понедельник, 29 мая 2017 г.

Введение в байкпакинг. Идеология, терминология, история.

В апреле на легкоходном слёте я рассказывал про байкпакинг. Если вам попадётся видеозапись, не судите строго. :) Я редко выступаю, поэтому навык слабый. Речь не готовил, предпочёл опираться на слайды и импровизировать. В процессе немного нервничал и тупил, но главный недостаток моего выступления — отсутствие шуток. Без них слушатели любой материал воспринимают тяжело. А если материал насыщен информацией, то воспринимают ещё тяжелее. Но всем понравилось, судя по отзывам.



Чтобы уложиться в отведённое время я рассказывал про байкпакинг не так подробно как хотелось бы, поэтому напишу серию постов. Разделю её для удобства восприятия на две части. В первой будет про сам термин "байкпакинг", идеи и историю. Во второй — про снаряжение для байкпакинга: чем оно отличается от обычных велосумок, какие есть конструкции и почему. Постараюсь посты написать без отступлений и разглагольствований, которые я так люблю. Чтобы сэкономить время, буду использовать всё те же слайды из выступления. Шутить опять не буду, мужайтесь. И ещё будет очень часто повторяться "байкпакинг". Если вы наткнётесь на ошибку или заблуждение, прошу вас оставить комментарий. Изображения кликабельны.


Терминология


Bikepacking присутствует в русском языке в двух вариантах: байкпакинг и байкпэкинг. Первый — адаптировался нашим языком, легко произносится, легко воспринимается на слух, является практической транскрипцией английского слова. Второй — пытается передать особенность произношения в английском языке. Разница  между двумя вариантами такая же, как между устоявшимся "Микрософт" и напыщенным "Майкрософт".

Сумку для байкпакинга можно встретить под именем "вело баул" или "байкпак". С одной стороны это отличает её от распространённых в нашем языке "велоштанов" и "велосумок". С другой — работает закон экономии языковых усилий, потому что писать и произносить "байкпакинговая сумка" дольше.

Идеология.

Что скрывается под термином "байкпакинг"?  По сути — объединение трёх простых идей: легкоходства, велотуризма, использования нескольких маленьких сумок вместо одной большой. 


Как и любой туризм, байкпакинг подразумевает самообеспечение. Никаких машин сопровождения, никакой команды массажистов. Только ваши знания, навыки и умения.

Из легкоходства позаимствована идея минимизации снаряжения. Ультралайт,  мультифункциональность, только самое необходимое — всё то, что отличает легкоходов от  классических пеших туристов.

Если придерживаться этих принципов, оказывается вполне реальным распихать ваше снаряжение в сумки небольшого объёма. Если эти сумки потом развесить по всему велосипеду, окажется, что управлять им легко, а багажник вовсе и не нужен.

Лёгкий и удобный в управлении велосипед позволяет проехать больше, увидеть больше, получить впечатлений больше. Никто не запретит вам обвешаться сумками и гнать по шоссе. Но вообще байкпакинг подразумевает катание по грунтам подальше от цивилизации. Ограниченный объём сумок подразумевает регулярное пополнение запасов еды, поэтому на маршруте населёнка всё же должна присутствовать. Адские автономщики могут спать спокойно, ваши двухсотлитровые велоштаны и два месяца без магазинов в Заполярье никому не переплюнуть.

Высокая плотность впечатлений на час ходового времени и удобство управления велосипедом одна из причин по которой байкпакинг набирает популярность. Сферический современный человек в вакууме работает будние дни в офисе и чем больше впечатлений он сможет получить за ограниченное время выходных дней, тем лучше для его психики, тем больше удовольствия, тем он счастливее. Хотя, конечно, в относительной величине байкпакеры по прежнему мизер от общего числа велотуристов.

История.

Посмотрим статистику поисковых запросов в гугл по слову "bikepacking" за последние 13 лет. Может сложиться впечатление, что люди начали интересоваться вопросом только 7 лет назад, а ранее такого явления практически не существовало.


Это обманчивое впечатление. Люди интересовались как разместить на раме и руле груз задолго до этого, с 1885 года, когда была разработана схема современного велосипеда: два колеса одинакового размера цепной привод на заднее колесо. Велосипеды такой конструкции были безопаснее существовавших ранее пенни-фартингов, больше людей начали ездить на велосипедах, стали появляться первые велотуристы. И не просто велотуристы, а байкпакеры.


Это фото сделано в 1889 году в Норвегии. Самое раннее воплощение байкпакинговых идей, что мне удалось найти. Четверо мужчин позируют на фоне горной долины в округе Трёнделаг. Снаряжение в нарульных сумках, багажников нет, машины сопровождения тоже нет. И населёнка, похоже, не близко. 



Россия не отставала от мирового велосипедного бума в конце XIX века. На фото страница буклета Мартоса в помощь начинающим велосипедистам. Примечательно, что все сумки для вещей называются "багажниками". В том числе и внутрирамная, которую изготавливали из непромокаемой парусины. На увеличенном фрагменте предыдущего слайда мы видим аналог современного гермомешка, называемый портпледом. Мешок крепится к рулю специальными хомутами с ремнями. Изображение таких же ремней можно наблюдать в российском буклете.

Вот ещё одно свидетельство того, что байкпакинг со своими идеями существовал и сто лет назад. И что идея обвесить велосипед небольшими сумками появилась раньше мысли про велобагажник.


На фото фрагмент каталога компании Сирс и Робак из 1897 года. Рекламируется внутрирамная сумка для велосипеда. Быстро снимается, удобная, должна быть у каждого велосипедиста.

 

На этой фотографии позирует стригальщик овец. В 1910 году в Австралии было 93 миллиона овец. Много пастбищ, большие расстояния, востребованная профессия. Велосипед очень удачно подошёл в качестве средства передвижения между пастбищами. В эти тюки и сумки мужчина уложил всё, что ему необходимо для жизни и работы. Это как пример утилитарного байкпакинга для тех, кто считает его баловством.

Ещё один пример утилитарного байкпакинга. В 1914 году Эдвард Рэйхенбах проехал на велосипеде 3000 километров через пустыню в центре Австралии. И сделал он это за рекордные 28 дней. Всё, что ему для этого понадобилось можно увидеть на фотографии.



Найти фотографии байкпакеров оставшейся части двадцатого века мне не удалось, но у меня есть соображения на этот счёт. С 20-х годов автомобили становятся лучше и дешевле, для них строится много новых дорог. Велосипед как транспортное средство и как способ отдыха теряет свою привлекательность. Остаются только увлечённые велолюбители, которых мало и не видно. В  50-х -70-х годах велосипед считают или детской игрушкой, или спортивным снарядом. Туристов мало, они не светятся. А те, что есть, катаются по асфальту с багажниками и кучей вещей. В 80-х - 90-х меняется отношение к велосипеду, идёт развитие горного велосипеда, становится больше туристов. Люди начинают кататься вне асфальта, развивается внедорожный велотуризм.



Малая часть тех, кто стал катать вне дорог вернулась к идеям столетней давности. Начало двадцать первого века можно считать началом байкпакинга в современном понимании.


Современный байкпакинг отличается от своего столетнего предшественника меньшими страданиями и большим комфортом — снаряга вместе с велосипедом стали легче и удобнее. Современный байкпакинг, как и велотуризм, доступен женщинам. Никто их не осуждает и не придаёт огню.


На этом, пожалуй, закончу.

Следующая часть про типы сумок и их применение.

Поделиться ВКонтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий