали нарульную сумку на скрутках, первую сумку на верхнюю трубу. Что ещё вы сделали первыми?


Да, мы придумали концепт нарульной сумки на скрутках со съёмным внешним карманом. Я раньше приделывал на руль клапан от старого  рюкзака Бомб Пэк компании Дана Дизайнс. Он выступал в роли нарульной сумки с быстрым доступом. Так что идея съёмного кармана нарульной системы пришла отсюда. Ещё мы придумали концепт грузовой платформы как модульной нарульной системы, которая изначально служила для перевозки больших зимних спальных мешков.

Ещё мы первыми запустили в производство половинчатую внутрирамную сумку Тэнгл в 2010 году (так же известную как"селёдка" — прим. перев.). Этот запуск был моим основным приоритетом, потому что эта сумка на удивление функциональна, и была одной из первых, которые я разработал.

Женщина по имени Кристина Олсен первой придумала концепцию кормушки Горный Фидбэг. Это была первая сумка на вынос с быстрым доступом. Мне понравилось, как она интегрируется в линейку наших сумок, и мы начали переговоры с Кристиной. Позже я выкупил её бизнес, чтобы ввести в ассортимент Ревелейт этот Горный Фидбэг. Вместо того, чтобы просто скопировать, как обычно поступают теперь. За годы мы доработали и улучшили конструкцию, и она по сей день остаётся, на мой взгляд, той сумкой, что определяет целую категорию.




Мы первыми предложили рынку герметичные нарульные и подседельные сумки. Мы вложили много денег в аппарат воздушной сварки в 2013 году, и сделали первые герметичные Свитролы и гермомешки для первого поколения Террапинов. А Террапин, кстати, была первой модульной подседельной сумкой со съёмным гермомешком.

Чем больше мы выпускали сумок, тем чаще сталкивались с проблемами надёжности спиральных влагозащищённых молний. У нас начала формироваться плохая репутация в связи с их поломками. Ирония в том, что все остальные производители использовали точно такие же молнии. Мы просто делали больше, поэтому получали больше поломок. В связи с этим, я начал ездить по промышленным выставками, и потратил целый год на исследования и тестирования того, что сейчас называется системой Зип Стретч. Её можно встретить во всех наших внутрирамных сумках. Мясистая тракторная молния, залитая водозащитным компаундом, и к этому делу пришита первая специально под нас разработанная ткань  эластичная тканая основа с нанесённой на изнанку тянущейся водозащитой. Эта доработка очень сильно улучшила наши внутрирамные сумки, и они перешли в разряд экспедиционных. К нам в магазин недавно заезжал велосипедист, который использовал сумку Рейнджер в своём двухлетнем путешествии по грунтовым дорогам из Ушаи в Анкоридж (Из Аргентины в Аляску — прим. перев.). Молния продолжает работать как новая. Так что мы не просто так говорим, сумки действительно экспедиционные.

Эрик катит в байкпакинговом формате по Чугачским горам в начале 10-х. Фото Дэна Бэйли

Как ты думаешь, рост популярности байкпакинга  это мыльный пузырь, или всё же тренд?


Как вид активности, байкпакинг никуда не денется. Он открыл людям целый пласт возможностей того, что можно сделать с велосипедами. И этих возможностей будет становится только больше. Теперь велотуризм стал доступен любому достаточно любознательному и целеустремлённому человеку. Байкпакинг — это целый набор знаний о маршрутах, о том как паковать вещи, о снаряжении. Большая благодарность сайту bikepacking.com за то, что является такой прекрасной площадкой, где люди могут вникнуть в байкпакинг!

Как ты думаешь, связана ли популярность байкпакинга отчасти и с тем, что байкпакинговые сумки используют не только туристы, а ещё и коммьютеры с катальцами?


В какой-то мере, да. Внутрирамные сумки, фидбэги и сумки на верхнюю трубу подходят любому, кто ездит на велосипеде. В Горном Фидбэге можно перевозить стакан с кофе во время своей утренней поездки на работу, а можно использовать эту сумку на Тур Дивайде (и по прежнему иметь возможность засунуть в него стакан с кофе после посещения заправки). Так что людям, которые используют велосипед в быту, становится только лучше от развития и роста популярности байкпакинга. Например, внутрирамные сумки имеют смысл вообще для любого вида велоактивности, и это один из аспектов бизнеса, который я люблю.

Байкпакинг с рафтами в 2008 году на Аляске во время похода "Затерянное Побережье". "Когда мы туда добрались, можно было плыть. Но уже спустя полчаса появилось так много айсбергов, что плыть стало совсем невозможно."

Как ты думаешь, в каком направлении происходит развитие байкпакинга? В сторону каких конкретно дисциплин?


Я вижу два направления развития. Первое  это туда, где лежат корни байкпакинга: в сторону трейл райдинга, когда ты хочешь раскатывать техничные трейлы на двухподвесе, и чтобы это длилось как можно дольше. Основной момент здесь  людям надо учиться упаковываться как можно более минималистично.  Чем больше барахла с собой тащишь, тем меньше удовольствия от катания. Не говоря уже про то, что на двухподвесах и места-то нет под большое количество вещей. Так что здесь придётся прикладывать больше средств и усилий для байкпакинга, по сравнению с внедорожным туризмом, где используются другие велосипеды, и места для вещей больше.

Другое направление развития  простота, с которой теперь можно путешествовать по шоссе и гравийным дорогам налегке. Достаточно одной лишь подседельной сумки, и неполной внутрирамной сумки, чтобы везти с собой сменную одежду и устраивать велопоходы с одной лишь кредитной картой, останавливаясь на ночь в гостиницах и хостелах. Многие велосипедисты не занимаются горными походами и внедорожным туризмом, но хотят проезжать на велосипеде по много километров каждый день, получая от этого удовольствие. Для этой категории людей байкпакинг оказался лёгкой дорогой к путешествиям.

Как ты думаешь, что должно произойти, чтобы текущие темпы роста оставались на том же уровне, и чтобы байкпакинг выдержал испытание временем как в плане производства, так и в плане культуры?


Сейчас это на самом деле очень серьёзный вопрос. Большинство байкпакинговых маршрутов в США проходит по территориям, которые находятся в в публичном пользовании. Если мы потеряем право на доступ к таким территориям, мы потеряем целиком маршруты, или будем вынуждены искать варианты объездов. Теперь нельзя воспринимать свободный доступ к землям публичного пользования как должное. Достаточно одного взгляда на администрацию Трампа и записи в земельном реестре, чтобы понять  для байкпакинга это не сулит ничего хорошего. Защита публичных земель — задача номер один. Хорошая статья и заключение на эту тему есть здесь. Многие велосипедисты приходят в байкпакинг из других областей туризма с уже имеющимися навыками. Например, из пешего. Тем не менее, для некоторых байкпакинг  это первый опыт велотуризма вообще. И необходимо уделить внимание тому, чтобы базовый этикет, такой как "не оставляй следов" и правила посещения определённых территорий (пропуска, разрешения, и т.д.), были соблюдены. Чтобы о байкпакерах сложилось представление, как о приличных туристах.

После тщательно спланированной заброски с фэтбайками на самолёте малой авиации, Люк, Эрик и снаряжение прибыли в город Нулато на Аляске, населением в 336 человек
Езда по тропинкам мускусных быков на маршруте, который выглядел "проезжабельным" на снимках со спутника. В этот раз так оно и оказалось! Фото Эрика Парсонса
Люк Мель заталкивает велосипед в один из крутых подъёмов аляскинской тундры. Фото Эрика Парсонса

Нулатские холмы, Аляска. Фотографии Эрика Парсонса

Какой самый популярный товар в линейке Ревелейт?


Передние малые сумки: Маг-Тэнк, Горный Фидбэг и т.д. Тэнгл и Террапин почти такие же популярные.

Ну, и наконец, есть ли у тебя козырь в рукаве, который ты бы хотел сейчас засветить?


Ну, у нас много чего заготовлено к выпуску под конец года и к весне. Новые линейки, новые системы, новые ткани. Будет офигенно.

P.S.: Хочу просто выразить сердечную лагодарность всему байкпакерскому сообществу, Логану и байкпакинг.кому, и всем, кто поддерживал развитие байкпакинга. В Ревелейт мы любим то, что делаем, и всем сердцем за это переживаем, постараемся и дальше развивать байкпакинг по всем возможным направлениям.

Поздравляем с десятилетием!

Комментариев нет:

Отправить комментарий